Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гласность местного самоуправления




 

Принцип гласности в организации МСУ в деятельности органов и должностных лиц МСУ заключается в полной ее открытости, в обеспечении населения, информацией о том, что происходит в муниципальном образовании. Это подразуме­вает прозрачность деятельности органов МСУ, освещение ее различных печатных и электронных (телевидение, радио, Интернет и др.) средствах массовой информации (СМИ), так же как и участия населения в работе органов МСУ, инсти­тутах непосредственной демократии на муниципальном уровне и т. п. Право на информацию и обладание ею - одно из гарантий реальной связи населения и МСУ, участия граждан в муни­ципальной жизни, т. е. в этом плане право на информацию является одной из предпосылок возможного осуществления права граждан на МСУ. В соответствии с Конституцией РФ и ч. 3 ст. 3 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» права граждан на осуществление МСУ могут быть ограничены фе­деральным законом только в той мере, в какой это необходимо в це­лях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Следовательно, только теми же причина­ми может быть ограничена гласность МСУ и ин­формирование о нем населения и общественности.

В Федеральном законе 2003 г. слово «гласность» вообще не принимается, да и о том, что органы и должностные лица МСУ обязаны информировать население и общественность о своей деятельности, собственно, как и обо всем, что происходит на территории муниципального образования, прямо не сказано. В Законе слово «информирование» используется два-три раза: раскрывая вопро­сы местного значения, в их перечне названы осуществление полномо­чий собственника водных объектов, установление правил использова­ния водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информировани е населения об ограничениях использования таких водных объектов; а еще сказано, что для обсуждения вопросов местно­го значения, информирования населения о деятельности органов МСУ и должностных лиц МСУ, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться со­брания граждан.

Это, конечно, не значит, что открытость МСУ недооценивается законодателем. Так, среди полномочий органов МСУ по решению вопросов местного значения Законом называет учреждение печатного СМИ для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного зна­чения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации. Закон позволяет иметь в собственности имущество, предназначенное для официально­го опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации. Закон также говорит о том, что орга­ны МСУ могут выступать соучредителями межму­ниципального печатного СМИ.

Но, конечно, Федеральный закон 2003 г. может быть дополнен более обстоятельными нормами относительно информирования о муници­пальной жизни. При этом следует также более четко сказать об основа­ниях ограничения соответствующей информации. Так, если говорить о муниципальных правовых актах, то они не могут стать достоянием гласности только в том случае, если содержат сведения, распростране­ние которых ограничено федеральным законом. Другие основания для ограничения права на информацию, как то: соображения нецелесообразности, экономии материальных и финансовых средств - не могут быть признаны правомерными. При отсутствии возможности опубликовать в печати документ, обязательный к опубликованию, по причине отсут­ствии денег или производственной базы, Закон позволяет воспользо­ваться категорией «обнародование», что предполагает возможность до­вести содержание муниципального правового акта до сведения населе­ния посредством информационных стендов, кабельного телевидения, местного радио и т. п.

Наибольшее выражение принцип гласности получает в формах непосредственного осуществления населением МСУ. В отношении части институтов непосредственной демократии Фе­деральный закон 2003 г. содержит небольшое число норм, зато важную роль играет специальное законодательство. Например, применитель­но к местным референдумам и выборам в Федеральном законе 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в ре­ферендуме граждан РФ» /3/ содержится несколько де­сятков норм, суть которых заключается в разнообразном обеспечении принципа гласности при использовании данного демократического института на муниципальном уровне.

