Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы. Место муниципального права в правовой системе Российской Федерации




Место муниципального права в правовой системе Российской Федерации

 

Муниципальное право в системе российского права занимает осо­бое положение. Это определяется его комплексной природой, кото­рая, в свою очередь, вызвана сложностью общественных отношений, являющихся предметом муниципального права. Двойственная при­рода местного самоуправления, сочетающего в себе государственное (публично-властное) и общественное (самоуправленческое) начала, еще более усложняет проблему. Государство не только позволяет на­селению и органам местного самоуправление самостоятельно решать вопросы местного значения, реализуя местный интерес, но и доверяет им (делегирует) часть собственных функций. При этом степень влия­ния государства на местное самоуправление носит подвижный харак­тер. В связи с этим возникает вопрос о необходимости разграничения публично-властных и самоуправленческих институтов муниципально­го права. Действительная природа местного самоуправления состоит в том, что его можно считать одновременно и своеобразным «доверен­ным представителем» центральной власти на соответствующей территории, и формой народовластия, которая обеспечивает реализацию прав граждан на местное самоуправления, а местному населению - возможность превращения своей воли в публичную власть. /38/

Многие нормы и институты муниципального права имеют самостоятельное значение, собственную законодательную и нормативную базу, хотя истоки этих норм и институтов, точно так же как и истоки других отраслей права, находятся в сфере конституционного права, ко­торое устанавливает общие принципы и основы местного самоуправ­ления и муниципального права, обеспечивает возникновение, разви­тие и укрепление различных групп муниципальных общественных от­ношений. Прежде всего речь идет о закреплении в Конституции РФ сущности местного самоуправления как важнейшего канала народов­ластия, форм реализации местного самоуправления, территориальных основ местного самоуправления, гарантий местного самоуправления, ответственности органов местного самоуправления и др. Далее соот­ветствующие основополагающие нормы Конституции РФ находят под­робное развитие в источниках муниципального права. И этот правовой массив представляет собой уже значительную часть собственных норм и институтов муниципального права.

Комплексный характер муниципального права, о котором говори­лось ранее, обусловливает то, что наряду с самостоятельным массивом муниципально-правовых норм значительное количество норм «делегировано» в эту отрасль из гражданского, административного, финансово­го, земельного, жилищного и других отраслей права и законодательства. Это предполагает переплетение соответствующих норм в муниципаль­ном праве. Их включение в законодательные акты, являющиеся непо­средственно источниками муниципального права, имеет важное организующее значение для возникновения и развития муниципально-правовых отношений, обеспечения их публичного характера. В защите своих прав участники таких отношений опираются на нормы как му­ниципального, так и отраслевого законодательства.

Нормы и институты муниципального права обусловлены предметным многообразием и могут иметь публично-правовой и частноправовой характер. Это связано с тем, что в своей деятельности органы местного самоуправления осуществляют деятель­ность как в области политических отношений, так и в сфере имуще­ственных отношений.

Отсюда следует: если муниципальное право стимулирует в целом экономическую деятельность органов местного самоуправления как вид публичной деятельности, то сугубо имущественные муниципаль­ные отношения строятся на основе норм гражданского права. Граждан­ский кодекс РФ /6/ устанавливает гражданско-правовой статус муниципального образования, органов местного самоуправления, регулирует имущественные отношения с участием муниципальных образований.

Вместе с тем с учетом гражданского законодательства строится регулирование муниципальных общественных отношений. Благодаря Гражданскому кодексу РФ (ст. 124) получило жизнь понятие «муниципальное образова­ние». Нормы гражданского права, используемые в федеральных и ре­гиональных актах муниципального права, уставах муниципальных об­разований, в других локальных нормативных актах, как бы обретают новую жизнь, внедряясь в муниципальное право - вторичную и само­стоятельную комплексную отрасль права.

Аналогичным образом осуществляется взаимодействие муниципального права с другими отраслями права и законодательства - административным, финансовым, земельным, предпринимательским, экологическим и др. Практическая реализация правовых норм многих отраслей права в сфере местного самоуправления, в свою очередь, вы­зывает необходимость их обновления и совершенствования. Таким об­разом, развитие элементов правовой системы Российской Федерации становится объектом воздействия со стороны муниципального права. А появление соответствующего муниципального источника требует корректировки актов отраслевого законодательства. Примером может служить базовый закон муниципального права - Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». /17/ Его принятие вызвало необходимость су­щественного изменения нормативной базы других отраслей, в частно­сти бюджетного и налогового законодательства.

1. Каково соотношение «Муниципальное право» и «Право местного самоуправления»?

2. В каких аспектах рассматривается «Муниципальное право России»?

3. Какие муниципально-правовые отношения составляют предмет муниципального права?

4. Каковы особенности предмета муниципального права?

5. Назовите специальный и обязательный субъект муниципально-правовых отношений.

6. Какова структура муниципально-правовых отношений?

7. Какова особенность методов муниципально-правового регулирования?

8. Каковы виды источников муниципального права?

