Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административно-территориальное устройство субъекта РФ и внутреннее территориальное деление муниципального образования




 

Административно-территориальное устройство субъекта РФ и организация местного самоуправления. Федеральный закон 2003 г. «Об общих прин­ципах организации местного самоуправления в Российской Федера­ции» не содержит понятия «уровень (уровни)» осуществления местно­го самоуправления. И все же в известном смысле все существующие и создаваемые по новому Закону виды муниципальных образований являются уровнями местного самоуправления, т. е. сельские поселе­ния, городские поселения, муниципальные районы, городские округа, внутригородские территории городов федерального значения.

Федеральный закон не запрещает субъектам РФ вводить иные виды и уровни муниципальных образований. Однако то, что Федеральный закон содержит исчерпывающий перечень видов муниципальных об­разований, означает: вопрос об уровне муниципального образования не может быть решен иначе, чем на основе принципов, установленных Федеральным законом.

Федеральный закон 2003 г. предполагает единство административно-территориальной структуры субъекта РФ и организации местного самоуправления. Итак, в общем и целом территория субъекта РФ разбивается на муниципальные районы и городские округа, ни один клочок земли не должен оставаться за их пределами, они напрямую входят в терри­торию субъекта РФ. Закрытые административно-территориальные об­разования /5/, наукограды /6/, все земли тоже являются муниципальными об­разованиями уровня муниципальных районов или городских округов.

Муниципальные районы и городские округа, будучи муниципальными образованиями, одновременно могут считаться и основой административно-территориального деления (устройства) субъекта РФ. По общему правилу на этом уровне иных органов публичной власти общего характера, кроме органов местного самоуправления райо­нов, округов, не создается. Конечно, на этом уровне могут создаваться и реально создаются такие государственные органы, как, например, су­ды, подразделения прокуратуры, органов внутренних дел, регистраци­онной службы. Но, еще раз подчеркнем, не только собрание депутатов, но и орган управления общей компетенции является единственным.

В свое время эта проблема возникла применительно к органу управления общей компетенции. Обсуждалось, должен ли это быть орган местного самоуправления или же местный орган государственного управления, предлагались рассуждения о таких вариантах ее решения:

- первый вариант: если в районе, городе создан орган местного самоуправления как орган управления общей компетенции, тогда не требу­йся создания отдельного местного органа государственного управле­ния, а управление территорией должно быть построено по принципу объединения муниципальных и государственных полномочий в одних руках органа местного самоуправления;

- второй вариант: на уровне района, города характер дел таков, что он требует государственного управления, а местное самоуправление мож­но «спустить» в сельской местности на уровень сельских поселений, в городах - на уровень районов города, а при их отсутствии - микро­районов города;

- третий вариант: в районе, городе есть два вида вопросов - местно­го значения и государственные, первые пусть решает орган местного самоуправления, вторые - местный орган государственного управле­ния; таким образом, на одной территории будут два органа управления, своеобразное двоевластие, или же пусть основную массу вопросов решает орган местного самоуправления, но в районе, городе должно быть назначенное сверху административное лицо, которое осуществляет контрольные функции.

Наиболее решительно отвергался третий вариант, поскольку, во-первых, двоевластие привело бы к разобщенности органов на соответствующей территории; во-вторых, объем работы вполне позволяет ее поручить одному органу.

Применительно ко второму варианту возникает вопрос: вправе ли субъект РФ не превращать район, город в муниципальное образование, если надо, проводить реорганизацию, делать их (район, город) уровнем осуществления государственной власти?

При характеристике нормативной базы местного самоуправления ранее отмечалось, что вопросы организации публичной власти в субъ­ектах РФ были предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ. В постановлении от 24 января 1997 г. о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики «О системе органов государственной власти данной Республики» /10/ Конституционный Суд РФ допускает осу­ществление государственной власти в субъекте РФ на двух уровнях - самого субъекта и тех административно-территориальных единиц, на которые он делится.