В отношении других институтов непосредственной демократии Федеральный закон 2003 г., отражая процедуры их использования, спосо­бы участия населения, учитывает и последние требования, так или ина­че гарантирующие гласность и открытость соответствующих действий. Например, при голосовании об отзыве депутата, члена выборного ор­гана или выборного лица МСУ согласно ч. 2 ст. 24 Закона 2003 г. обязательным является судебное решение о наличии в действии или бездействии отзываемого лица противоправности. Это решение, безусловно, подлежит обнародованию, поскольку подтверж­дает наличие оснований для отзыва и тем самым дает гражданам суще­ственную информацию, влияющую на их выбор. Закон закрепляет пра­во «кандидата на отзыв» огласить перед избирателями свои доводы по поводу обстоятельств, послуживших основаниями для отзыва. В рамках ситуации, предшествующей голосованию по отзыву, также предполагается возможность обнародовать относящиеся к делу факты как для защиты отзываемого лица, так и для доказательства обоснованности возбуждения вопроса об отзыве. Конечно, другие вопросы процедуры отзыва, включая адреса и графики работы комиссий по проведению от­зыва и тем более результаты голосования по отзыву, непременно дово­дятся до сведения населения муниципального образования.

Проведение голосования по вопросам изменения границ и преобразования муниципального образования должно основываться на положениях законодательства о местном референдуме, с учетом особенностей решаемых вопросов. Эти особенности, в частности, включают возможность выдвижения соответствующей инициативы о проведении референдума органами государственной власти, а также проведение схода жителей вместо референдума. Результаты голосования как на сходе, так и на референдуме и принятые по этим результатам решения, в том числе органов государственной власти в соответствии с ч. 7 ст. 24 Федерального закона 2003 г., подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Одно из основных назначений такой формы участия населения в МСУ как собрания жителей согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона 2003 г. заключается именно в информировании населении о деятельности органов и должностных лиц МСУ. Более того, обсуждение на собраниях вопросов мест­ного значения также является одним из способов получения сведений о происходящем на территории муниципального образования. По За­кону 2003 г. такое же назначение имеют конференции жителей, по­скольку участники конференции выступают в качестве делегатов, из­бранных на собрании и выполняющих тождественные функции. Итоги собраний и конференций подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Другие формы участия населения в решении вопросов местного значения, предусмотренные Федеральным законом и муниципальны­ми правовыми актами, также не остались за пределами действия прин­ципа гласности. Согласно Закону решения, принятые в результате схода, правотворческой инициативы, публичных слушаний, подлежат опубликованию (обнародованию). Правовые акты, устанавливающие институт отчетов выборных лиц перед избирателями или возможность дачи им наказов, в обязательном порядке закрепляют правила о необ­ходимости информировать жителей о результатах отчета или выполне­ния принятых наказов.

Проявление принципа гласности в деятельности органов и должностных лиц МСУ вполне очевидно. В законодательстве и муниципальных правовых актах закрепляются разные ме­ханизмы обеспечения этого принципа и способы получения жителями муниципального образования информации о деятельности органов и должностных лиц МСУ. /15,19/

В уставах муниципальных образований и регламентах органов МСУ, в первую очередь представительного органа, закрепляются нормы о возможности присутствия жителей на заседаниях органов и их подразделений. При этом присутствовать можно как лич­но, так и в качестве представителя от инициативной группы, террито­риальной общины и т. п. При рассмотрении проекта муниципального правового акта, предложенного в рамках правотворческой инициативы жителей, соответствующий орган обязан обеспечить возможность при­сутствия инициаторов принятия проекта акта при его рассмотрении. Основаниями для ограничения или запрета присутствия жителей могут быть организационно-технические причины, т. е. отсутствие мест в по­мещении или проведение закрытого заседания органа МСУ по соображениям обеспечения секретности, безопасности, общественной нравственности и т. д.

В законах субъектов РФ о статусе депутатов и выборных должност­ных лицах МСУ предусмотрена обязанность ука­занных выборных лиц периодически информировать население о сво­ей деятельности, а в ряде актов говорится об обязанности отчитываться перед избирателями. Депутаты и другие лица также информируют жи­телей о работе представительного органа в целом и его подразделений - постоянных и временных комиссий, групп, фракций - о деятельности местной администрации и пр.

Неотъемлемым условием работы депутатов и должностных лиц МСУ является организация и проведение приема жителей. Помимо обратной связи депутатов, выборных лиц и муниципальных служащих с населением в рамках проведения приемов, когда работники органов МСУ получают сведения о проблемах, вол­нующих жителей, последние могут получить интересующую их информа­цию. В аналогичных целях может быть использован институт обращения жителей в органы и к должностным лицам МСУ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.