9. Какие элементы составляют систему муниципального права как отрасли?

10. Назовите критерии, доказывающие комплексность муниципального права.

11. Что является объектами муниципально-правовых отношений?

12. Что является основанием возникновения, изменения и прекращения муниципально-правовых отношений?

 

Литература

1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. - М., 2010. - 48 с.

2. Конституции РСФСР 1978 г. - М., 1978. - 56 с.

3. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ; (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ // СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3824; 2000. - № 32. - Ст. 3340.

4.Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ // СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3823.

5. Градостроительный кодекс РФ от 7.05.1998 г. № 73-ФЗ // СЗ РФ. -1998. - № 19. - Ст. 2069.

6. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

7. О ратификации Европейской Хартии местного самоуправления (15.10.1985 г.) // СЗ РФ. - 1998. - № 36. - Ст. 4466.

8. Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР: закон СССР от 9.04.1990 г. - М., 1990. - 114 с.

9. О местном самоуправлении в Российской Федерации: закон РСФСР от 06.07.1991 г. № 1550-1 // ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. - 1991. - № 29. - Ст. 1010.

10. О собственности в РСФСР: закон РСФСР от 24.12.1990 г. № 443-1 (с изм.) // ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. - 1990. - № 30. - Ст. 416.

11. О референдуме Российской Федерации: ФКЗ от 28.06.2004 г. № 5-ФКЗ // СЗ РФ. - 2004. - № 27. - Ст. 2710.

12. О чрезвычайном положении: ФКЗ от 30.05.2001 г. № 3-ФКЗ // СЗ РФ. - 2001. - № 23. - Ст. 2277.

13. О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации: ФКЗ от 17.12. 2001 г. № 6-ФКЗ // СЗ РФ. - 2001. - № 52. - Ст. 4916.

14. О муниципальной службе в РФ: ФЗ от 2.03.2007 г. № 25-ФЗ // СЗ РФ. - 2007. - № 10. - Ст. 1152.

15. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ: ФЗ от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ // СЗ РФ. - 2002. - № 24. - Ст. 2253.

16. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: ФЗ от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ // СЗ РФ. - 1995. - № 35. - Ст. 3506.

17. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: ФЗ от 06.11.2003 г. № 131-ФЗ // СЗ РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.

18. Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в РФ: указ Президента РФ от 15.10.1999 г. № 1370 // СЗ РФ. - 1999. - № 42. - Ст. 5011.

19. Об обеспечении конституционных прав населе­ния на местное самоуправление в нормативно-правовых актах субъектов РФ: постановление Государственной Думы Федерального Собра­ния от 10.06.1994 г. // Сборник постановлений Государственной Думы Федерального Собра­ния. - 1994. - № 6. - С. 5-7.

20. Авакьян С.А. Муниципальное право Росси: учебник / С.А. Авакьян, В.Л. Лютцер, Н.Л. Пешин, В.А. Савицкий, Н.С. Тимофеев. - М., 2011.

21. Алексеев С.С. Государство и право / С.С. Алексеев. - М., 1994.

22. Барабашев Г.В. Местное самоуправление / Г.В. Барабашев. - М., 1996.

23. Баранчиков В.А. Муниципальное право / В.А Баранчиков. - М., 2000.

24. Большой энциклопедический словарь. Т. I. - M., 1991.

25. Васильев В.И. Муниципальное право России: учебник / В.И. Васильев. - М., 2008.

26. Выдрин И.В. Муниципальное право России / И.В. Выдрин, А.Н. Кокотов. - М., 1999.

27. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2 / В. Даль. - М., 1978 (ре­принтное издание с 1881 г.).

28. Дмитриев Ю.А., Комарова В.В., Пылин В.В. Муниципальное право РФ / под общей ред. Ю.А. Дмитриева. - Ростов н/Д, 2007.

29. Казанчев Ю.Д. Муниципальное право России / Ю.Д. Казанчев, А.Н. Писарев. - М., 1998.

30. Кутафин О.Е. Муниципальное право Российской Федерации / О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев. - М., 2006.

31. Муниципальное право / под ред. А.И. Коваленко. - М., 1997.

32. Муниципальное право Российской Федерации / под ред. Н.С. Бондаря. - М., 2003.

33. Муниципальное право: учебник для вузов / под ред. А.М. Никитина. - М., 2000.

34. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М., 1987.

35. Овчинников И.И. Муниципальное право России: учебник / И.И. Овчинников, А.Н. Писарев. - М., 2007.

36. Постовой Н.В. Муниципальное право / Н.В. Постовой. - М., 1998.

37. Толковый словарь русского языка. - М., 1939.

38. Шеремет К.Ф. Становление правовой базы местного самоуправления в Россий­ской Федерации. Местное самоуправление: современный российский опыт законода­тельного регулирования / под ред. К. Ф. Шеремета, И. И. Овчинникова. - М, 1998.

39. Шугрина Е.С. Муниципальное право / Е.С. Шугрина. - М., 1999.

40. Юридический энциклопедиче­ский словарь. - М., 1997.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1207; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.