Конституционный Суд РФ при формулировании своей позиций исходил из преобладавшего в то время мнения о том, что местное самоуправление должно быть одноуровневым, т. е. если муниципальным образованием является район, тогда таковыми не становятся сельские и городские поселения, входящие в состав района. И поэтому он запи­сал в своем постановлении, что если район, непосредственно входящий в состав республики (субъекта РФ), в обязательном порядке наделить правами муниципального образования, это означало бы, что городские и сельские поселения, входящие в состав района, право на местное самоуправление вопреки Конституции РФ /1/ утрачивают и становятся лишь (административными) подразделениями данного муниципаль­ного образования. Как видим, Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Фе­дерации» довольно «спокойно» разрешил эту проблему - муниципаль­ными образованием становятся и район, и входящие в него сельские и городские поселения.

В постановлении Конституционного Суда РФ говорится, что, учи­тывая соотношение вопросов местного значения и вопросов госу­дарственного значения, их уровень и объем в рамках того или иного города, субъект РФ вправе создать органы государственной власти и в определенных городах, наделив их статусом городов республикан­ского (областного, краевого и т. п.) значения, что также должно быть закреплено в административно-территориальном устройстве, опреде­ляемом конституцией (уставом) субъекта РФ. В таком случае муниципальными образованиями могут стать части города, его районы и т. д. федеральный закон 2003 г. не вводит категории таких городов, а поль­зуется понятием городского округа как муниципального образования. Более того, для частей городов (их районов) Федеральный закон 2003 г. запрещает введение местного самоуправления, разрешая его лишь для внутригородских территорий городов федерального значения - Мо­сквы и Санкт-Петербурга.

Конституционный Суд РФ исходил в своем постановлении из возможности преобразования муниципального образования в административно-территориальную единицу, где будет осуществляться государственная впасть вместо местного самоуправления, подчеркивая, что такие пре­образования могут происходить с обязательным учетом мнения населе­ния. Закон 2003 г. такого рода преобразований муниципальных единиц в обычные административно-территориальные единицы не предусма­тривает, тем не менее обязывает выявлять волю населения при всех ви­дах изменения границ муниципальных образований.

Таким образом, далеко не все вопросы решены в Федеральном за­коне 2003 г. в русле прежних позиций Конституционного Суда РФ. И приходится учитывать то, что нововведения Закона ориентируются на иные реалии осуществления публичной власти. Вряд ли в наши дни могут иметь место случаи «замены» органов местного самоуправле­ния органами государственной власти в районах и городских округах. Правда, отказ от районного местного самоуправления в крупных го­родах не все считают оправданным. И если оно будет введено вновь, может встать вопрос о превращении самого города в административно-территориальную единицу. Конечно, выборный представительный ор­ган при этом сохранится, но он станет органом государственной власти; а глава города будет назначаться главой субъекта РФ, войдет в качестве звена в систему исполнительной ветви государственной власти.

Внутренняя структура муниципального района едина, в состав муниципального района входят два и более сельских поселений, одно, а порой и несколько городских поселений. Такую систему организа­ции местного самоуправления можно в известной степени считать двухуровневой, поскольку территория и население каждого городского и сельского поселения будут одновременно являться территорией и населением соответствующего муниципального района.

Однако Федеральный закон 2003 г. не вводит принципа соподчиненности муниципальных образований. Следовательно, каждый уровень местного самоуправления является самостоятельным в пределах отведенной ему компетенции, органы местного самоуправления любо­го муниципального образования не имеют права вмешательства в дела других органов местного самоуправления, районным органам местно­го самоуправления не дано права вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления сельских и городских поселений, входящих в состав данного района.

Конечно, входящие в состав муниципального района сельские и городские поселения обязаны считаться с фактом пребывания в составе района, для них обязательны решения органов местного самоуправле­ния муниципального района. В свою очередь, и районные власти не могут игнорировать решения органов самоуправления сельских и го­родских поселений. При возникновении между ними коллизий вопро­сы разрешаются путем согласования, если это не дает результата, а речь идет о соблюдении правовых норм, - тогда в судебном порядке.

Федеральный закон 2003 г. закрепил в своем большинстве схожие вопросы местного значения муниципальных образований, но прак­тически ничего не говорит о разграничении объектов муниципальной собственности и источников доходов местных бюджетов муниципаль­ных образований, образующих двухзвенную систему.

