КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нового времени
Возрождение как предпосылка философских идей Химки - 2012 г.
I. Учебные и воспитательные цели: 1. Уяснить сущность и специфику содержания философии Нового времени. 2. Определить содержание эмпиризма и рационализма в философии Нового времени. 3. Определить круг основных социально-философских проблем философии Нового времени. 4. Воспитание личной ответственности у обучаемых за высокие результаты учебы в академии.
II. Учебно-материальное обеспечение: 1. Слайды 2. Выставка литературы III. Расчет учебного времени:
IV. Организационно-методические указания: При изучении темы необходимо раскрыть содержание философии Нового времени, ее зарождение, становление и развитие, а также круг основных проблем и роль в жизни человека и общества.
V. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ «СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ» В конце ХVI – начале ХVII в. в передовых странах Западной Европы происходит разложение феодальных и возникновение капиталистических отношений. Этому способствуют буржуазные революции в Нидерландах, Англии, которые стали скачком для развития промышленности, торговли, военного дела, мореплавания и т.д. Развитие буржуазного общества не только порождает изменения в экономике, политике и социальных отношениях, но и коренным образом трансформирует духовную жизнь общества. На первое место выходит наука как практическая деятельность человека, способная качественно изменить его жизнь и избавить от бед и страданий. Именно в этот период происходит постепенное разрушение единства накопленного знания и его дифференциация на философию и науку.
Эпоха Возрождения (по-французски – Ренессанс) охватывает период со второй половины XIV по начало XVII в. Это время кризиса феодализма и зарождения капиталистического способа производства, великих технических и географических открытий, которые привели к бурному развитию торговли и производства, к изменениям в социально-классовой структуре европейского общества и совершенствованию его политической организации. Возникают новые виды искусства, делаются первые шаги в области современного естествознания, формируются новые политические и социальные концепции, социалистические утопии. Название «Возрождение» эпоха получила в связи с тем, что она шла под лозунгом восстановления значимости ценностей античной культуры и раннего христианства. Философия античности рассматривается в историческом контексте. Древние философы принимаются скорее как союзники, чем «высшая инстанция». Наряду с провозглашением авторитета античных мудрецов происходит возрождение «истинной» христианской духовности. Это не означало разрыва с наследием средневековой философии, которая также обращалась к трудам великих мыслителей античности. Но в то же время между Средними веками и эпохой Ренессанса существуют различия в отношении к античности. Если Средневековье относилось к античности как к авторитету, то новая эпоха – как к идеалу. Авторитет принимают всерьез, идеалом восхищаются, но восхищаются эстетически, с неизменным чувством дистанции между ним и новой реальностью. Возрождение возникло как итог развития и преодоления средневековой культуры. Если Средневековье можно назвать эпохой религиозности, то Возрождение – преимущественно эпохой художественно-эстетической. В центре внимания Средних веков – Бог и связанная с ним идея спасения человека в Боге. В эпоху Возрождения в центре внимания оказался сам человек. Для гуманистической философии Возрождения стало характерным рассмотрение человека в его земном предназначении. Поэтому философское мышление новой эпохи можно охарактеризовать как антропоцентрическое и гуманистическое. Другая важная особенность Возрождения заключается в формировании новой, пантеистической картины мира. Пантеизм – философское учение, отождествляющее мир и Бога. В нем христианский Бог утрачивает свой внеприродный характер, сливается с природой, которая тем самым обожествляется. В эволюции философской мысли эпохи Возрождения принято выделять три периода: а) гуманистический, или антропоцентрический (сер. XIV – сер. XV в.); б) неоплатонический (сер. XV – первая пол. XVI в.); в) натурфилософский (вторая пол. XVI – нач. XVII вв.). Для духовной культуры эпохи Возрождения характерно следующее: – утверждаются антропоцентризм и гуманизм как высшие принципы анализа бытия, жизнедеятельности человека и общества; – культ творческой, в первую очередь трудовой деятельности приобретает высокую значимость; – оппозиционность к римско-католической церкви и ее идеологии достигает уровня конфронтации, особенно со стороны протестантов; – происходит перемещение основного философского интереса от формы идеи к ее содержанию; – возрастает интенсификация естественнонаучных исследований и выдвижение на первое место конкретных знаний о природе. Натурфилософская геоцентрическая концепция Вселенной сменяется гелиоцентрической во взглядах Бруно, Коперника, Галилея; – актуализируется интерес к изучению социальных проблем общества и государства; – торжествует индивидуализм; – распространяется натурфилософский пантеизм; – в гносеологии происходит разрушение религиозной парадигмы объяснения жизни общества и утверждение светской, научно-технической методологии организации и развития капиталистического хозяйства; – в утопических и иных моделях общественной жизни распространяются идеи