Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Многообразие организационных форм местного самоуправления

 

Принцип многообразия организационных форм МСУ также относится к числу исходных при его осуществлении и предполагает определенный простор для населения в выборе инсти­тутов выражения своих интересов на муниципальном уровне, а для за­конодателя - возможность отражения этих институтов в нормативно-правовых предписаниях.

С принятием Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержание данного принципа претерпело значительные изменения. По Закону 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправле­ния в Российской Федерации» многообразие имело практически без­граничный характер. Это обернулось не столько самостоятельностью населения в выборе организационных форм МСУ, сколько породило «неопределенность, расплывчатость его статуса, не­оправданную пестроту его организационных форм и территориального устройства». /23/

Применительно к территориальной организации неопределен­ность прежнего Закона проявилась в наибольшей степени. Согласно ст. 12 названного Закона территориями муниципальных образований могли являться города, поселки, станицы, районы (уезды), сельские округа (волости, сельсоветы) и т. д. Население городского, сельского поселения неза­висимо от его численности не может быть лишено права на осущест­вление МСУ. При этом Закон не разграничивал категории «поселение» и «населенный пункт», что предполагало воз­можность создания в каждом населенном пункте самостоятельного му­ниципального образования.

Сквозное перечисление в Законе административно-территориальных единиц и населенных пунктов не позволило представить, каким - с точ­ки зрения одноуровневое или многоуровневое - должно быть МСУ в России. По смыслу Закона оно могло доходить от одного до трех уровней: первый уровень - отдельный населенный пункт (город, поселок, село); второй уровень - несколько населенных пунктов в различных сочетаниях (город и сельские населенные пункты, несколько сельских населенных пунктов, т. е. сельский округ, несколько городов); третий уровень - район, включающий в себя муниципальное образование как первого, так и второго уровней.

Такое многообразие форм территориальной организации МСУ потенциально порождало вполне определенные про­блемы, в частности - как эффективно разграничить и распределить между разными уровнями муниципальных образований имущество, источники доходной части бюджета и полномочия в целом. Наличие многоуровневого МСУ, да еще при условии невоз­можности подчиненности одного муниципального образования друго­му, крайне нежелательно.

Федеральный закон 2003 г. устранил неопределенность и пестроту в территориальной организации МСУ и вместе с тем сохранил многообразие территориальных форм. Основными критериями при определении территориального состава муниципального образования по этому Закону выступают масштабы территории, численность населе­ния, наличие сложившейся социальной, транспортной и иной инфра­структуры, а для сельских поселений - еще и плотность населения.

В нынешнем многообразии форм территориальной построения МСУ нет прежней «безбрежности». По Закону 2003 г. предусмотрено пять видов муниципальных образований - сельские по­селения, городские поселения, муниципальный район, городской округ и внутригородская территория города федерального значения. Укладывается ли территориальное многообразие МСУ в рамки названных единиц? В целом да, если учесть, что глав­ными единицами территориального деления субъектов РФ являются районы и не входящие в районы города (теперь они называются город­скими округами), а в районы входят сельские и городские территории (получившие в Законе наименование сельских и городских поселений).

Конечно, в связи с принципом многообразия применительно к территориальному построению и наименованию муниципальных единиц есть вопросы, и это в целом нормально. Например, не следует ли вер­нуться к термину царского периода «волость» - вместо не очень ясного «сельское поселение» (волость - территория с несколькими населенны­ми пунктами, а понятие «сельское поселение» вводит в заблуждение - это могут быть по Закону и один населенный пункт, и несколько насе­ленных пунктов, входящих в сельское поселение, а слово «поселение» издавна ассоциируется с одним населенным пунктом). Точно так же возникает вопрос: не стоило бы в сельской местности вместо понятия «муниципальный район» вернуться к дореволюционному «уезд»? Тем более что слово «район» имеет так много значений, что применительно к местному самоуправлению никакой специфики не обозначает.

К проблеме территориального многообразия имеет отношение еще один вопрос, сейчас активно обсуждаемый: почему законодатель отка­зался от того, чтобы районы в больших городах тоже были муниципаль­ными единицами, оставил данную характеристику только для городов федерального значения? Быть может, что в будущем палитра муници­пальных образований пополнится.

Значительные изменения в сторону увеличения многообразия по Федеральному закону 2003 г. получили формы непосредственной демократии на муниципальном уровне. Если по Закону 1995 г. их было пять, то в Законе 2003 г. налицо двухкратное увеличение. Кроме того в новом Законе институт непосредственной демократии разделен на, две части - формы непосредственного осуществления населением МСУ и формы участия населения в осуществление МСУ.

В первом случае речь идет о формах, которые позволяют непосредственно жителям принимать окончательные и обязательные к испол­нению решения. В числе таких форм следует назвать муниципальные наборы, местный референдум, голосование по отзыву депутата или выборного лица МСУ, голосование по вопросу об изменении границ муниципального образования, если речь идет о разделении поселения или объединении двух или более поселений, голосование об изменении статуса городского поселения или город­ского округа. По Закону 2003 г. изменился характер схода жителей. Те­перь на сходе могут принимать решения, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.

