Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная организация




Первобытное зодчество

Первобытный человек стремился понять красоту, гармонию окружающего его мира и благоустроить неприютный, а подчас и враждебный ему мир. Он строил крепости, рыл каналы, возводил плотины, создавал гигантские статуи и многометровые барельефы. Он стремился украсить дом, посуду, орудия труда, одежду и себя. В средней Европе со второй половины I тыс. до н. э. распространились примитивные архитектурные сооружения - поселения и погребения.

Поселения делят на неукрепленные (стоянки, селища) и укрепленные (городища). Селищами и городищами обычно называют памятники эпохи бронзы и железа. Под стоянками подразумеваются поселения каменного и бронзового веков. В отличие от свайных поселений каменного века римляне строили террамары (от лат. земля) – укрепленные поселения на сваях. Они строились на сухом месте, а все пространство вокруг строений заполняли водой для защиты от врагов.

Представления о жизни и смерти в культуре обусловлены системами миропонимания и выражены в ритуалах и обрядах. В традиционном сознании момент смерти рассматривается не как прекращение существования, а как переход в другое состояние. Архетип смерти, выраженный в символической форме погребения в чреве Матери-земли, выражает образ возвращения тела человека в первоначальное состояние. В эпоху неолита труп погребался в том же положении, в каком находится плод в материнском чреве.

Погребения делятся на два основных вида – погребения с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и погребения грунтовые, без каких-либо надмогильных сооружений. Наиболее сложные сооружения погребения в гробницах, сооруженных из больших камней, которые называются дольменами и менгирами. К концу первобытной эпохи появился новый тип архитектурных сооружений – крепости из огромных и грубо отесанных камней, которые сохранились во многих местах Западной Европы и Кавказа.

Культура, а не биологическая структура организма детерминирует человеческое поведение. Все люди относятся к одному биологическому виду, но в обществах с разной культурой они ведут себя по-разному. В области социальных отношений в первобытном обществе господствует родовой строй. В первобытном обществе социализация и инкультурация осуществляются в семье путем социальных и культурных родовых предписаний.

Переход к оседлой жизни изменил количество совместно проживающих людей. Небольшую общину из нескольких семей возглавлял старейшина, а во время военных действий – молодой вождь. В материальном отношении люди этих общин были равны. Племена, состоящие из родов, собирались для решения хозяйственных задач, военных действий и на общие праздники.

Особое значение для развития общественной жизни сыграла экзогамия – запрет на половые контакты между членами одного рода. Это содействовало физическому выживанию человечества, а также межкультурному взаимодействию между родовыми общностями. Развитие производительных сил приводит к тому, что часть племен переходит к кочевому скотоводству. Другие же племена, продолжая оседлый образ жизни на основе земледелия, переходят к плужному земледелию.

В это время происходят и социальные сдвиги внутри племен. Примитивные формы верований заменяются культами природы, культами вождей и культами предков. В первобытном обществе был ритуализирован весь жизненный цикл человека – рождение, крещение, наречение имени, инициация, брак. И хотя сегодня многие смыслы ритуальных действий утеряны, мы по-прежнему стараемся следовать ритуалам, ставшим неотъемлемой частью культуры.

По мере совершенствования способов преобразования природы общество все более изменялось, социальные и культурные процессы ускорялись, что обеспечило человеку выход из первобытного состояния. При этом нарушилась однородность первобытного общества и культуры, сформировались разные типы культур со своими способами освоения и преобразования мира и природы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.