Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия. Непосредственным предшественником Нового времени в Западной и Центральной Европе стала Реформация, носившая антифеодальный характер

Религия

Непосредственным предшественником Нового времени в Западной и Центральной Европе стала Реформация, носившая антифеодальный характер, но принявшая форму борьбы против католической церкви. Значительнейшим явлением Реформации стало открытие человеческой индивидуальности (личности) как важнейшего центра мироздания. Человек, открывший в себе равноправного собеседника с Богом, быстро осознает свою экономическую, политическую, интеллектуальную, духовную, нравственную свободы. Хотя чисто внешне в христианской религии мало что изменилось.

Богословы истолковывают Священное писание применительно к изменившимся реалиям мира. Однако из общественного сознания уходит то, что составляет суть религии – вера в сверхъестественное. Научная картина мира побудила людей усомниться в христианской версии происхождения и существовании мироздания. Так эволюционная теория Дарвина показала, что человек является потомком человекообразных приматов. Фрейд пошел еще дальше, показав, что идея Бога – это объективация бессознательных мечтаний человека о защите и покровительстве.

К середине XIX столетия во Франции, Бельгии, Германии возникли движения за «национальную католическую церковь», а протестантизм распадается на множество сект. Введение обязательного светского образования детей, гражданской регистрации рождения, брака и смерти существенно ослабило позиции церкви и привело к падению роли религии в общественной жизни. Усиливается атеистические тенденции в обществе, рождается концепции отделения церкви от государства, проповедуется свобода совести и вероисповедания.

Английский философ Ф. Бэкон (1561 - 1626) в работах «О достоинстве и приумножении наук» и «Новый органон», показал всю важность научного знания для практической жизни. Но создателем научной программы Нового времени стал французский философ и математик Рене Декарт (1596 - 1650 гг.), который стремился к объяснению устройства Вселенной через конкретные физические явления, утверждая, что истинное познание осуществляется лишь посредством «интеллектуальной интуиции».

Самым мощным философским направлением Нового времени являлась классическая немецкая философия, родоначальником которой считается Иммануил Кант (1724 - 1804). Другой представитель немецкой классической философии Иоганн Готлиб Фихте (1762 - 1814) выступил против кантовского учения о «вещи-в-себе». Титаном классической философии стал великий немецкий мыслитель Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831), создатель систематической теории диалектики, основанной на принципах объективного идеализма.

Согласно Гегелю, культура представляет собой реализацию абсолютного духа – мирового разума, который в разное время и в разных формах проявляет себя и тем самым делает себя доступным познанию человека. Сменяющие друг друга типы культур – это разные фазы такого воплощения. В культуре, природе и обществе царят одни и те же объективные законы: отрицание отрицания, переход количества в качество, единство и борьба противоположностей.

В материалистической философии Карла Маркса (1818 - 1883) и Фридриха Энгельса (1820 - 1895) первичным объявляется бытие (материя), а вторичным – сознание (дух). Согласно их учению, развитие происходит через единство и борьбу противоположностей, но движущей силой в обществе выступает борьба классов. Культура и искусство входят в надстройку общества, определяются базисом, благодаря чему их расцвет не всегда совпадает с экономическим подъемом страны.

В противовес философии Гегеля и Маркса сформировалось несколько философских школ и направлений. Позитивизм, родоначальником которого выступил Огюст Конт (1798 - 1857), – философское учение, согласно которому подлинное знание может быть получено только эмпирическим путем, на основе опыта и точного описании фактов. В философии Фридриха Ницше (1844 - 1900) основным понятием выступает «жизнь», рассматриваемая как некая интуитивно постигаемая целостность вечно текущего бытия.

К представителям романтической немецкой философии первой половины XIX века относят Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775 - 1854), Артура Шопенгауэра (1788 - 1860), Серела Кьеркегора (1813 - 1855). Согласно Шеллингу, главный метод познания – интеллектуальная интуиция, присущая философскому и художественному способам отражения. Шопенгауэр определяет источник бесконечного эгоизма человека в непрерывной «войне всех против всех». С его точки зрения, преодоление эгоизма происходит в сфере искусства и морали.

Выдающийся датский философ Кьеркегор, автор «экзистенциальной» диалектики личности считает, что каждый индивид последовательно проходит эстетическую, этическую и религиозную стадии на пути к Богу. По его мнению, какой бы ни была его онтологическая структура внешнего мира, он не способен помочь человеку решить его внутренние проблемы. Для их решения философ рекомендует индивиду отдаться полностью воле Бога, быть преданным христианской истине.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Западноевропейская культура Нового времени | Просвещение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.