Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религия. Культура Средневековой Европы

Культура Средневековой Европы

Период культуры раннего (V - XI вв.) и классического (XII - XIV вв.) Средневековья охватывает десять веков, с момента падения Западной Римской империи и до момента активного формирования культуры Возрождения. В расширяющейся на север, северо-запад и северо-восток цивилизации, появляется новая цементирующая сила – христианское учение, определившее не только особенности духовного становления, но и политического и экономического существования Средневековья.

Новое мировоззрение излагалось в Библии – собрании книг, состоящем из Ветхого Завета и Нового Завета. Принцип античного мировоззрения – это принцип вещи, тела, природы, чувственно-материального космоса. Принцип средневекового христианского мировоззрения – это принцип личности, общества, истории, сотворения космоса сверхличностью, общее грехопадение и спасение греховного мира при помощи личностного богочеловечества.

Разделение этих двух принципов и определяло содержание богословских споров первых четырех веков существования христианства. Человек отныне предстает не в двух измерениях: «тело» и «душа», а в трех – «тело», «душа», «дух». Дух в точном смысле – это причастность к божественному посредством веры, открытость человека божественному слову, божественной мудрости. Истинный христианин живет в Церкви, среди собрания праведных людей.

Христианский Бог становится человеку значительно ближе, чем прежние мифологические боги. В традиции религиозного мышления возникает понятие «исповеди», отражающее доверительно-духовное общение с Богом. Христианство осуществляет попытку понять жизнь в «метании души» (от греч. покаяние) через конфликт между «волнением сердца» и действительностью. Такое состояние человека создавало особенные условия для осмысления им себя в окружающем мире.

В представлении христианства возникла ничем не поправимая трагедия исторического развития человека, порожденная первородным грехом и отпадением человека от Бога. Потребовалось человеческое воплощение самого божества, чтобы указать подлинный путь спасения человечеству, а принятие решения зависело от самого человека. Поэтому проповедовалась идея второго пришествия богочеловека и Страшный суд над всеми людьми, определявший их вечное спасение или вечную гибель. Страшный суд – это наступление Царства Божия во всей его полноте.

Ко времени раннего Средневековья относится возникновение ересей (от греч. особое вероучение). Сторонники еретического учения «несторианство» отрицали догмат о божественной сущности Христа, утверждая, что он был смертным человеком. Еретическое учение «монофизитство», напротив, видело в Христе только Бога, отрицало его человеческую природу. Активно сопротивлялось распространению ересей католическое папство, возникшее в VIII в.

Орудием борьбы с ересями стала инквизиция (от лат. розыск), которая действовала как церковный суд. Наряду с еретиками карались вольнодумцы, ведьмы, колдуны, знахари, предсказатели будущего и ясновидцы, которых церковь обвиняла в связях с нечистой силой. Католическая церковь учила, что дьявол вселяется в людей и заставляет их творить зло. Обвинения в пособничестве дьяволу было достаточно для вынесения смертного приговора.

Огромную роль играло монашество, которое брало на себя обязательство ухода из мира, безбрачия, а также отказа от имущества. Многие монастыри были центрами образования и культуры. С середины XII века в развивающихся городах сосредотачивается наиболее образованная часть населения, восприимчивая к духовной пище. Так возникают нищенствующие доминиканский, францисканский ордена. Одной из важнейших сторон деятельности нищенствующих орденов было пастырское служение, проповедь и исповедь, миссионерство.

В XII - XIII веках Римская католическая церковь выступала в роли арбитра в спорах между государствами, была крупнейшим финансовым центром мира, активно вела коммерческую и общеэкономическую деятельность.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальная культура. Анализируя накопленный фактический материал, делая предположения, основанные на строгой логике, греческий гений создал научную теорию | Философия. Мировоззрение первых четырех веков новой эры было наполнено философскими и богословскими спорами по поводу содержания нового вероучения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 5705; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.