Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы процесса обучения




1. Первичная диагностика и актуализация прежних знаний учащихся - преподаватель соответствующими приемами и методами “оживляет”, делает актуальными и важными для настоящего момента уже имеющиеся знания.

2. Постановка преподавателем цели и осознание учащимися познавательных задач: объявление темы, постановка вопросов, выполнение разных активизирующих заданий, задач проблемного и творческого характера. Так учащиеся входят в атмосферу напряженной познавательной работы.

3. Восприятие и изучение учащимися нового материала. На этом этапе используются разные методы и приемы изложения.

4. Осмысление нового материал.

5. Закрепление и совершенствование первично воспринятой информации учащимися, формирование новых умений и навыков.

6. Применение предполагает связь теоретических знаний с практическими умениями и действиями. Это достигается через упражнения, решение задач, выполнение проблемных и эвристических учебных заданий.

7. Контроль качества усвоенных знаний, умений — является способом обратной связи, выполняет диагностическую функцию на завершающем этапе учебного занятия: насколько полно, точно, без искажений и осмысленно усвоен учебный материал, какие обнаружились пробелы в знаниях отдельных учащихся.

8. Коррекция необходима тогда, когда по результатам диагностики обнаружились отклонения от намечавшегося результата познавательной деятельности. Чтобы исправить положение, преподаватель использует другие методики и средства обучения. Тогда есть шанс достичь поставленной цели: усвоения всеми учащимися учебного материала на достаточно высоком уровне.

9. Обобщение предполагает усвоение и осознание учащимися причинно-следственных связей в явлениях окружающего мира, фрагменты которого они изучают, усвоение научных понятий, некоторых законов развития природы и общества. Знания систематизируются по конкретному учебному предмету, устанавливаются внутрипредметные и межпредметные связи.

Цели обучения:

1. Определение цели через содержание изучаемого материала (изучить тему, теорему, параграф, главу и т.п.

2. Определение целей через деятельность учителя: ознакомить, показать, рассказать и пр.

3. Определение целей через внутренние процессы развития учащихся (интеллектуальное, эмоциональное, личностное и т. п.): сформировать интерес, развить познавательную активность, сформировать умения и пр.

4. Определение целей через организацию учебной деятельности учащихся на уроке: решить задачу, выполнить упражнение, поработать самостоятельно.

Принципы педагогики, сформулированные еще Я.А.Коменским:

научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные);

природосообразности (обучение определяется развитием, не форсируется);

последовательности и систематичности (последовательная линейная логика процесса, от частного к общему);

доступности (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых ЗУН);

прочности (повторение - мать учения);

сознательности и активности (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд);

принцип наглядности (привлечение различных органов чувств к восприятию);

принцип связи теории с практикой (определенная часть учебного процесса отводится применению знаний);

учета возрастных и индивидуальных особенностей;

воспитывающего обучения (не может быть обучения вне воспитания).

Содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимися в процессе обучения, это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.

Составные части содержания образования:

Знание – это сохранение в памяти и умение воспроизводить и применять основные факты науки и теоретические обобщения;

Навыки состоят из простых приемов деятельности и совмещенных приемов контроля и приемов регулирования;

Умения – владение способами применения усваиваемых знаний на практике. Умение включает в себя знания и навыки.

Отношения включают в себя оценочные суждения и эмоциональные отношения к различным сторонам жизни и деятельности.

Творческая деятельность обеспечивает рождение новых знаний, навыков, умений и отношений.

 

Методы обучения и их классификация. Инновации в разработке методов профессионального обучения

Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельно­сти преподавателя и учащихся, направленные на воспитание и развитие будущих специалистов в процессе их обучения, на осво­ение ими знаний, умений и навыков.

Классификация методов:

1. По источникам познания:

· Словесные – рассказ, беседа, лекция, объяснение, инструктаж;

· Наглядные – наблюдение, иллюстрация, демонстрация, показ, использование ТСО;

· Практические – упражнения, тренировка, лабораторные работы, поручение.

2. На основе структуры личности: методы формирования:

· Сознания – рассказ, беседа, инструктаж, лекция, объяснение, показ, иллюстрация, демонстрация, убеждение, внушение, метод примера.

· Поведения – упражнение, тренировка, поручение, создание педагогических ситуаций.

· Чувств – соревнование, одобрение, поощрение, наказание, создание ситуации успеха, контроль, оценка.

3. По степени продуктивности:

· Объяснительно-иллюстративные – (преподаватель сообщает учащимся «готовую» информацию) рассказ, лекция, объяснение, инструктаж, показ.

· Репродуктивные – (преподаватель выдает задание, а учащиеся выполняют его по образцу, правилу) упражнение, поручение, лекция, демонстрация, предписание.

· Проблемные – (преподаватель ставит проблему и решает ее, показывая пути решения) беседа, проблемная ситуация, убеждение, игра, обобщение.

· Частично-поисковые – (учащиеся частично сами решают поставленную проблему) диспут, самостоятельная работа, лабораторная работа, соревнование.

· Исследовательские – (учащиеся сами решают поставленную проблему) исследовательское моделирование, проектирование, поиск неисправностей, сбор новых фактов.

4. Методы контроля в обучении:

· Устное – индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устные зачеты, устные экзамены.

· Письменное – контрольные работы, письменные зачеты, письменные экзамены, программированные работы.

5. Методы обучения:

· Теоретическое – монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический, программированный методы.

· Производственное – показа трудовых действий, диалогический, тренировочный, алгоритмический, эвристический (проектировочное, регулировочное, диагностичное упражнения) методы.

6. Активные методы обучения:

· Имитационные:

¾ Игровые – использование тренажеров, элементов деловой игры.

¾ Неигровые – анализ конкретных производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, лабораторные и практические работы по инструкции, выполнение индивидуальных заданий в процессе производственной практики.

· Неимитационные – проблемные лекции, эвристические беседы, учебные дискуссии, поисковые лабораторные работы, самостоятельные работы с обучающей программой (программированное обучение), самостоятельные работы с книгой и электронной версией учебника.

7. Инновационные методы обучения:

· Интернет-технологии;

· Блочно-модульный принцип освоения программы обучения;

· Профессиональная ориентация;

· Инновационные игровые технологии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 8627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.