Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Марксистская концепция культуры




Данная концепция основана К. Марксом и Ф. Энгельсом в XIX веке в рамках рационалистических теорий культуры, посвящена созданию системы научного знания о человеке и его мире. Основывается на трех методологических принципах:

- материализма, т. е. признание существования объективного мира предметов, имеющих субъектный источник происхождения – созданные человеком артефакты. Мир артефактов имеет чувственно-сверхчувственное содержание, в силу того, что в них наличествует человеческий смысл;

- деятельности, так как мир культуры рождается в труде, особый общественный характер которого построен на том, что результаты деятельности одних субъектов становятся предпосылками для деятельности других. Это превращает предмет в посредника между людьми, носителя общественных отношений. Предметное богатство культуры – внешняя форма, а содержанием является развитие отношений, сил, способностей и потребностей человека как общественного существа;

- историзма, поскольку «культуры вообще» не существует, но выработать общее представление о ней возможно, предположив, что ее всеобщее содержание конкретно. Культура обнаруживается не на начальных, а на более развитых ступенях существования, когда ее зачатки, предпосылки становятся всеобщими условиями человеческой жизни.

6. «Философия жизни» Ф. Ницше

Своеобразное философствование немецкого философа Фридриха Ницше (1844-1900) оказало мощное влияние на современную теорию культуры. Рациональность и интеллектуальные построения являются перспективой воли, направленной на расширение своего могущества и власти. Категории, суждения, методы познания имеют цель сохранить и реабилитировать определенные формы жизни. Выполняя охранительные функции, язык культуры искажает подлинную жизнь. Искажение проходит несколько этапов. От первоначальных образов, мифов, метафор человек переходит к их системе понятий, теряя связь с жизнью.

С этими философско-гносеологическими положениями связан его анализ истории европейской культуры («Рождение трагедии из духа музыки»,1872). Ницше формулирует фундаментальную для европейской культуры оппозицию аполлонийского и дионисийского начал. Она разворачивается как возникновение, борьба и примирение между двумя пониманиями мира, появляющимися из хаоса жизни. Античная культурная традиция заменяет трагическое дионисийско-аполлонийское чувствование мира европейской диалектикой идей.

Главный смысл диалектики - абсолютное упорядочение мира по своим собственным европейским законам. В этом же русле, по мнению Ницше, действует и христианская религия, скрывающая за фикциями неба и Бога подлинные истоки бытия человека. В рамках новоевропейской культуры этот ряд подменен, продолжен наукой, основанной, в свою очередь, на фикциях интеллекта, закона, научной истины и т. п. Вслед за романтиками Ницше подчеркивает некоторую позитивную роль искусства как вида иллюзии, более непосредственным связанный с «жизнью».

Ницше для различения типов культур использует мифологические образы богов греческого пантеона, выделяя два начала бытия: «аполлоническое» и «дионисическое». Боги Аполлон и Дионис – противоположные символические типы, символизируют противоположность небесного и земного начал. Аполлон – это небесное существо, источник света, носитель божественного откровения. Дионис - земное существо, бог плодородия, веселья, радости и буйства, покровитель земледелия, виноградной лозы и виноделия.

Аполлон – выражение покоя и порядка, воплощение индивидуализма, Дионис – выражение избытка, нарушение всякой меры, безмерное буйство. Сущностной их характеристикой является способность воодушевлять людей, рождая образы различного порядка. Ницше обозначил и два противоположных начала в художественном творчестве: пластических образов (аполлоническим) и непластического искусства музыки (дионисическим). «Аполлонический» образ мира подобен образам, возникающим в сновидениях, иллюзиях, грезах, а «дионисический» образ порождается демоническими силами, подобен образам, вызванным состоянием опьянения, а потому это мир иррациональных образов, смыслов, понятий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.