Во втором случае следует говорить о формах, которые позволяют жителям обсуждать вопросы местного значения, получать информа­цию о том, что происходит в муниципальном образовании, выражать свое мнение по тому или иному поводу и т. п. Речь идет о голосовании по вопросам изменения границ в случае разделения муниципального района или об объединении двух или более муниципальных районов, «правотворческой инициативе граждан, публичных слушаниях, собраниях и конференциях, об опросах жителей, обращениях граждан в ор­ганы МСУ. Что касается территориального обще­ственного самоуправления как формы участия населения в решении «вопросов местного значения, то здесь одна и та же форма, например собрание, может применяться для принятия разных по юридической «или решений в зависимости от характера решаемого вопроса и от того, Таким образом, данные отношения регламентируются в уставе террито­риального общественного самоуправления. /15/Принцип многообразия организационных форм МСУ в значительной мере проявляется и собственно в системе органов и должностных лиц муниципального образования, соответ­ственно в порядке их формирования и замещения должностей. В части регулирования отношений, касающихся органов и должностных лиц муниципального образования, в Федеральном законе 2003 г. произош­ли кардинальные изменения.

В Федеральном законе 1995 г. многообразие в данной сфере было фактически безграничным в том смысле, что муниципальное образо­вание самостоятельно в своем уставе определяло структуру органов и должностных лиц, их наименование и статус. В этом Законе говорилось об обязательности наличия выборных органов (ст. ч. 1, 14), но в ст. 15 допускалась возможность осуществления полномочий пред­ставительных органов в отдельных поселениях собраниями (сходами) граждан. Наименования представительных органов являли собой обра­зец пестроты и даже в границах одного субъекта РФ достигали десятка вариантов - совет депутатов, совет народных депутатов, муниципаль­ное собрание, городское (районное) собрание депутатов, муниципа­литет и т. д. Наличие должности главы муниципального образования оставлялось на усмотрение муниципального образования, а местная администрация была отнесена к категории «иных органов местного са­моуправления», вроде бы не обязательных к формированию.

В Законе 2003 г. явно просматривается ограничение полномочий муниципального образования в определении системы органов и должностных лиц МСУ. Но все-таки места для реализации принципа многообразия организационных форм осталось вполне достаточно.

Обязательными к созданию в каждом муниципальном образовании по Закону 2003 г. являются представительный орган, глава муниципаль­ного образования и местная администрация. По усмотрению муници­пального образования создается контрольный орган и другие органы МСУ. При этом допускаются варианты порядка формирования и замещения ключевых подразделений.

Применительно к представительному органу следует сказать, что в муниципальном образовании с числом избирателей менее 100 чело­век таковой не создается, а его полномочия реализуются сходом жите­лей. Возможны разные способы избрания депутатов представительно­го органа. Они могут избираться по одномандатным, многомандатным округам и по спискам, а также в сочетании этих способов. Представи­тельный орган муниципального района может формироваться даже в порядке делегирования в его состав глав муниципальных образова­ний и депутатов представительных органов поселений, входящих в со­став района.

Многообразие организационных форм в рамках представительного органа проявляется в наличии в его системе различного рода постоян­ных комиссий, комитетов, групп и иных подразделений. Наименова­ние представительного органа, как и местной администрации, опреде­ляется законом субъекта РФ.

В порядке замещения должности главы муниципального образова­ния тоже допускаются варианты. Он может избираться как населением непосредственно, так и представительным органом муниципального образования из своего состава. В случае избрания главы муниципального образования населением он может либо входить в представитель­ный орган, либо возглавлять местную администрацию. Но при форми­ровании представительного органа муниципального района в порядке делегирования глава автоматически становится председателем пред­ставительного органа. В муниципальном образовании с числом жите­лей менее тысячи человек глава муниципального образования может сочетать все ключевые должности.

Глава местной администрации может быть как главой муниципаль­ного образования, так и лицом, принимаемым по контракту на кон­курсной основе. При этом условия контракта и отчасти порядок про­хождения конкурса на должность главы местной администрации по­велений отличаются от предусмотренного в Федеральном законе 2003 г. дляглавы местной администрации муниципального района и город­ского округа.

Структура самой администрации муниципального образования самостоятельно определяется представительным органом по представ­лению главы местной администрации и являет собой действительное многообразие с точки зрения наименования подразделений, их количества, числа работников и т. д.

Принцип многообразия организационных форм МСУ также проявляется в создании и деятельности самых разных но порядку формирования, составу, сферам приложения усилий совещательных, координационных, консультативных органов при органах му­ниципального образования, их подразделениях и должностных лицах. /15,21,24/

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Самостоятельность местного самоуправления и его взаимодействие с государственной властью | Гласность местного самоуправления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 888; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.