КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика профессионально-педагогического образования
ЛЕКЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Условия развития системы профессионально-педагогического образования определяются общественно-политическими и социально-экономическими процессами в обществе, прежде всего такими, как демократизация общественной жизни, переход к рыночным отношениям в экономике и свободному предпринимательству, возрастание самостоятельности регионов и их автономизация. Эти процессы порождают комплекс факторов, которые влияют на профессионально-педагогическое образование и должны учитываться при разработке структуры многоуровневой подготовки специалистов. Профессионально-педагогическое образование связано с подготовкой специалистов, способных осуществлять социально-профессиональную и производственно-технологическую деятельность в профессиональных учебных заведениях начального, среднего и высшего уровня, а также на предприятиях. Под системой профессионально-педагогического образования понимается сеть государственных высших и средних педагогических учебных заведений, которые выпускают специалистов, обеспечивающих подготовку человека к деятельности по профессии. Профессионально-педагогическое образование — это формирование личности, способной к эффективной самореализации в сфере начального и среднего профессионального образования, к осуществлению всех компонентов интегративного образовательного процесса, к выполнению полного спектра профессионально-образовательных функций. Профессионально-педагогические колледжи и техникумы готовят сегодня мастеров профессионального обучения в первую очередь для образовательных учреждений начального профессионального образования, а также для других уровней профессионального образования. Подготовка ведется в соответствии с классификатором специальностей среднего профессионального образования и по образовательным программам этого уровня обучения. По окончании профессионально-педагогических колледжей и техникумов присваиваются квалификации мастера профессионального обучения и техника.
Этапы становления и развития системы профессионального образования Периоды становления и развития профессионального образования: первый — XVII в.—1917 г.; второй — 1917—1940 гг.; третий — 1941 — 1945 гг.; четвертый — 1945—1970 гг.; пятый — 70 — 90-е гг. XX —начало XXI в. Первый период: XVII в.—1917 г. · в сфере подготовки рабочих и специалистов среднего звена в этот период создавались предпосылки для осуществления непрерывной подготовки кадров через разнообразные профессиональные учебные заведения; · количество профессиональных учебных заведений отставало от потребностей промышленного и сельскохозяйственного производства; · нормативная документация об открытии и функционировании каждого вида учебного заведения и о создании единой системы профессионального многопрофильного образования отсутствовала; · продолжалось дальнейшее совершенствование организационных, методических, содержательных и других аспектов всех типов учебных заведений, а также их системы в целом; · развивающаяся экономика России требовала дальнейшего совершенствования профессионального образования и увеличения количества выпускаемых специалистов. Второй период: 1917—1940 гг. Совнарком передал в ведение Народного Комиссариата по просвещению все профессионально-технические школы и учреждения, провозгласив обязательное и бесплатное профессиональное образование для всех детей обоего пола до 17 лет; снабжение бедных детей пищей, одеждой и учебными пособиями за счет государства. Все начальные и средние школы республики преобразуются Несмотря на большое разнообразие учебных заведений профессионального образования в первые годы после революции, можно установить следующие наиболее распространенные и важные их типы: техникумы, профессионально-технические школы, профессионально-технические курсы, учебно-показательные мастерские, школы фабрично-заводского ученичества. Третий период: 1941 — 1945 гг. Вгоды Великой Отечественной войны произошло сокращение сети техникумов, резкое уменьшение выпуска специалистов со средним техническим образованием обусловили в названное время острый недостаток инженерных кадров. Особенно быстро расширялась сеть училищ, школ, техникумов, выпускавших кадры для оборонной промышленности ( угольная промышленность; строительная; металлургия). Проводилась дальнейшая специализация ремесленных училищ и школ фабрично-заводского обучения (ФЗО) (энергетиков, металлургов, строителей металлургических заводов). Резко снизилось качество подготовки квалифицированных рабочих и ухудшилась учебно-воспитательная работа. Четвертый период: 50 —70-е гг. XX в. Впослевоенный период произошло укрепление средних специальных учебных заведений. В системе среднего специального образования возникли два различных типа техникумов: 1) четырехгодичные; 2) техникумы со сроком обучения два-два с половиной года. · восстановление народного хозяйства, разрушенного войной, крупномасштабное освоение целинных земель, новая аграрная политика — все эти события не могли не оказать существенное влияние на структуру профессионального образования и режим его функционирования; · кадры нужны были срочно и в большом количестве, поэтому сроки обучения сокращались, больше внимания уделялось профессиональной подготовке в ущерб общеобразовательной, о преемственности (названного образования) по вертикали сознательно забывали; · разнообразие учебных заведений системы профтехобразования сократилось; · в целом сложились неблагоприятные условия для функционирования системы непрерывного профессионального образования; система профессионального образования была неустойчивой, часто изменялась; велись поиски оптимальных форм ее организации; · промышленность, сельское хозяйство поднимались на более высокую ступень технического и технологического развития; старую систему подготовки кадров, уже не отвечавшую новым требованиям экономики, требовалось вновь срочно совершенствовать. Пятый период: 70 —90-е гг. XX—начало XXI в. В этот период ставилась государственная задача — повысить роль человеческого фактора в научно-техническом прогрессе. · научно-техническая революция привела к коренным изменениям в структуре всех профессий, а следовательно, и в профессиональной направленности учебных заведений; · претерпели изменения учебные планы и программы (возросла доля общеобразовательных дисциплин, повысился теоретический уровень профессиональных курсов, что создало предпосылку для установления вертикальных связей в системе профессионального образования); · возрос образовательный ценз многих профессий: появились профессии, требующие среднего и высшего уровней образования, т. е. возросла доля высококвалифицированного труда и существенно снизилась доля ручного и низкоквалифицированного труда; · повысились требования к преподавательским кадрам, методическому, материально-техническому обеспечению учебного процесса, формам и методам его организации.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1206; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |