Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Половине Х1Х века




Неклассические формы философствования во второй

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Химки - 2012 г.

Время - 2 часа

Лекция

по дисциплине «Философия»

 

ТЕМА № 4/4. «ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ Х1Х-ХХ ВЕКОВ»

 

 

 

Обсуждена на заседании ПМК № 1 «___» сентября 2012 г. Протокол № 1.

 

 

Для очной и заочной формы обучения

 

 

 

I. Учебные и воспитательные цели:

1. Уяснить сущность и специфику воззрений представителей неклассической философии во второй половинеXIX века.

2. Определить содержание основных школ и направлений западноевропейской философии Х1Х- ХХ веков.

3. Определить круг основных проблем в западноевропейской философии и их мировоззренческое решение.

4. Воспитание личной ответственности у обучаемых за высокие результаты учебы в академии.

 

II. Учебно-материальное обеспечение:

1. Слайды

2. Выставка литературы

III. Расчет учебного времени:

Содержание занятия Время, мин.
Вступительная часть 5 мин.
Учебные вопросы: 1. Неклассические формы философствованияво второй половинеXIX века. 20 мин.
2. Основные направления западной философии XX века. 60 мин
Заключительная часть 5 мин.

IV. Организационно-методические указания:

При изучении темы необходимо раскрыть содержание западноевропейской философии, ее основных школ и направлений, а также круг основных проблем и роль в формировании мировоззрения человека и общества.

 

V. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ Х1Х-ХХ ВЕКОВ»

Философия XX века или современная философия в широком значении этого слова, - это разнообразие школ, направлений, концепций, в которых сосредоточен весь духовный потенциал современной эпохи, отражающий непростое, противоречивое развитие общества завершающегося столетия и составляющий ныне мировоззренческий «каркас» современного человека.

Однако всему этому разнообразию присуще то общее, что объединяет современные направления, течения и школы в философию XX в., - их общее происхождение из предшествующей классической философии. Во второй половине XIX в., постепенно готовиться, а на рубеже XX столетия начинает постепенно осуществляться переход к новой, неклассической науке. Этот процесс характерен и для философии, которая примерно в то же время делает переход от классических к новым, «неклассическим», принципам и образцам. Данное обстоятельство, в конечном счете, и позволило философию XX в., считать в основном неклассической.

 

Современная философия своими корнями уходит в философию XIX в. Тогда широкое распространение получили философские учения, ставшие продолжением духовного переворота, который начался ещё в эпоху Возрождения. Всем им, несмотря на разнообразие и противоборство идей, была присуща одна важнейшая черта – рациональность, то есть сведение всей своей проблематики к проблеме разума, как ведущей, доминирующей проблеме философии. Рассмотрим эту черту более подробно.

Рациональность предшествующей XX века философии означала:

Во-первых, признание «разумности» т.е целесообразности, закономерности окружающего мира – природы, общества, человеческих действий и поведения. Это было связано с характерным эпохе расширительным толкованием разума не только как индивидуального, с присущей человеку мыслительной деятельностью, но и как внеиндивидуального, продукты которого отделены от индивидуума и существуют в рамках человеческой культуры. Последнее особенно было присуще немецкой философии XYIII – XIX вв., в которой подобный надиндивидуальный «чистый разум» рассматривается как некий абсолютный дух, управляющий развитием мира.

Во-вторых, утверждение разумности мира было связано с верой в способность индивидуального разума познать этот мир, изменить общество, преобразить человеческую жизнь. Приоритет отдавался, прежде всего, науке научному познанию, посредством которого отдельные индивиды должны были якобы раскрыть “разумность” мира, начать действовать сообразно его закономерностям и, просвещая массы, достичь “разумного”, прогрессивного устройства жизни общества. Такое в целом идеалистическое понимание было характерно не только для немецкого идеализма, но даже для французского материализма XYIII в. и материализма Л. Фейербаха.

В-третьих, в связи с тем, что знание и рациональное познание назывались главной силой для разрешения всех проблем человека и человечества, основной задачей философии объявлялось раскрытие закономерностей самого человеческого разума, процесса познания и получения достоверного знания, приведенного в стройную логическую систему.

Наиболее ярким образцом и воплощением “рациональности” философии была немецкая философия XYIII-XIX вв. Сумев сконцентрировать в себе и обобщить всё положительное из предшествующей философии, она не случайно была названа классической, хотя в широком смысле под классической понимается вся западноевропейская философия Нового времени.

В середине XIX в. возникает потребность в новых, неклассических типах философии, основанных на совершенно иных принципах философского мышления: в обществе, науке, в том числе и в философии, возникали такие проблемы, которые прежняя классическая философия не способна была правильно, адекватно объяснить.

Так, классическая философия, внеся существенный вклад в познание и объяснение рациональных форм духовного опыта, вплотную подошла к анализу нерациональных форм человеческой психики – интуиции, инстинктов, эмоционально-волевых актов и т.д. Однозначная ориентация на разум не позволила ей в изучении данной проблемы продвинуться сколько-нибудь далеко, хотя потребность в этом, особенно во второй половине XIX в., возрастала: с переходом общества на новый этап развития рыночных отношений проблема человека, его внутренней духовной жизни становилась особенно актуальной в мировоззренческом плане.

Кроме того, в середине XIX в. в социально-политической сфере европейского общества назревали революционные процессы, которые в 30-40-х гг. вылились в выступление широких социальных слоев, многие из которых выдвигали свои требования (вооруженные выступления лионских рабочих 1836-1838 гг., силезских ткачей в 1844 г., ряд революции 1848-1849 гг. во Франции, Австрии, Венгрии, Германии, Италии и т.д.). Эти события входили в противоречие с представлениями в классической философии, прежде всего немецкой, о преобразовании мира посредством лишь научного познания, вскрытия закономерностей “чистого разума”, просвещения и воспитания масс, хотя к этим представлениям философов во многом подтолкнули именно революционные события 1789-1799 гг. во Франции.

Принципы классической философии не могли помочь человеку осмыслить процессы в сфере естественных наук. Ряд таких открытий, как, например, клетки немецкими учеными Т. Шванном и М. Шлейденом, закона сохранения энергии Ю. Майером, Г. Гельмгольцем, Д. Джоулем, учение о происхождении видов, неожиданно для современников представили материальный мир взаимосвязанным, целостным, самостоятельно развивающимся независим от развития надындивидуального «чистого разума». Естественно, всё это привело к критическому пересмотру самих основ классической философии, выработке новых принципов и подходов, отвечающих реалиям эпохи, к необходимости определения философами своего отношения к предшествующей философской традиции.

Причинами рассогласования философских классических представлений и новой общественной действительностью были либо идеализм классической рациональности приводящий к метафизике в объяснении вышеназванных процессов, либо метафизичность материализма, приводящая к идеализму во взглядах на природу и общество. Так, рассмотрение Л. Фейербахом природы и человека вне развития, вне их действительных связей и отношений привело к пониманию зависимости развития общества от новой религии и нравственного воспитания.

Таким образом, дальнейшее развитие философии могло идти в следующих направлениях:

а) преодоление идеализма и метафизики прежней (классической) философии;

б) нигилистического отрицания принципов рациональности классической философии, ставших в определенном смысле “оковами” философского осмысления происходящих в обществе процессов;

в) признание незыблемости прежних философских принципов рациональности и традиционных подходов.

Соответственно, уже в середине XIX в. складываются три вида отношений к классической философии:

во-первых, отношение диалектического развития классической философии, т.е. диалектического отрицания ее идеализма и метафизичности, с сохранением положительного в рациональности прежнего философского мышления;

во-вторых, отношения абсолютного отрицания принципов и подходов прежней философии;

в-третьих, отношение защиты традиций классической философии и её принципов.

На основании этих отношений в дальнейшем возникает несколько направлений новой, неоклассической философии. Критерием их выделения становиться специфика проблематики, предмета философии.

В классической философии основной проблемой являлся разум, который, вслед за Кантом, понимался двояко: как разум практический (поведенческий, исследовавший проблемы нравственности, права, человека и его сущности) и как разум теоретический (познавательный, изучающий гносеологические, логико-методологические вопросы). Приоритет отдавался разуму практическому. Однако, преодолевая недостатки рационализма

КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 518; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.