социального равенства и справедливости. К основным направлениям философии эпохи Ренессанса можно отнести: а) гуманистическое (XIV – XV вв.); б) неоплатоническое (сер. XV – XVI в.); в) натурфилософское (XVI – нач. XVII в.); г) реформационное (XVI – нач. XVII в.); д) политическое (XV – XVI вв.); е) утопическо-социалистическое (XV – XVII вв.). Для более полного уяснения основных идей философской мысли эпохи Возрождения кратко рассмотрим эти направления. Гуманизм как философское направление получил распространение в Европе в XIV – середине XV вв. Его центром стали города Италии, существовавшие как самостоятельные государства. К основным чертам гуманизма относились: антицерковная и антисхоластическая направленность; стремление уменьшить всемогущество Бога, доказать самоценность человека и реабилитировать физические начала в человеке; антропоцентризм – рассмотрение человека центром мира вместо теоцентризма Средних веков, обоснование самодостаточности и самоценности индивида; негативное отношение к официальному образованию, пронизанному церковно-схоластическим духом; антиклерикализм – критическое отношение к профессиональным служителям католической церкви, особенно к монахам как наиболее многочисленным представителям церкви. Гуманисты, как правило, не были философами-профессионалами. Они представляли новую социальную среду – политические деятели, дипломаты, филологи, поэты. Одним из выдающихся представителей гуманизма по праву считается Данте Алигьери (1265–1321) – итальянский (флорентийский) поэт и мыслитель, автор произведений «Божественной комедии», «Пир», «О монархии». Данте считается первым мыслителем эпохи Возрождения, хотя был современником расцвета схоластической философии. Противник мирской власти церкви, он был сторонником создания сильного светского и основанного на праве государства. В его произведениях впервые появились элементы, отличные от средневекового мировоззрения. Он по-новому переосмыслил характер отношений Бога и человека, считая, что божественное и человеческое существуют в единстве и недопустимо противопоставлять Бога творческим возможностям человека. Данте верил в познаваемость мира и был убежден, что человеческий разум всегда дойдет «до правды». Философия для Данте – это прежде всего этика, а смысл бытия – в любви («движущей Солнце и другие светила»). Франческо Петрарка (1304–1374) – поэт и мыслитель, автор работ «Книги песен», «О презрении к миру», «О достопамятных вещах», «Письма без адреса», «Письма к потомкам» – считается родоначальником гуманизма. Именно Петрарка впервые ввел термин «гуманизм». Круг его интересов обширен: он философ-моралист, историк, этнограф, географ. Для произведений Петрарки типичны мотивы индивидуализма, восхищения природой, воспевания земной любви. Человек, по мнению Петрарки, имеет право на счастье не только в потустороннем мире, но и в реальной земной жизни. Будучи сторонником научного знания, Петрарка выступал ярым противником схоластики как метода тогдашней диалектики, которая пыталась свести решение любых проблем жизни и науки к спору о понятиях и значениях слов-терминов. Джованни Боккаччо (1313–1375) – основоположник научной критики текстов, филологического метода понимания священных книг. Негативное восприятие схоластической метафизики сочеталось у него с восхвалением эпикуреизма. В своем труде «О наслаждении» Боккаччо обосновывал полноценность жизни человека, доказывал невозможность духовной жизни без телесного благополучия. Для Боккаччо социальный мир должен строиться на фундаменте трех высших законов: любви, благородства и согласия. Лоренцо Валла (ок. 1407–1457) – римский филолог, автор трактата «О наслаждении как об истинном благе» – обосновывал и защищал идеи в духе эпикуреизма, подвергал критике католическую идеологию и схоластическую философию. Его произведения носят этический характер. В дискуссиях с представителями схоластической философии он пытался осмыслить такие чувства, как благодарность, доброе расположение к человеку, наслаждение, гнев, жадность, страх, мстительность, жестокость и др. Таким образом, гуманистическое направление в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинства, величие и могущество, иронизировало над догматами католической церкви. Неоплатонизм в эпоху Возрождения пытался познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма, вызывая интерес к философии Платона. Желание познать подлинные произведения Платона было мотивировано необходимостью выступить против искаженного схоластического Аристотеля, его интерпретаций томизмом. Платон в антисхоластической философии Ренессанса становился символом прогресса, его философия считалась синтезом всей философии прошлого, а также теологии – греческого учения, включавшего орфизм, пифагореизм и восточные доктрины. Значительную роль в распространении учения Платона в эпоху Возрождения сыграла продолжавшая существовать платоновская Академия во Флоренции. Платон считался «богом среди философов», подчеркивалось большое значение его идей для христианства, в частности, с точки зрения философской разработки концепции двойственной природы человека. В вопросе об отношение философии и религии флорентийский платонизм отстаивал понимание, согласно которому философия является надежным знанием о человеке, о мире и о боге, которое наиболее полно представлено в творчестве Платона и его последователей. Все платоники считали религию философско-теологической доктриной. Учениками Академии были представители различных сословий и профессий: духовные лица, политики, деятели искусства, представители деловых кругов. Наиболее интересными и глубокими мыслителями являлись: Г. Плифон (ок. 1355–1452), М. Фичино (1433–1499) и Пико делла Мирандола (1463–1494). Теоретики платонизма отличались следующим: а) противопоставляли сложившейся и чрезмерно систематизированной схоластической философии новую философскую систему, основанную на идеях Платона; б) предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей; в) не отрицали божественную природу человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм; г) призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления. Оживлению платонизма в Италии способствовал и поздний византийский неоплатоник Г. Плифон – православный священник из Константинополя. Он участвовал в знаменитом Флорентийском униатском соборе и после него остался в Риме, где проповедовал свои взгляды, которые не разделялись Константинополем. Мышление Плифона носило эллинистический характер. Мыслитель хотел преодолеть традиционное христианство с помощью античного языческого политеизма. Интерес к средневековому неоплатонизму привел его к восточному мистицизму, каббале и зороастризму. В своих работах Плифон (или Гемистос) отказывался от многих христианских положений в пользу платонических и неоплатонических. Так, креационизму он предпочитал эманационное объяснение божественного творения. Свое учение Плифон именует эллинской теологией, Он утверждал, что Вселенная не может быть сотворена, ибо она божественна, следовательно, как и Бог, вечна. Большую роль в распространении идей античных мыслителей, и особенно идей Платона, сыграл Марсилио Фичино, который перевел на латинский язык все работы Платона, Плотина, Порфирия, Прокла, Ямвлиха, Дионисия Ареопагита, Гермеса Трисмегиста. Его главным произведением явилась «Платоновская теология о бессмертии души». Платонизм Фичино направлен против томистской схоластики. Философию он рассматривал как сестру религии, которая должна совершенствовать теологию, так как является «ученой религией». В духе платонизма Фичино предложил следующую иерархию бытия: Бог, ангел, душа, качество (форма), материя. Душа находится посередине этой иерархии и связывает все ее звенья. Таким образом, центром иерархии оказывается не Бог, а человек. В духе неоплатонизма Фичино ставит перед человеком задачу – совершенствоваться и тем самым возноситься к наивысшему сущему, к Богу. Одним из самых важных моментов этой человеческой деятельности является стремление к свободе. К числу теоретиков неоплатонизма относился и Пико делла Мирандола – образованный гуманист, знавший древние языки и философию. Наиболее известны его трактаты «900 тезисов» и введение к ним «Речь о достоинстве человека», а также «О сущем и едином», «Рассуждение против астрологии», в которых он стремился к всеобщему «примирению философии». Мирандола высоко ценил философию как путь к «естественному» счастью. К такому счастью человек приходит через познание своей природы, своей деятельности, законов мира. В этом ему помощником служит этика – наука о добре и зле, затем философия, которая позволяет совершенствовать свой разум. «Сверхъестественное (божественное) счастье» человек познает через теологию. Особую роль в приобретении человеческого счастья он отводил философии. Без философии нет человека, считал Мирандола, поэтому каждый человек должен заниматься ею. Изучение философии обеспечивает приход человека к добродетели, устраняет пороки, позволяет достичь и сохранить человеческое достоинство и благо. В объяснении мира Мирандолой заметен пантеизм, согласно которому Бог как сущность вещей находится всюду. По его мнению, Бога мы постигаем прежде всего как всеобщность всякого акта, полноту самого бытия. Постижение мира демонстрирует вездесущность Бога, являющегося основой единства мира. Гуманизм Мирандолы антропоцентричен, человека он помещает в центр мира. Человеческая природа существенно отличается от животной, она является более возвышенной, совершенной. Человек – это существо, которое способно стремиться к «божественному» совершенству. Величие человека состоит в том, что он может быть творцом самого себя. Об этом Мирандола подробно рассуждает в трактате «О достоинстве человека». Он говорит о человеке как особом микрокосмосе. Человек имеет исключительное право на то, чтобы творить свою личность, свое существование по собственной воле, на основе свободного выбора. Таким образом, человек отличается от остальной природы и идет к «божественному совершенству». В период Позднего Возрождения (XVI – XVII вв.) в Европе (особенно Италии) получили распространение натурфилософские идеи. Данное направление подвергло критике библейские догмы о Боге, вселенной, космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и другие научные открытия. Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Николай Кузанский, Андреас Везалий, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей. Николай Кузанский (1401–1464) – немецкий философ, придерживавшийся новаторских для своего времени философских взглядов. Оставаясь философом идеалистического направления, он близко подошел к материалистическому объяснению окружающего мира (Вселенной) и подготовил почву для натурфилософских учений Коперника, Бруно, Галилея и др. Андреас Везалий (1514–1564) внес вклад в философию и медицину тем, что материалистически объяснял происхождение мира, в центре которого находится человек. Николай Коперник (1473–1543) – польский астроном, создатель гелиоцентрической системы Вселенной, в центре которой находится Солнце. Опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия. Он доказал, что Солнце является центром по отношению к Земле, все космические тела солнечной системы движутся по собственным орбитам, а «большой» космос бесконечен. Важным было положение о том, что процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения законов природы и лишены «священного» смысла. Джордано Бруно (1548–1600) – итальянский философ, который развил и углубил философские идеи Коперника. Он считал, что Солнце является центром только в своей системе, но не центром Вселенной (Галактики). Во Вселенной существует множество миров. Идеи Бруно не были приняты католической церковью, и он был сожжен на костре в 1600 г. Галилео Галилей (1564–1642) – итальянский физик, астроном и мыслитель, другими аргументами подтвердил правильность идей Коперника и Бруно. Новые религиозно-философские и нравственно-практические идеи высказывали в XVI – начале XVII в. представители европейской Реформации, которые стремились коренным образом пересмотреть католическую идеологию и взаимоотношения между верующими и церковью. Основоположником Реформации считается доктор богословия Мартин Лютер (1483–1546). 31 октября 1517 г. на дверях приходской церкви замка в Виттенберге им были прикреплены 95 тезисов против индульгенций, что положило начало идеологической (а в ряде стран и вооруженной) борьбе против католицизма. Другим крупным лидером Реформации был Жан Кальвин (1509–1564), который продолжил дело Лютера, систематизировал его идеи и воплотил протестантизм в жизнь. Томас Мюнцер (1490–1525) первоначально примкнул к Лютеру, но через три года после начала Реформации разошелся с учителем и выдвинул собственные идеи Реформации. Реформация из узко германского явления переросла в международное движение, сопровождалась кровопролитными религиозно-крестьянскими войнами. Значение философии представителей Реформации состоит в том, что она послужила духовным и идеологическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу католической церкви, снижение влияния католицизма на политику и другие сферы жизни европейского общества, за переход к капитализму. Позиции сторонников Реформации усилила политическая философия Никколо Макиавелли (1469–1527) – итальянского философа и писателя, который исследовал проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приемы политической борьбы, деятельность правителей. Особым явлением философии Возрождения стала разработка утопических моделей организации жизни общества. Утопическо-социалистическое направление искало идеально-совершенные модели организации общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности, главенствующей роли социального равенства, централизованном регулировании жизни субъектов общества со стороны государственной или народной власти. Наибольший вклад в развитие теории утопического социализма внесли Т. Мор и Т. Кампанелла. Томас Мор (1478–1535) – английский гуманист, государственный деятель и писатель, считается основателем утопического социализма. Свои идеи по поводу устройства справедливого общества и государства будущего Т. Мор изложил в произведении «Утопия». Идеальное общественное устройство, по его мнению, существует без частной и личной собственности, но на основе равенства потребления, обязательного 6-часового труда для всех, выборности и старшинства политической власти. Другой проект идеальной коммунистической утопии был разработан Томмазо Кампанеллой (1568–1639) – итальянским поэтом, философом и политическим деятелем в трактате «Город Солнца». Действие происходит в фантастическом Городе Солнца, где его жители на основе общности имущества и упразднения семьи построили коммуну, основанную на социальной справедливости. Руководство коммунистической общиной осуществляет учено-жреческая каста. Идеи социалистов-утопистов, выдвинутые в эпоху Возрождения, были ответом на имевшую место социальную несправедливость, имели много сторонников среди желающих изменить мир. Яркими представителями эпохи Возрождения были голландские философы Э. Роттердамский и Г. Гроций. Эразм Роттердамский (1469–1536) пытался объяснить окружающий мир и найти оптимальный путь поведения в нем человека. Гуго Гроций (1583–1645) – яркий представитель социально-политической и правовой философии Голландии, разработавший основы теории естественного права. Оценивая общий вклад средневековой философии в развитие философской мысли, следует учитывать ее противоречивость. В «темные» Средние века было накоплено значительное философское наследие, послужившее дальнейшему развитию мысли и общественного бытия во времена Возрождения. Философская мысль эпохи Возрождения свидетельствует о возникновении нового мировоззрения, основными чертами которого являются природный натурализм и рационализм. Философии Возрождения создала основу и условия для перехода от средневекового философского мышления к философии Нового времени. Ее основной признак – светская, земная направленность. В этом состоит ее значение и этапный, исторический характер.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1003; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |