КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этапы процесса обучения
1. Первичная диагностика и актуализация прежних знаний учащихся - преподаватель соответствующими приемами и методами “оживляет”, делает актуальными и важными для настоящего момента уже имеющиеся знания. 2. Постановка преподавателем цели и осознание учащимися познавательных задач: объявление темы, постановка вопросов, выполнение разных активизирующих заданий, задач проблемного и творческого характера. Так учащиеся входят в атмосферу напряженной познавательной работы. 3. Восприятие и изучение учащимися нового материала. На этом этапе используются разные методы и приемы изложения. 4. Осмысление нового материал. 5. Закрепление и совершенствование первично воспринятой информации учащимися, формирование новых умений и навыков. 6. Применение предполагает связь теоретических знаний с практическими умениями и действиями. Это достигается через упражнения, решение задач, выполнение проблемных и эвристических учебных заданий. 7. Контроль качества усвоенных знаний, умений — является способом обратной связи, выполняет диагностическую функцию на завершающем этапе учебного занятия: насколько полно, точно, без искажений и осмысленно усвоен учебный материал, какие обнаружились пробелы в знаниях отдельных учащихся. 8. Коррекция необходима тогда, когда по результатам диагностики обнаружились отклонения от намечавшегося результата познавательной деятельности. Чтобы исправить положение, преподаватель использует другие методики и средства обучения. Тогда есть шанс достичь поставленной цели: усвоения всеми учащимися учебного материала на достаточно высоком уровне. 9. Обобщение предполагает усвоение и осознание учащимися причинно-следственных связей в явлениях окружающего мира, фрагменты которого они изучают, усвоение научных понятий, некоторых законов развития природы и общества. Знания систематизируются по конкретному учебному предмету, устанавливаются внутрипредметные и межпредметные связи. Цели обучения: 1. Определение цели через содержание изучаемого материала (изучить тему, теорему, параграф, главу и т.п. 2. Определение целей через деятельность учителя: ознакомить, показать, рассказать и пр. 3. Определение целей через внутренние процессы развития учащихся (интеллектуальное, эмоциональное, личностное и т. п.): сформировать интерес, развить познавательную активность, сформировать умения и пр. 4. Определение целей через организацию учебной деятельности учащихся на уроке: решить задачу, выполнить упражнение, поработать самостоятельно. Принципы педагогики, сформулированные еще Я.А.Коменским: • научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные); • природосообразности (обучение определяется развитием, не форсируется); • последовательности и систематичности (последовательная линейная логика процесса, от частного к общему); • доступности (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых ЗУН); • прочности (повторение - мать учения); • сознательности и активности (знай поставленную учителем задачу и будь активен в выполнении команд); • принцип наглядности (привлечение различных органов чувств к восприятию); • принцип связи теории с практикой (определенная часть учебного процесса отводится применению знаний); • учета возрастных и индивидуальных особенностей; • воспитывающего обучения (не может быть обучения вне воспитания). Содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимися в процессе обучения, это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему. Составные части содержания образования: Знание – это сохранение в памяти и умение воспроизводить и применять основные факты науки и теоретические обобщения; Навыки состоят из простых приемов деятельности и совмещенных приемов контроля и приемов регулирования; Умения – владение способами применения усваиваемых знаний на практике. Умение включает в себя знания и навыки. Отношения включают в себя оценочные суждения и эмоциональные отношения к различным сторонам жизни и деятельности. Творческая деятельность обеспечивает рождение новых знаний, навыков, умений и отношений.
Методы обучения и их классификация. Инновации в разработке методов профессионального обучения Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, направленные на воспитание и развитие будущих специалистов в процессе их обучения, на освоение ими знаний, умений и навыков. Классификация методов: 1. По источникам познания: · Словесные – рассказ, беседа, лекция, объяснение, инструктаж; · Наглядные – наблюдение, иллюстрация, демонстрация, показ, использование ТСО; · Практические – упражнения, тренировка, лабораторные работы, поручение. 2. На основе структуры личности: методы формирования: · Сознания – рассказ, беседа, инструктаж, лекция, объяснение, показ, иллюстрация, демонстрация, убеждение, внушение, метод примера. · Поведения – упражнение, тренировка, поручение, создание педагогических ситуаций. · Чувств – соревнование, одобрение, поощрение, наказание, создание ситуации успеха, контроль, оценка. 3. По степени продуктивности: · Объяснительно-иллюстративные – (преподаватель сообщает учащимся «готовую» информацию) рассказ, лекция, объяснение, инструктаж, показ. · Репродуктивные – (преподаватель выдает задание, а учащиеся выполняют его по образцу, правилу) упражнение, поручение, лекция, демонстрация, предписание. · Проблемные – (преподаватель ставит проблему и решает ее, показывая пути решения) беседа, проблемная ситуация, убеждение, игра, обобщение. · Частично-поисковые – (учащиеся частично сами решают поставленную проблему) диспут, самостоятельная работа, лабораторная работа, соревнование. · Исследовательские – (учащиеся сами решают поставленную проблему) исследовательское моделирование, проектирование, поиск неисправностей, сбор новых фактов. 4. Методы контроля в обучении: · Устное – индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устные зачеты, устные экзамены. · Письменное – контрольные работы, письменные зачеты, письменные экзамены, программированные работы. 5. Методы обучения: · Теоретическое – монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический, программированный методы. · Производственное – показа трудовых действий, диалогический, тренировочный, алгоритмический, эвристический (проектировочное, регулировочное, диагностичное упражнения) методы. 6. Активные методы обучения: · Имитационные: ¾ Игровые – использование тренажеров, элементов деловой игры. ¾ Неигровые – анализ конкретных производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, лабораторные и практические работы по инструкции, выполнение индивидуальных заданий в процессе производственной практики. · Неимитационные – проблемные лекции, эвристические беседы, учебные дискуссии, поисковые лабораторные работы, самостоятельные работы с обучающей программой (программированное обучение), самостоятельные работы с книгой и электронной версией учебника. 7. Инновационные методы обучения: · Интернет-технологии; · Блочно-модульный принцип освоения программы обучения; · Профессиональная ориентация; · Инновационные игровые технологии.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 8627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |