Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Учебно-Методическое пособие

МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

По предмету

Учебно-Методическое пособие

О.Н. Филатова

 

Для студентов всех форм обучения и специализаций

Специальности 051000.62 - Профессиональное обучение

 

Нижний Новгород

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………….4

Словарь терминов по дисциплине………………………………………………...6

Лекции по дисциплине…………………………………………………………….30

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины………….77

 

 

 

 

Целью изучения дисциплины «Методика профессионального обучения» является получение профессионально-технологических знаний и навыков педагогического проектирования содержательного и процессуального блоков учебного процесса по профессиональному циклу, а также приобретение навыков осуществления учебного процесса в образовательных учреждениях, занимающихся подготовкой квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Задачи дисциплины:

- изучить общие вопросы технологии обучения и применения дидактических закономерностей и нормативов при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена;

- изучит вопросы проектирования содержания обучения и педагогических средств;

- выработать умения выполнять педагогические проекты по методике обучения профессиональным дисциплинам;

- получить навыки проведения учебных занятий по предметам профессионального цикла, приобрести опыт внедрения педагогических проектов в учебный процесс.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций или их составляющих:

ОК-2; осознает ключевые ценности профессионально-педагогической деятельности (демонстрирует глубокое знание всех ключевых ценностей профессии (КПП), проявляет понимание их смыслов и значений, свободно интерпретирует все КПП, высказывает свое отношение к каждой КЦП положению, демонстрирует системность, целостность представлений о ценностных отношениях к человеку (обучающемуся);

ОК-11 владеет системой психологических средств (методов, форм, техник, и технологий) организации коммуникативного взаимодействия, анализа и оценки психологического состояния другого человека или группы, позитивного воздействия на личность, прогнозирования ее реакции, управляет своим психологическим состоянием в условиях общения;

ПК-4: способен организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе;

ПК-12: готов к участию в исследованиях проблем возникающих в процессе подготовки рабочих (специалистов);

ПК-13: готов к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач;

ПК-16: способен проектировать и оснащать образовательно-пространственную среду для теоретического и практического обучения рабочих (специалистов);

ПК-17: способен проектировать и применять индивидуализированные, деятельностно и личностно ориентированные технологии и методики обучения рабочих (специалистов);

ПК-19: готов к проектированию комплекса учебно-профессиональных целей, задач;

ПК-20: готов к конструированию содержания учебного материала по общепрофессиональной и специальной подготовке рабочих (специалистов);

ПК-21: готов к разработке, анализу и корректировке учебно-программной документации подготовки рабочих, специалистов;

ПК-22: готов к проектированию, применению комплекса дидактических средств при подготовке рабочих;

ПК-23: готов к проектированию форм, методов и средств контроля результатов подготовки рабочих (специалистов) в образовательном процессе;

ПК-27: готов к организации образовательного процесса с применением интерактивных, эффективных технологий подготовки рабочих (специалистов).

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Автоматизированная обучающая система (АОС) - взаимосвязанный комплекс технического, учебно-методического, лингвистического, про­граммного и организационного обучения на базе ЭВМ, предназначенный для индивидуализации обучения.

Авторская школа - экспериментальное учебно-воспитательное учреждение, деятельность которого основана на ведущей психолого-педагогической концепции, разработанной определенным автором или авторским коллективом.

Активизация познавательной деятельности – такая организация познавательного процесса, при которой учебный материал становится предме­том активных мыслительных и практических действий каждого обучаемого. Алгоритм - совокупность правил, определяющая эффективную процедуру решения любой задачи из некоторого заданного класса задач.

Анализ (в педагогике) - изучение каждого элемента иди стороны явлений как части целого, расчленение изучаемого предмета или явления на составные элементы, выделение в нем отдельных сторон. Анализ занятия - один из видов методической работы, направленный на разбор и оценку учебного занятия в целом и отдельных его сторон с повышения квалификации преподавателей, оказания им методической по­мощи, изучения и обобщения их опыта.

Беседа (в образовании) - вопросно-ответный метод обучения, применяется преподавателем с целью активизация умственной (познавательной) деятельности студентов в процессе приобретения новых знаний или повторение и закрепление полученных ранее. По характеру организуемой познавательной деятельности различают два вида беседы: репродуктивную и эвристическую. Репродуктивная предполагает воспроизводящую деятельность студентов, эвристическая направлена на организацию поисковой деятельности студентов, поэлементное обучение творческому поиску при решении проблемных задач. Главная функция в том, что преподаватель с помощью специально подобранных вопросов, путем рассуждений подводит студентов к определенным выводам. Студенты при этом воспроизводят ранее полученные знания, сравнивают, сопоставляют и т.п.

Валидность - соответствие теста целям диагностики.

Вид обучения - обобщенная характеристика обучающих систем, уста­навливающая особенности обучающей и учетной деятельности; характер взаимодействия учителя и учащихся в процесс - обучения; функции используемых средств, методов и форм обучения.

Выделяют следующие виды обучения:

Объяснительно-иллюстративное (традиционное, сообщающее, обычное) обучение - вид обучения, при котором обучающий, как правило, передает информацию в готовом виде посредством словесного объяснения с при­влечением наглядности; обучаемые воспринимают и воспроизводят ее.

Проблемное обучение — вид обучения, при котором под руководством обучающего организуется самостоятельная поисковая деятельность обучае­мых по решению учебных проблем, в ходе которых у них формируются сознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно-значимы.

Развивающее обучение - вид обучения, обеспечивающий оптимальное развитие учащихся. Ведущая роль принадлежит теоретическим знаниям, обучение строится быстрым темпом и на высоком уровне, процесс учения протекает осознанно, целенаправленно и систематично, успешность обучения достигается всеми обучающимися.

Личностно-ориентированное обучение — вид обучения, в котором обра­зовательные программы и учебный процесс направлены на каждого ученика с присущими ему познавательными особенностями.

Компьютерное обучение - вид обучения, основывающийся на про­граммировании обучающей и учебной деятельности, воплощенной в кон­трольно-обучающей программе для ЭВМ, позволяющей обеспечить усиление индивидуализации, персонификации процесса, обучения за счет оптимальной обратной связи о качестве усвоения содержания образования.

Модульное обучение - вид обучения, придающий полифункциональность минимальной дидактической единице учебной информации - модулю, который обеспечивает целостное усвоение содержания образования.

Дистанционное обучение — вид обучения, позволяющий достигнуть целей обучения пря минимальных затратах времени на усвоение содержания образования и максимальном объеме индивидуальной, самостоятельной ра­боты в условиях информатизации образовательного процесса.

Межпредметное обучение - вид обучения, основывающийся на изучении интегративных учебных предметов, построенных на реализации межпредметных и внутрипредметных связей в смежных областях познания. Внеурочные учебные занятия - различные виды самостоятельной учебной деятельности студентов: выполнение текущих домашних заданий, подготовка докладов, рефератов, написание сочинений, факультативные за­нятия, спорт, секции, индивидуальные занятия, техническое творчество и другие виды самостоятельной образовательной деятельности по своему вы­бору.

Воспитание - социальное, целенаправленное создание условий (мате­риальных, духовных, организационных) для развития человека.

Восприятие - процесс отражения в дознании человека предметов или явлений материального мира при их непосредственном воздействии на органы чувств; при этом прок сходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий.

Гигиена учебных занятий - система оптимальных, научно обоснованных требований к организации учебного процесса: нормирование умственных и физических нагрузок, рациональная организация занятий, чередование видов учебной работы в течение дня, недели, учебного года.

Гуманизация образования - многоплановое социально-нравственное явление духовной жизни общества. Это признание ценности конкретного че­ловека (ребенка), создание условии, направленных на очеловечивание обстоятельств школьной жизни, на раскрытие и развитие способностей ученика, его самореализацию. Это духовная и нравственная ориентация практической педагогики на систему адекватных нравственных ценностей, ядром которой является ученик как личность. Это реализация в процессе образования и воспитания адекватных умениям ребенка нравственных ценностей, уважение личности ребенка на уровне принятия его личностных целей, запросов, интересов. Это социальный процесс, включающий широкий спектр нравственных проблем, связанных с личностью учителя. Это духовная и нравственная ориентация практической деятельности на систему адекватных нравственных ценностей, ядро которых составляет ценность ученика как личности, индивида и субъекта деятельности.

Дедукция - переход от общего знания о предметах данного класса к единичному (частному) знанию об отдельном предмете класса; один из мето­дов познания.

Демонстрация (в обучении) - предъявление наглядных пособий, опытов и пр., наглядный метод обучения, использование которого обеспечивает направленность внимания студентов на существенные характеристики изу­чаемых предметов, явлений, процессов. Применяется для доказательности словесного объяснения и является средством активизации учебной деятель­ности, развития наблюдательности у студентов.

Деятельностный подход в обучении - состоит в том, что в результате учения обучаемый приобретает знания, необходимые для овладения профес­сиональными умениями (практическими и исследовательскими), которые за­даны целями обучения.

Деловая игра - метод обучения профессиональной деятельности, предполагающий решение учебно-производственных задач в игровой форме, когда учащиеся берут на себя роли и в соответствии с установленными правилами в условиях заданной игровой ситуации выполняют профессио­нальные функции, имитируя профессиональную деятельность и вступая в коллективные взаимоотношения.

Диагностика педагогическая - изучение состояния педагогического процесса.

Дидактика - наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах и организационных формах.

Дидактическая игра - коллективная, целенаправленная учебная дея­тельность, в которой каждый участник и команда в целом объединены реше­нием главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.

Дидактическая система - определяется тремя основными составляющими: видом управления, видом информационного процесса, типом средств передачи информации и управления познавательной деятельностью.

Дидактические принципы - система наиболее общих требований к процессу обучения, обеспечивающая его результативность.

Дидактический материал - особый вид пособий для учебных занятий, ис­пользование которых способствует активизации познавательной деятельности обучаемых, экономии учебного времени.

Дискуссия как метод обучения - коллективное обсуждение какой-либо проблемы, темы и т.п., повышающее интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины.

Дифференциация обучения - форма организации учебной деятельности студентов, при которой учитываются их склонности, интересы и проявившиеся способности.

Доступность обучения - один из принципов обучения: соответствие содержания, объема изучаемого материала, методов и организации форм обучения возрастным и индивидуальным возможностям студентов, имею­щимся у них знаниям и представлениям, условиям обучения.

Знания - результат процесса познания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений теорий. На основе знаний вырабатываются умения и навыки.

Задача познавательная - учебное задание, предполагающее поиск новых знаний, способов (умений) и стимуляции* активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности

Индукция - вид умозаключений, представляющий собой метод познания от частного к общему, когда на основании устойчивой повторяемости определенного признака у отдельных явлений приходят к выводу о его принадлежности ко всему классу явлений. Индукция опирается на наблюдения и эксперимент и тесно связана с дедукцией.

Инновация (нововведение) - процесс создания, освоения и практической реализации педагогических научно-технических достижений.

Информационно-рецептивный метод обучения - обьяснительно-иллюстративный способ организации совместной деятельности преподавате­ля и студентов, при котором преподаватель сообщает готовую информацию, а студенты воспринимают, осмысливают и фиксируют ее в памяти.

Исследование (о педагогике) - процесс и результат научной деятельности, направленной на получение общественно значимых новых знаний о закономерностях, структуре, механизме обучения и воспитания, о теории и истории педагогики, методике учебно-воспитательной работы, ее организа­ции, принципах, методах и формах.

Исследовательский метод обучения - метод, при котором студенты самостоятельно решают учебно-исследовательские задачи при направля­ющей роли преподавателя. Он выдвигает перед студентами определенную задачу, для решения которой они должны самостоятельно осуществлять опе­рации сравнения, выявления причин и др., высказывать гипотезы, проверять их, на основе анализа фактов или путем проведения опытов, наблюдений, выбирать из ряда гипотез наиболее рациональную и делать определенные выводы.

Инструктаж - метод профессионального практического обучения, предполагающий описание, показ содержания предстоящей практической деятельности и ее составных компонентов (результат труда, способы действия, предмет и средства труда), а также организация труда (создание необходимых условий, установление последовательности действий, соблюдение технологических правил и правил техники безопасности).

Инструкционная карта - форма письменного инструктажа, которая с помощью ориентиров помогает создать зрительно-наглядные представления с приемах и действиях при выполнении работ. Инструкционные карты при­меняются при изучении учебных операций. Они раскрывают типовую последовательность, прилила, средства, способы выполнения контроля и самоконтроля осваиваемых трудовых приемов изучаемой операции.

Квалификация - степень и вид профессиональной обученности работника, наличие у него знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения им определенной работы. Квалификация работников отражается в их тарификации (присвоение работнику тарифного разряда (класса) в зависимо­сти от его квалификации, сложности работы, точности и ответственности ис­полнителя).

Классно-урочная система - система организации учебных занятий в школе, среднем специальном учебном заведении, при которой обучение проводится фронтально в классах (учебных группах) с твердым составом учащихся (студентов), при твердом расписании, а основной формой является урок (учебное занятие).

Комплексное методическое обеспечение процесса профессионального обучения - планирование, разработка и создание оптимальной системы (комплекса) учебно-методической документации и средств обучения, необ­ходимых для полного и качественного процесса обучения учащихся профес­сии в рамках времени и содержания, определяемых учебным планом.

Компьютеризация обучения - многоцелевое использование средств электронной вычислительной техники в учебном процессе. Компьютер явля­ется одним из компонентов информационной технологии, поэтому вместо термина «компьютерное обучение» часто используется в том же значении термин «информатизация обучения». Компьютерное обучение имеет целью подготовить подрастающее поколение к жизни в информатизированном об­ществе, т.е. в обществе, где значительный удельный вес в различных видах деятельности принадлежит информационным технологиям.

Контекстное обучение - это обучение, в котором происходит динамическое моделирование предметного и социального содержания усваиваемой профессии. При этом формирование профессионально важных качеств спе­циалиста осуществляется в логике того технологического процесса, который составляет сущность будущей деятельности этого специалиста.

