Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Муниципально-правовые отношения и их субъекты




 

Отрасль права должна обладать рядом признаков. Это прежде всего свой предмет, т. е. комплекс однородных общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли права, соответственно свое отраслевое законодательство, а также свои методы регулирования, при­сущие отрасли, являющиеся либо отражением общих методов, харак­терных в целом для права, либо специфичных для данной отрасли. /21/

Отрасли можно быть подразделить на основные звенья:

1) профи­лирующие, базовые;

2) специальные отрасли;

3) комплексные отрасли, для которых характерно соединение разнородных институтов профи­лирующих и специальных отраслей.

Однако первостепенное значение имеет предмет регулирования. И без ответа на вопросы, совокупность каких общественных отноше­ний составляет предмет муниципального права, выделить его как от­расль права не представляется возможным.

Муниципально-правовые отношения. Всоответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос­сийской Федерации» /17/ предметом муниципального права можно считать отношения, возникающие при реализации непосредственно населени­ем (гражданами) своего права на местное самоуправление в городских, сельских поселениях и в других муниципальных образованиях, а также отношения, возникающие в процессе деятельности органов и долж­ностных лиц местного самоуправления.

К предмету муниципального права можно отнести следующие груп­пы общественных отношений:

1) возникающие в процессе осуществления гражданами своего права на местное самоуправление путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления;

2) связанные с местным правотворчеством (разработкой и приня­тием устава муниципального образования и других муниципаль­ных правовых актов);

3) содержание которых направлено на реализацию права граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также на равный доступ к муниципальной службе;

4) связанные с деятельностью органов местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью;

5) в сфере местных финансов, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, установления местных налогов и сборов, решения других финансовых вопросов местного зна­чения;

6) возникающие в связи с реализацией полномочий органов мест­ного самоуправления в социально-экономической сфере по обе­спечению комплексного социально-экономического развития муниципального образования, по организации, содержанию и развитию муниципальных учреждений (здравоохранения, об­разования, культуры и т. д.);

7) связанные с выполнением отдельных полномочий Российской Федерации или полномочий субъектов РФ (государственных полномочий) в случаях наделения ими органов местного само­управления соответствующим законом;

8) возникающие в процессе взаимоотношений органов местного самоуправления с органами государственной власти субъекта РФ, Российской Федерации при решении вопросов, требующих учета государственных и местных интересов, включая принятие соот­ветствующих нормативных актов, формирование бюджетов разных уровней, выполнение народнохозяйственных задач и проектов;

9) по поводу исполнения договорных обязательств с другими муниципальными образованиями, а также в связи с участием в формировании и (или) деятельности органов межмуниципального сотрудничества на уровне субъекта РФ и Российской Федерации;

10) связанные с гарантиями местного самоуправления, наполне­нием местных бюджетов, компенсациями дополнительных рас­ходов органов местного самоуправления, обеспечением права местного самоуправления на судебную защиту. /20/

Своеобразие общественных отношений, составляющих предмет муниципального права, вызывает необходимость их классификации, которая может быть осуществлена:

а) по целевому назначению - отношения, связанные с конституированием местного самоуправления, т. е. возникающие в процессе:

- выборов,

- определения организационных форм местного само­управления;

- определения структуры и порядка формирования органов мест­ного самоуправления;

- принятия и изменения уставов муници­пальных образований;

б) по правовой природе:

- собственно муниципально-правовые отношения;

- государственно-правовые отношения, возникающие при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочии, переданных органам местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и за­конами субъектов РФ;

в) по сферам и отраслям местного хозяйства:

- отношения муници­пальной собственности;

- муниципальные земельные отношения,

- финансовые отношения и т. д.;

г) по субъектам (сторонам), участвующим в муниципально-правовых отношениях, могут быть отношения с участием:

- населения муни­ципального образования;

- органов местного самоуправления и должностных лиц местно­го самоуправления (выборные представительные органы муни­ципальных образований, глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления;

- глава местной администрации, муниципальные служащие и др.);

- членов выборных органов местного самоуправления;

- органов государственной власти различных уровней, предпри­ятий, организаций, учреждений, организаций различных форм собственности, расположенных на территории муниципального образования;

- ассоциаций и союзов муниципальных образований;

д) по пространственным пределам можно выделить:

- внутримуниципальные отношения;

- межмуниципальные отношения;

- отношения с государственными органами на территории и за пределами муниципального образования. /20/

Субъектами муниципально-правовых отношений являются все те общности, органы, лица, которые могут быть участниками (сторонами) данных отношений. Из приведенных выше классификаций муниципально-правовых отношений достаточно хорошо видны и их субъекты. В основ­ном они понятны. Вопросы вызывает один субъект - население.

Ни Конституция РФ, ни федеральное законодательство не дают правового определения «населения муниципального образования». С.И. Ожегов под населением понимает жителей какого-нибудь места (страны, города и т. п.). /34/

В Конституции РФ имеет место совмещение понятий «население» и «граждане»: в ч. 1 ст. 130 говорится, что местное самоуправление в Российской Федерации «обеспечивает самостоятельное решение на­селением вопросов местного значения...», а в ч. 2 ст. 130 - что мест­ное самоуправление «осуществляется гражданами...». В законах субъектов РФ зачастую используются обороты «учет мнения населения», «решение населением вопросов местного значения», «право населения на местное самоуправление», «утверждается населением непосред­ственно», «участие гражданина в местном самоуправлении гарантиру­ется правом непосредственно (через референдумы, собрания, сходы, конференции) участвовать в решении населением вопросов местного значения» и т. п. В ряде уставов муниципальных образований, пред­усматривающих утрату доверия населения к главе муниципального образования путем голосования граждан, население ассоциируется с местным референдумом, а инициатива населения - с определенным числом подписей избирателей. Во многих актах можно встретить и по­нятие «жители» соответствующей территории.

Все это свидетельствует о необходимости четко ответить на вопросы: кто же обладает правом на самоуправление, как соотносятся понятия «население», «граждане», «жители», «избиратели». На самом деле особой проблемы здесь нет. «Население» - обобщенная категория, охватываю­щая всех, кто проживает на территории муниципального образования, реально тождественная категории «жители». Обе эти категории охваты­вают всех лиц, проживающих на соответствующей территории независимо от возраста и от принадлеж­ности к гражданству Российской Федерации.

Но их участие в местных делах зависит от вида этих дел. Если, например, проводится собрание жителей по поводу обеспечения чистоты и порядка на соответствующей территории, в нем могут участвовать и несовершеннолетние граждане Российской Федерации, и иностран­ные граждане, проживающие на данной территории.

Однако к участию в решении определенных видов местных дел допускаются не просто население, жители, а только те, кто достиг определенного возраста, да к тому же являются гражданами Российской Федерации. Например, в местных выборах и референдумах принима­ют участие только граждане Российской Федерации, причем достиг­шие возраста 18 лет (для права избирать, голосовать на референдуме) или более высокого возраста (для права быть избранными в органы местного самоуправления). Несовершеннолетняя часть местного на­селения в выборах и референдумах не участвует. Проживающие по­стоянно на территории муниципального образования иностранные граждане, являющиеся частью местного населения, получают право избирать, быть избранными, участвовать в местных референдумах, если это будет зафиксировано в международном договоре Российской Федерации и далее закреплено в федеральном законе или законе кон­кретного субъекта.

В обсуждении проблем соответствующей территории могут участвовать лица, временно оказавшиеся в данном местности, а также обладающие собственностью и иными интересами (например, потом­ки известного писателя, родившегося в данных краях, тем более если сохранились мемориальные памятники). Если надо ходатайствовать о строительстве какого-то сооружения, реставрации здания с превра­щением его в объект культурного наследия и т. п., они могут участво­вать в соответствующем голосовании, однако у них нет права участия в принятии обязательного решения.

Итак, местное самоуправление реализуется в одних формах только теми гражданами Российской Федерации, которые являются жителями определенного муниципального образования, обладают правом изби­рать и быть избранными, в других - с участием любых категорий лиц, заинтересованных в решении вопросов местного значения.

Поскольку подавляющее большинство вопросов местного самоуправления решается местным населением, представляющим совокупность физических лиц, проживающих в пределах муниципального образования, законодатель и обозначает население главным субъектом муниципально-правовых отношений; разумеется, оно выступает в ро­ди субъекта этих отношений прежде всего через свою политически ак­тивную часть.

Население само решает вопросы местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, участвует в вы­борах, местных референдумах, других формах прямого волеизъявления (собраниях, сходах и т. д.). Именно перед населением несут ответствен­ность депутаты, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления. Федеральный закон 2003 г. «Об общих прин­ципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет, что основания наступления ответственности депутатов, чле­нов выборных органов местного самоуправления, выборных должност­ных лиц местного самоуправления перед населением и порядок решения соответствующих вопросов определяются уставами муниципальных образований в соответствии с настоящим Федеральным законом. Последстви­ем такой ответственности могут стать не только отзыв депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочное прекращение полномочий указанных лиц посредством их отрешения от должности, но и расформирование (роспуск) представительного органа местного само­управления как меры конституционно-правовой ответственности (неко­торые авторы называют это муниципально-правовой ответственностью, однако в данном случае это не столь существенно - при сильном «род­стве» конституционного права и муниципального права).

Естественно, один из ведущих субъектов муниципально-правовых отношений - граждане. Они участвуют в данных отношениях как индивидуально, так и в коллективных формах. Например, граждане на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании избирают представительные органы муниципальных об­разований - собрания представителей (думы, муниципальные советы, комитеты и т. д.), глав муниципальных образований, иных выборных должностных лиц местного самоуправления. Граждане могут быть из­браны депутатами представительных органов, главами муниципальных образований и т. д.

Граждане своими обращениями, постановкой проблем определяют направления деятельности органов местного самоуправления, оцени­вают их работу, формируют органы территориального общественного самоуправления, участвуют в общих собраниях и сходах (причем в некоторых ситуациях сходы могут осуществлять функции представитель­ного органа местного самоуправления).

Не исключается обращение гражданина в суд с заявлением в защи­ту интересов муниципального образования, в том числе о признании недействительными актов, нарушающих права местного самоуправле­ния и исходящих от органов государственной власти, государственных должностных лиц, иных органов местного самоуправления, предпри­ятий, учреждений и т. д. Естественно, в судебном порядке гражданин вправе защищать и свои права, нарушенные органом местного само­управления.

Это далеко не полный перечень форм участия граждан в отношениях, связанных с организацией и деятельностью местного самоуправления.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.