Полномочия всех видов муниципальных образований регулируют­ся им самим и могут изменяться только путем изменения самого Фе­дерального закона. Что касается муниципального имущества, то здесь Закон содержит неопределенные предписания, указывая, что в соб­ственности поселений, районов и других видов муниципальных обра­зований может находиться то или иное имущество. Но как его разгра­ничивать, как определять его пообъектный состав, Закон умалчивает. Причем урегулировать данный вопрос на уровне субъектов РФ также не представляется возможным. Согласно ч. 2 п. 1 ст. 6 Закона органы государственной власти субъектов РФ вправе осуществлять право­вое регулирование вопросов организации местного самоуправления лишь в тех случаях, когда это напрямую установлено федеральным законом. Поэтому лишь в финансовой сфере у органов государствен­ной власти появляются возможности регулировать разграничение ис­точников доходов местных бюджетов. Федеральным законом 2003 г. субъектам РФ предоставлено право регулировать законами вопросы зачисления ряда налоговых поступлений в местные бюджеты. Однако главенствующая роль в данном вопросе принадлежит Бюджетному /3/ и Налоговому кодексам РФ /2/, которым должны соответствовать принимаемые законы субъектов РФ.

Внутреннее территориальное деление муниципального образования. Федеральный закон 2003 г. регулирует лишь те отношения, которые связаны с организацией местного самоуправления на территории, рас­сматриваемой как единое целое - муниципальное образование. Однако внутри муниципального образования территория тоже имеет свою структуру и соответственно структурные единицы. О территории муниципального района уже говорилось ранее, она со­стоит из сельских и городских поселений, возможны и межселенные терри­тории, и отдельные населенные пункты, не входящие в состав поселений. Остановимся на территориальной структуре иных муниципальных образований. В состав сельского поселения, городского поселения, городского округа входят различные территориальные единицы. За­конодательство ряда субъектов РФ называет их внутримуниципальными образованиями.

Внутримуниципальными образованиями могут быть: село, поселок, станица, община и т. д. В сельском поселении: город, поселок, сельский населенный пункт внутри городского по­селения, городского округа; административный район (округ) в городе.

Подобная территориальная единица не обладает статусом муниципального образования. Решение о создании внутримуниципального образования принимается органом местного самоуправления, в ком­петенции которого в соответствии с уставом муниципального образо­вания находится решение данного вопроса.

С инициативой создания внутримуниципального образования мо­гут выступать органы местного самоуправления соответствующего муниципального образования, собрания граждан либо органы территориального общественного самоуправления, действующие в частях муниципального образования. Инициатива оформляется в виде обращения в адрес соответствующего органа местного самоуправления. В течение определенного в уставе муниципального образования срока с момента получения обращения исполнительный орган мест­ного самоуправления соответствующего муниципального образования подготавливает представление о создании внутримуниципального об­разования либо об отклонении соответствующего обращения.

Представление о создании внутримуниципального образования должно быть основано:

- на данных о результатах опросов населения (результатах местных референдумов) либо на решениях собраний граждан или органов территориального общественного самоуправления;

- на обосновании, в том числе финансово-экономическом, целесообразности создания внутримуниципального образования в соответствующих границах.

В рамках территории села, поселка, городского района, микро­района и т. д. могут создаваться органы управления, являющиеся территориальными подразделениями органов местного самоуправления, учреждаться соответствующие административные должности - чаще всего в наименовании употребляется слово «управляющий» (района, микрорайона и др.). Могут (как правило, наряду с должностью управ­ляющего и аппарата при нем) создаваться также органы территориаль­ного общественного самоуправления - они избираются на собраниях и конференциях жителей соответствующих территорий.

При создании внутримуниципальных образований решаются следующие вопросы:

- о взаимоотношениях органов местного самоуправления муниципального образования и органов общественного территориального самоуправления во внутримуниципальном образовании;

- о полномочиях территориальных подразделений органов местного самоуправления муниципального образования;

- об объектах муниципальной собственности, передаваемых в управление органам внутримуниципального образования;

- о смете доходов и расходов внутримуниципального образования;

- о наименовании (переименовании) внутримуниципального образования. /11/

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1184; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.