Консультация - письменное или устное разъяснение специалиста, преподавателя, методиста по сложному теоретическому, методическому во­просу, проблеме. Консультация - важная форма учебной работы, необходимая предпосылка плодотворного самостоятельного изучения той или иной темы. Консультации могут быть индивидуальными и групповыми.

Контроль педагогический - система проверки результатов обучения я воспитания студентов. Является средством установления прямой и обратной связи между преподавателем и студентами. Функции:

- контролирующая, т.е. выявление знаний, умений, навыков студентов и постоянный мониторинг за ходом и результатом обучения;

организующая, т.е. повседневная работа по усвоению и совершенст­вованию студентами знаний, умений и навыков;

- развивающая, т.е. стимулирование познавательной активности студентов;

- ориентирующая, т.е. получение информации о степени достижения цели обучения;

- методическая, т.е. совершенствование методики преподавания;

- воспитывающая, т.е. воспитание моральной ответственности за результаты своей деятельности;

- диагностическая, т.е. получение информации об ошибках;

- прогностическая, т.е. на основе результатов составление прогноза на будущее.

Различают виды контроля: предварительный контроль, текущий контроль, периодический контроль, тематический контроль, итоговый контроль и отсроченный контроль. По форме контроль подразделяется на индивиду­альный, групповой и фронтальный. В педагогической практике используются методы устного, письменного, практического, машинного контроля и само­контроля.

Контрольная работа - одна из форм проверки и оценки усвоенных знаний, получения информации о характере познавательной деятельности, уровне самостоятельности и активности студентов в учебном процессе, об эффективности методов, форм и способов учебной деятельности. Концепция - система идей, взглядов на предмет, явление, способ их понимания, трактовки, определяющая характер познавательной и практиче­ской деятельности.

Конспектирование - учебный прием, заключающийся в кратком пись­менном изложении содержания статьи, книги, доклада, лекции (основных положений и их обоснований)

Конференция (учебная) - организационная форма обучения, направленная на расширение, закрепление и совершенствование знаний. Проводится, как правило, с несколькими учебными группами.

Подготовка к конференции начинается с определения темы, подбор I вопросов, в совокупности раскрывающих выбранную тему. Главное в конференции - свободное, откровенное обсуждение проблемных вопросов. Конференция по своим особенностям близка семинару и является его развитием, поэтому методика проведения конференций сходна; методикой проведения семинаров. Требования к подготовке рефератов и док­ладов для конференции значительно выше, чем для семинаров, так как их ис­пользуют как средство формирования у обучаемых опыта творческой дея­тельности.

Лабораторно-практические работы - организационная форма (метод) профессионального обучения. Занимают промежуточное место между теоретическим и производственным обучением и является важным средством связи теории и практики. В процессе профессионального обучения наиболее характерными видами лабораторно-практических работ являются: практиче­ское изучение устройства и работы оборудования; изучение способов ис­пользования контрольно-измерительных средств; исследование количествен­ных и качественных зависимостей между техническими величинами, пара­метрами, характеристиками, диагностика неисправностей, регулировка, на­ладка, настройка оборудования, приборов, механизмов.

Лекция - это особая консультация учебного процесса. Преподаватель на протяжении всего учебного замятия сообщает новый учебный материал, а обучающиеся его активно воспринимают. Лекция является наиболее экономичным способом передачи учебной информации, так как материал излагается концентрированно, в логически выдержанной форме. Лекция допускает импровизацию, которая оживляет ее, придает ей творческий характер, акцентирует внимание слушателей, вызывает повышенный интерес.

В зависимости от дидактических целей и места в учебном процессе вы­деляют вводные, установочные, текущие, заключительные, обзорные лекции. Лекция вводная открывает лекционный курс по предмету. На этой лекции показывается теоретическое и прикладное значение предмета, его связь с другими предметами, роль в понимании (видении) мира, в подготовке специалиста.

Лекция установочная (используется, как правило, в очно-заочном и заочном обучении) сохраняет все особенности вводной, однако имеет и свою специфику. На установочной лекции преподаватель знакомит обучающихся ел структурой учебного материала, основными положениями курса, органи­зацией самостоятельной работы, особенностями выполнения контрольных заданий, т.е. дает установочную информацию по последующей работе. Лекция текущая служит для систематического изложения материала учебного предмета.

Лекция заключительная завершает изучение учебного материала. На ней ранее изложенный материал обобщается на более высоком теоретическом уровне, рассматриваются перспективы развития определенной отрасли науки.

Лекция обзорная содержит краткую, в значительной мере обобщенную, обзорную информацию по пройденному материалу. Эти лекции чаще используются на завершающих этапах обучения (например, перед государст­венными экзаменами), а также в заочной и очно-заочной формах обучения. Лекции информационные - самый традиционный тип лекций в высшей школе. Используется объяснительно-иллюстративный метод изложения. Лекции проблемные - предполагают изложение материала с исполь­зованием проблемных вопросов, задач, ситуаций. Процесс познания проис­ходит через научный поиск, диалог, анализ, сравнение различных точек зре­ния и т.д.

Лекции визуальные - предполагают визуальную подачу материала со средствами ТСО, аудио-, видеотехники, с кратким комментированием демонстрируемых материалов.

Лекции бинарные (лекция-диалог) - предусматривают изложение мате­риала в форме диалога двух преподавателей, например, ученого и практика, представителей двух научных направлений.

Лекции-провокации - это лекции с заранее запланированными ошибками. Они рассчитаны на стимулирование обучающихся к постоянному контролю предлагаемой информации и поиску ошибок. В конце лекции проводится диагностика знаний слушателей и разбор сделанных ошибок.

Лекции-конференции - проводятся как научно-практические занятия с заслушиванием докладов и выступлений слушателей по заранее поставлен­ной проблеме в рамках учебной программы. В заключение преподаватель подводит итог, дополняет и уточняет информацию, формулирует основные выводы.

Лекции-консультации предполагают изложение материала по типу «вопросы - ответы» или «вопросы - ответы - дискуссия».

Личность - индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Личность - это человек, обладающий определенным твор­ческим потенциалом. Качества личности формируются в совместной дея­тельности и общения.

Межпредметные связи в обучении - дидактический принцип и условие установления взаимосвязи между различными учебными предметами, которые изучаются в том или ином учебном заведении. Необходимость таких связей обусловлена задачами формирования научных знаний и убеждений, отражающих единство реального мира. Они обеспечивают решение ряда ор­ганизационно-педагогических вопросов: устраняют дублирование, способст­вуют рациональному распределению учебного материала, объединению уси­лий преподавателей во имя совместной, согласованной работы и т.д.

Метод обучения - способ обучающей работы преподавателя и организации учебно-познавательной деятельности обучаемых по решению различных дидактических задач, направленный на овладение изучаемым материалом. Методы профессионального обучения - методы обучения, обеспечивающие теоретическую и практическую подготовку человека к профессиональной деятельности; для теоретической подготовки характерны такие методы, как описание, рассказ, объяснение, лекция, беседа, дискуссия самостоятельная работа с книгой; для практической - показ способов деятельности, инструктаж, упражнение, метод имитации, анализ производственных ситуа­ций, решение ситуационных производственных задач, деловые игры, выпол­нение практических заданий. Методы практического обучения направлены на формирование умений планировать, в)>шолнят1» и контролировать свой труд.

Методика - совокупность методов, используемых в процессе изучения конкретного учебного предмета, его раздела или темы, а также в процессе осуществления конкретных форм организации учебного процесса (методика проведения семинаров, методика проведения практических занятий и т.д.).

Методическая работа в образовании Российской Федерации - часть сис­темы непрерывного образования преподавателей, воспитателей. Цель методической работы - освоение преподавателем наиболее рациональных методов и приемов воспитания и обучения студентов. Методический прием - элемент, деталь метода обучения.

Методика учебного предмета - частная дидактика, теория обучения определенному учебному предмету. Объектом ее исследования является про­цесс обучения той или иной учебной Дисциплине. Методика разрабатывает и предлагает преподавателю определенные системы обучающих воздействий. Эти формы и системы находят свое конкретное; выражение в содержании образования, воплощенном в программах и учебниках по каждому учебному предмету, реализуются в методах, средствах и организационных формах обучения. В системе педагогических наук методика тесно связана с дидактикой и опирается на ее общие положения. Основываюсь на принципах воспитании, она раскрывает цели обучения предмету, его значение для развития личности обучающегося. Для разработки эффективной системы педагогического воздействия методика учебного предмета опирается на данные педагогической психоло­гии, физиологии высшей нервной деятельности, логики, кибернетики (осо­бенно при разработке элементов программного обучения).

Моделирование педагогическое - метод исследования объектов познания на их моделях; построение моделей реально существующих предметов и явлений конструируемых объектов дня определения либо улучшения их характеристик, рационализации способов и, - построения, управления ими и т.п.

Модель выпускника (специалиста) - характеристика существенных личностных качеств, знаний, умений и навыков, необходимых специалисту для выполнения типовых задач в определении и области профессиональной деятельности после окончания учебного заведения. В свернутом виде пред­ставлена в квалификационной характеристике специалиста. Служит основа­нием для разработки содержания обучения. В развернутом виде представлена в учебном плане и комплексе программ по учебным предметам и производст­венной практике.

Мотив - побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его активности. В роли мотива могут выступать потребности интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы.

