КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Муниципально-правовые отношения и их субъекты
Отрасль права должна обладать рядом признаков. Это прежде всего свой предмет, т. е. комплекс однородных общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли права, соответственно свое отраслевое законодательство, а также свои методы регулирования, присущие отрасли, являющиеся либо отражением общих методов, характерных в целом для права, либо специфичных для данной отрасли. /21/ Отрасли можно быть подразделить на основные звенья: 1) профилирующие, базовые; 2) специальные отрасли; 3) комплексные отрасли, для которых характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей. Однако первостепенное значение имеет предмет регулирования. И без ответа на вопросы, совокупность каких общественных отношений составляет предмет муниципального права, выделить его как отрасль права не представляется возможным. Муниципально-правовые отношения. Всоответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» /17/ предметом муниципального права можно считать отношения, возникающие при реализации непосредственно населением (гражданами) своего права на местное самоуправление в городских, сельских поселениях и в других муниципальных образованиях, а также отношения, возникающие в процессе деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. К предмету муниципального права можно отнести следующие группы общественных отношений: 1) возникающие в процессе осуществления гражданами своего права на местное самоуправление путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления; 2) связанные с местным правотворчеством (разработкой и принятием устава муниципального образования и других муниципальных правовых актов); 3) содержание которых направлено на реализацию права граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также на равный доступ к муниципальной службе; 4) связанные с деятельностью органов местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью; 5) в сфере местных финансов, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, установления местных налогов и сборов, решения других финансовых вопросов местного значения; 6) возникающие в связи с реализацией полномочий органов местного самоуправления в социально-экономической сфере по обеспечению комплексного социально-экономического развития муниципального образования, по организации, содержанию и развитию муниципальных учреждений (здравоохранения, образования, культуры и т. д.); 7) связанные с выполнением отдельных полномочий Российской Федерации или полномочий субъектов РФ (государственных полномочий) в случаях наделения ими органов местного самоуправления соответствующим законом; 8) возникающие в процессе взаимоотношений органов местного самоуправления с органами государственной власти субъекта РФ, Российской Федерации при решении вопросов, требующих учета государственных и местных интересов, включая принятие соответствующих нормативных актов, формирование бюджетов разных уровней, выполнение народнохозяйственных задач и проектов; 9) по поводу исполнения договорных обязательств с другими муниципальными образованиями, а также в связи с участием в формировании и (или) деятельности органов межмуниципального сотрудничества на уровне субъекта РФ и Российской Федерации; 10) связанные с гарантиями местного самоуправления, наполнением местных бюджетов, компенсациями дополнительных расходов органов местного самоуправления, обеспечением права местного самоуправления на судебную защиту. /20/ Своеобразие общественных отношений, составляющих предмет муниципального права, вызывает необходимость их классификации, которая может быть осуществлена: а) по целевому назначению - отношения, связанные с конституированием местного самоуправления, т. е. возникающие в процессе: - выборов, - определения организационных форм местного самоуправления; - определения структуры и порядка формирования органов местного самоуправления; - принятия и изменения уставов муниципальных образований; б) по правовой природе: - собственно муниципально-правовые отношения; - государственно-правовые отношения, возникающие при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочии, переданных органам местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ; в) по сферам и отраслям местного хозяйства: - отношения муниципальной собственности; - муниципальные земельные отношения, - финансовые отношения и т. д.; г) по субъектам (сторонам), участвующим в муниципально-правовых отношениях, могут быть отношения с участием: - населения муниципального образования; - органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (выборные представительные органы муниципальных образований, глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления; - глава местной администрации, муниципальные служащие и др.); - членов выборных органов местного самоуправления; - органов государственной власти различных уровней, предприятий, организаций, учреждений, организаций различных форм собственности, расположенных на территории муниципального образования; - ассоциаций и союзов муниципальных образований; д) по пространственным пределам можно выделить: - внутримуниципальные отношения; - межмуниципальные отношения; - отношения с государственными органами на территории и за пределами муниципального образования. /20/ Субъектами муниципально-правовых отношений являются все те общности, органы, лица, которые могут быть участниками (сторонами) данных отношений. Из приведенных выше классификаций муниципально-правовых отношений достаточно хорошо видны и их субъекты. В основном они понятны. Вопросы вызывает один субъект - население. Ни Конституция РФ, ни федеральное законодательство не дают правового определения «населения муниципального образования». С.