Мотивация - система взаимосвязанных и соподчиненных мотивов деятельности личности, сознательно определяющих линию ее поведения. За­висит от характера нравственного сознания, ценностной ориентации, уровня общей культуры, способности к критическому осмыслению ситуации, воле­вых качеств человека. Мотивация является движущей силой любой человече­ской, а значит, и учебно-познавательной деятельности человека.

Модульное обучение - такое построение содержания подготовки рабочих, когда каждый из них может быть самостоятельным в подборе содержания и порядка его освоения, исходя из личных особенностей и потребностей. При модульном обучении педагог начинает выполнять, помимо информирующих и контролирующих функций, еще и функции консультанта и координатора.

Наглядность обучения - один из принципов дидактики, согласно которому обучение людей осуществляется, на основе восприятия (зрительного, слухового и др.) ими тех или иных объектов, процессов материального мира или их изображений.

Научно-технический прогресс (НТП) - взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, проявляющееся, с одной стороны, в постоянном воздействии научных открытий и изобретений на уровень техники, технологии, с другой - в применении новейших приборов и оборудования в научных исследованиях.

Начальное профессиональное образования - в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» имеет целью подготовку работников квалифицированною труда по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования.

Непрерывное образование - явление образования, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому возможности реализации собственной программы его получения.

Обобщение - один из процессов познания, состоящий в мысленном выделении признаков (свойств) предметов (явлений) и объединении их на основе общности существенных черт, а также его результат, который закреп­ляется в языке, составляя понятие, выраженное в слове. В учебном процессе обобщение осуществляется в единстве с другими процессами: анализом, син­тезом, сравнением, абстракцией.

Образованность - личностное качество, характеризующее человека по той мере, в какой он освоил и превратил в свое достижение имеющийся в обществе социальный опыт, прежде всего достижения науки и культуры.

Опорный конспект - это составленное по определенным принципам, предметно-знаковое средство, передающее в наглядной лаконичной форме основные содержательные вехи учебного материала одной или нескольких тем, в логике познавательной деятельности учащихся.

Оптимизация обучения - научно обоснованный выбор и осуществление наилучшего для данных условий варианта обучения с точки зрения ус­пешности решения его задач и рациональности затрат времени учеников и учителя. Принцип оптимизации требует, чтобы процесс обучения достигал наилучшего для данной ситуации уровня своего функционирования. В осно­ве его - требования разумности, рациональности, чувства меры. Формула оп­тимизации: «Максимально возможные результаты при минимальных затра­тах времени и усилий».

Организационные формы профессионального обучения - способы организационного построения учебного процесса, определяющие характер учебной и учебно-производственной деятельности учащихся, руководство этой деятельностью со стороны преподавателя (мастера производственного обучения), а также структуру занятий.

Отметка - условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков обучаемых в цифрах или баллах.

Оценка - определение степени освоенности знаний, умений и навыков. Парадигма - теория, принятая в качестве образца решения исследова­тельских задач, т.е. научный подход.

Педагогика - наука об образовании как процессе целенаправленного развития человека посредством рационального построения обучения и вос­питания. Изучает общие закономерности педагогического процесса, особен­ности их проявления на различных видах и формах образовательной дея­тельности.

Педагогическая система - целостное единство всех факторов, способ­ствующих достижению поставленных целей развития человека. Основные признаки педагогической системы: полнота компонентов, причастных к дос­тижению цели; наличие связей и зависимостей между компонентами; нали­чие ведущего звена, ведущей идеи, необходимых для объединения компо­нентов; появление у компонентов системы общих качеств.

Педагогическая ситуация - составная часть педагогического процесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве.

Педагогические технологии - последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных между собой компонентов, этапов, состояний педа­гогического процесса и действий его участников.

Педагогическое мастерство - синтез разнообразных качеств личности педагога, специальных и педагогических знаний, умений с помощью системы педагогических средств рациональными усилиями добиваться наилучших ре­зультатов в обучении, развитии воспитании учащихся.

Педагогическое проектирование - предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.

Познание - отражение и воспроизведений действительности посредством мышления. Через познание постигается сущность предметов и явлений.

Познавательная деятельность - сознательная организация и самоор­ганизация познания действительности.

Понимание - активный процесс поиска и (или) конструирования человеком смысла сообщений, текстов, образов, схем, моделей, символов, знаков и других форм представления знаний и информации, а также интерпретации и конструирования смысла действий и поступков других людей. В процессе такого конструирования происходит перевод сообщений и текстов с языка предметных, операционных, символических и концептуальных значений на внутренние или собственные языки, которыми владеет адресат.

Понятие - форма знаний, с помощью которой отображается общее и особенное в явлениях действительности.

Преподавание - обучающая деятельность преподавателей предметов теоретического обучения; компонент процесса обучения. Прогнозирование - научно-аналитический этап и основа для составления перспектив, текущего и оперативного планирования.

Проблемное обучение - вид обучения, характеризующийся тем, что содержание учебного материала усваивается в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций.

Программированное обучение - один из видов обучения, осуществляемый по заранее составленной обучающей программе, в которой материал разбивается на «шаги» (этапы). Выполнение каждого этапа контролируется путем специального проверочного задания; усвоение материала является ус­ловием перехода к следующему этапу.

Производственное обучение - обучение в условиях производства, составной компонент профессионального образования.

Профессия - определенный, выделившийся в результате общественного разделения труда устойчивый род деятельности, требующий специальной подготовки (квалификации), выполняемый человеком постоянно и дающий ему средства к существованию.

Профессиональная деятельность - совокупность функций, действий, которые приходится выполнить специалисту при осуществлении операций, обязанностей в соответствии с профессией, должностью.

Практический подготовка - часть обучения в профессиональном учебном заведении, в процессе которого учащиеся получают навык профессиональной деятельности и специальные практические знания. Содержание профессиональной практической подготовки определяется учебными про­граммами, разработанными на основе квалификационной характеристики. Реализуется в процессе практических знаний и производственной практики.

Профессиональная теоретическая подготовка - часть профессионального образования, обеспечивающая овладение студентами профессиональными знаниями, усвоение основных понятий, законов и теорий, объясняющих основывающих процессы профессиональной деятельности. Охватывает основные компоненты труда: цель, предмет труда, средства труда, способы действия, организацию труда

Профессиональное умение - способность осознанно, быстро и точно исполнять трудовую деятельность по специальности в учебных и производственных условия, сформированная на основе ранее полученных знаний и умений. Владение сложной системой интеллектуальных и практических действий, необходимых для целесообразного регулирования конкретной трудовой деятельности по специальности.

Профессиональные знания - отражение в сознании учащихся системы понятий, законов, закономерностей, принципов, теорий, которые раскрывают научно-технические основы профессиональной деятельности, условия, факторы и предпосылки ее осуществления и перспективы развития. Знания, являющиеся основой профессиональной деятельности, часть содержания профессионального обучении, обеспечивающая ориентацию учащихся на выполнение профессиональной деятельности.

Профессиональные навыки - действия, связанные с выполнением профессиональной деятельности, ставшие автоматическими в результате многократных повторений. Среди профессиональных навыков выделяют сенсорные, двигательные, интеллектуальные, сенсорно-двигательные, идеомоторные и др.

Профессиональное образование - процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением знаниями, навыками и умениями по конкретным профессиям и специальностям.

Производственное обучение - обучение в условиях производства, составной компонент профессионального образования.

Профессиограмма - документ, регламентирующий технологию построения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим особенностям, психофизическим возможностям человека. Профессиология - наука, объектами которой являются различные профессии, изучаемые методами психологии, физиологии, гигиены, медици­ны, педагогики.

Профессионал - лицо, избравшее какое-либо постоянно оплачиваемое занятие в качестве своей профессии и обладающее необходимыми для этого знаниями и умениями.

Профессионализм - приобретенная в ходе учебной и практической деятельности способность к конкретному выполнению оплачиваемых функ­циональных обязанностей; уровень мастерства и искусности в определенном занятии, соответствующий уровню сложности выполняемых задач.

Профессиональная адаптация - приспособление работающих к условиям профессиональной среды и деятельности.

Профессиональная компетентность - интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая уровень знаний, умений, опыта, достаточных для осуществления цели данного рода деятель­ности, а также нравственную позицию специалиста.

Профессиональная мобильность - способность и готовность человека к смене трудовой деятельности в связи с изменениями жизненных и про­изводственных обстоятельств.

Профессиональная направленность - направленность личности на определенный вид профессиональной деятельности и на конкретную профес­сию.

Профессиональная подготовка - совокупность специальных знаний, навыков и умений, позволяющих выполнять работу определенной области деятельности. В зависимости от квалификации различают четыре основных уровня профессиональной подготовки, требующих соответствующего про­фессионального образования: высшего, среднего, начального профессио­нального и элементарного (подготовка работников высшей квалификации на курсах, путем бригадно-индивидуального обучения на производстве и др.).

Профессионально-педагогическая деятельность - интегративная деятельность, включающая в себя психологический, педагогический, произ­водственно-технологический компоненты.

Профессионально-педагогическая культура - мера и способ творческой самореализации личности преподавателя профессиональной школы в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, направлен­ных на освоение, передачу и создание педагогических ценностей и техноло­гий.

Профессионально-педагогическое образование - процесс и результат целенаправленной подготовки профессионально-педагогических кадров в специальных учебных заведениях.

Профессиональные образовательные учреждения - государственные или негосударственные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы соответствующего уровня с целью подготовки работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) и специалистов согласно утвержденным перечням профессий и специальностей.

Процесс обучения (учебный процесс) - совокупность последовательных и взаимосвязанных действий преподаватель; (мастера производственного обучения) и руководимых им учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, навыков и учений, формирование умения применять их в жизни, на практике, развитие самостоятельного мышления, наблюдательности и других познавательных способностей учащихся, овла­дение элементами культуры умственного и физического труда.

Правила обучения - конкретные указания учителю, как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения.

Прием воспитания (обучения) - составная часть или отдельная сторона метода воспитания (обучения), т.е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод».

Подготовка педагога к уроку - предварительная учебно-методическая работа, имеющая целью успешное проведение предстоящего занятия. Скла­дывается из следующих моментов:

анализ результатов предыдущего урока;

осознание целенаправленности предстоящего урока, его образовательного и воспитательного значения;

установление объема учебного материала для данного занятия;

использование специальной литературы, составление плана, конспекта занятия; подготовка оборудования учебного занятия; выделение материала

для опроса, определение формы опроса; формирование важнейших выводов по материалу предстоящего занятия.

Развитие - процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д.

Система производственного обучения - совокупность исходных по­ложений, принципов, подходов, определяющих порядок расчленения содер­жания производственного обучения, группировку его частей и последова­тельность овладения ими учащимися.

Содержание профессионального образования - система знаний, умений и навыков, обеспечивающих подготовку к профессиональной деятельности. Включает: 1) сумму понятий, положений, алгоритмов и современных теорий, объясняющих явления, которые происходят в природе, обществе, культуре и технике; 2) сумму знаний о предметах, орудиях труда и механизмах, применяемых в процессе труда; 3) обучение способам деятельности, гарантирующим формирование профессиональных умений и навыков.

Содержание обучения - совокупность подлежащих изучению предметов и тем, из которых складывается программа или курс образовательного учреждения.

Семинарские занятия - учебное занятие в форме коллективного обсуждения изучаемых вопросов, докладов, рефератов. Виды семинарских занятий: семинар-беседа, семинар-заслушивание, семинар-диспут.

Структура урока - соотношение компонентов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой.

Система профессионального обучения - совокупность исходных по­ложений, принципов, подходов, определяющих порядок расчленения содержания профессионального обучения, группировку его частей и последовательность овладения ими учащимися.

Тема (учебная) - составная часть учебного курса. Тема занятия обычно представляется в соответствии с учебной программой, планом.

Тест - представляет собой задание стандартизированной формы, выполнение которого характеризует уровень усвоения учебного материала. Позволяет диагностично, точно оценивать структуру и уровень знаний, навыков и умений учащихся или выпускников учебного заведения. Состоит из задания и эталона, который является образцом последовательного и правильно выполненного задания.

Тестирование - целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.

Тезис - положения, кратко излагающие какие-либо идеи, основные мысли лекции, доклада, произведения, документа. В тезисах кратко раскрывается содержание вопроса темы. Составление их - одна из форм самостоятельной работы над литературой при подготовке к докладам, лекциям, другим выступлениям, требующая от человека умения мыслить четко, логично, вычленять самое главное.

Технические средства обучения - технические устройства и соответ­ствующие им носители информации, применяемые для повышения эффек­тивности учебного процесса и облегчения обучающей деятельности педагога и учебной деятельности учащихся.

Тренажер - техническое средство обучения, позволяющее имитировать производственные условия в учебном процессе. С применением тренажеров проводятся упражнения по отработке трудовых навыков и умений в тех случаях, когда учебно-производственные условия не позволяют организовать такие упражнения в реальной производственной обстановке.

Форма обучения (как дидактическая категория) - внешняя сторона ор­ганизации учебного процесса.

Форма организации обучения - конструкция отдельного звена процесса обучения, определенней вид занятий (урок, лекция, семинар, экскурсия, факультативное занятие, экзамен и т.д.)

Частная методика - система методов изучения отдельных предметов.

Цикл обучения - совокупность специально организованных и управляемых процессов взаимодействия преподавателей и учеников, направленных на усвоение знаний, умений, навыков, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, осуществляемых в течение определенного промежутка времени

Экскурсия (учебная) - форма организации обучения в условиях про­изводства, музея, выставки, природного ландшафта с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности. Эксперимент - научно поставленный опыт преобразования педагогической действительности в точно учитываемых условиях.

Эффективность обучения - мера совпадения реально достигнутых ре­зультатов с целями, предусмотренными образовательной программой

Я-концепция - осознаваемая и переживаемая человеком система пред­ставлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 4.1 Принципы организации пространства | Общая характеристика профессионально-педагогического образования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 877; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.129 сек.