И. Ожегов под населением понимает жителей какого-нибудь места (страны, города и т. п.). /34/ В Конституции РФ имеет место совмещение понятий «население» и «граждане»: в ч. 1 ст. 130 говорится, что местное самоуправление в Российской Федерации «обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения...», а в ч. 2 ст. 130 - что местное самоуправление «осуществляется гражданами...». В законах субъектов РФ зачастую используются обороты «учет мнения населения», «решение населением вопросов местного значения», «право населения на местное самоуправление», «утверждается населением непосредственно», «участие гражданина в местном самоуправлении гарантируется правом непосредственно (через референдумы, собрания, сходы, конференции) участвовать в решении населением вопросов местного значения» и т. п. В ряде уставов муниципальных образований, предусматривающих утрату доверия населения к главе муниципального образования путем голосования граждан, население ассоциируется с местным референдумом, а инициатива населения - с определенным числом подписей избирателей. Во многих актах можно встретить и понятие «жители» соответствующей территории. Все это свидетельствует о необходимости четко ответить на вопросы: кто же обладает правом на самоуправление, как соотносятся понятия «население», «граждане», «жители», «избиратели». На самом деле особой проблемы здесь нет. «Население» - обобщенная категория, охватывающая всех, кто проживает на территории муниципального образования, реально тождественная категории «жители». Обе эти категории охватывают всех лиц, проживающих на соответствующей территории независимо от возраста и от принадлежности к гражданству Российской Федерации. Но их участие в местных делах зависит от вида этих дел. Если, например, проводится собрание жителей по поводу обеспечения чистоты и порядка на соответствующей территории, в нем могут участвовать и несовершеннолетние граждане Российской Федерации, и иностранные граждане, проживающие на данной территории. Однако к участию в решении определенных видов местных дел допускаются не просто население, жители, а только те, кто достиг определенного возраста, да к тому же являются гражданами Российской Федерации. Например, в местных выборах и референдумах принимают участие только граждане Российской Федерации, причем достигшие возраста 18 лет (для права избирать, голосовать на референдуме) или более высокого возраста (для права быть избранными в органы местного самоуправления). Несовершеннолетняя часть местного населения в выборах и референдумах не участвует. Проживающие постоянно на территории муниципального образования иностранные граждане, являющиеся частью местного населения, получают право избирать, быть избранными, участвовать в местных референдумах, если это будет зафиксировано в международном договоре Российской Федерации и далее закреплено в федеральном законе или законе конкретного субъекта. В обсуждении проблем соответствующей территории могут участвовать лица, временно оказавшиеся в данном местности, а также обладающие собственностью и иными интересами (например, потомки известного писателя, родившегося в данных краях, тем более если сохранились мемориальные памятники). Если надо ходатайствовать о строительстве какого-то сооружения, реставрации здания с превращением его в объект культурного наследия и т. п., они могут участвовать в соответствующем голосовании, однако у них нет права участия в принятии обязательного решения. Итак, местное самоуправление реализуется в одних формах только теми гражданами Российской Федерации, которые являются жителями определенного муниципального образования, обладают правом избирать и быть избранными, в других - с участием любых категорий лиц, заинтересованных в решении вопросов местного значения. Поскольку подавляющее большинство вопросов местного самоуправления решается местным населением, представляющим совокупность физических лиц, проживающих в пределах муниципального образования, законодатель и обозначает население главным субъектом муниципально-правовых отношений; разумеется, оно выступает в роди субъекта этих отношений прежде всего через свою политически активную часть. Население само решает вопросы местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, участвует в выборах, местных референдумах, других формах прямого волеизъявления (собраниях, сходах и т. д.). Именно перед населением несут ответственность депутаты, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления. Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет, что основания наступления ответственности депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением и порядок решения соответствующих вопросов определяются уставами муниципальных образований в соответствии с настоящим Федеральным законом. Последствием такой ответственности могут стать не только отзыв депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочное прекращение полномочий указанных лиц посредством их отрешения от должности, но и расформирование (роспуск) представительного органа местного самоуправления как меры конституционно-правовой ответственности (некоторые авторы называют это муниципально-правовой ответственностью, однако в данном случае это не столь существенно - при сильном «родстве» конституционного права и муниципального права). Естественно, один из ведущих субъектов муниципально-правовых отношений - граждане. Они участвуют в данных отношениях как индивидуально, так и в коллективных формах. Например, граждане на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании избирают представительные органы муниципальных образований - собрания представителей (думы, муниципальные советы, комитеты и т. д.), глав муниципальных образований, иных выборных должностных лиц местного самоуправления. Граждане могут быть избраны депутатами представительных органов, главами муниципальных образований и т. д. Граждане своими обращениями, постановкой проблем определяют направления деятельности органов местного самоуправления, оценивают их работу, формируют органы территориального общественного самоуправления, участвуют в общих собраниях и сходах (причем в некоторых ситуациях сходы могут осуществлять функции представительного органа местного самоуправления). Не исключается обращение гражданина в суд с заявлением в защиту интересов муниципального образования, в том числе о признании недействительными актов, нарушающих права местного самоуправления и исходящих от органов государственной власти, государственных должностных лиц, иных органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и т. д. Естественно, в судебном порядке гражданин вправе защищать и свои права, нарушенные органом местного самоуправления. Это далеко не полный перечень форм участия граждан в отношениях, связанных с организацией и деятельностью местного самоуправления.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |