Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контрольный орган муниципального образования




Местная администрация. Глава местной администрации. Структурные подразделения местной администрации

Глава муниципального образования

 

Общие начала статуса. Наличие главы муниципального образования в системе должност­ных лиц местного самоуправления является обязательным.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципаль­ного образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч. 1 ст. 36 За­кона 2003 г.).

Эта формулировка Закона позволяет выделить следующие основополагающие моменты в статусе указанного лица:

- выполняет задачи представительства соответствующей террито­рии, т. е. он вправе от имени муниципального образования вступать в отношения с различными органами и должностными лицами;

- является руководителем муниципального образования, несет ответственность за состояние и организацию всех публичных дел на данной территории;

- обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, что означает: соответствующие вопросы вправе решать именно (и только) глава; его решения имеют правовой характер и ста­новятся основой для возникновения тех или иных правоотношений;

- имеет право объединять и направлять деятельность всех муниципальных органов данного муниципального образования. Глава в качестве высшего должностного лица муниципального образования зани­мает более высокое положение, нежели все остальные должностные лица, имеющиеся в данном муниципальном образовании. Это не обя­зательно предполагает прямое служебное или дисциплинарное под­чинение ему иных должностных лиц местного самоуправления. Если глава возглавляет местную администрацию, тогда все иные должност­ные лица местной администрации находятся в его служебном и дис­циплинарном подчинении. Если глава возглавляет представительный орган, тогда в его прямом подчинении находятся служащие аппарата данного органа, а работники местной администрации в служебном от­ношении подчиняются главе местной администрации. Более высокое положение главы означает, что он несет высшую ответственность за положение дел на территории муниципального образования, а поэто­му вправе влиять предусмотренными в законодательстве способами на другие муниципальные структуры;

- не является муниципальным служащим. Если бы главу считали муниципальным служащим, это принизило бы его роль в отношениях с депутатами представительного органа муниципального образования, а также в территориальном руководстве;

- призван объединять усилия различных структур гражданского общества на своей территории (подразделений политических партий, иных общественных объединений, религиозных организаций и т. д.) в ин­тересах создания здорового общественного климата в муниципальном образовании и заботы о благе населения. В тех же целях глава должен в рамках законодательства объединять, координировать, оказывать со­действие деятельности подразделений государственных органов, всех хозяйствующих субъектов на территории муниципального образова­ния.

Завершая общую характеристику статуса главы муниципального образования, обратим внимание на то, что в ст. 2 Федерального закона 2003 г. сказано: «Выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосова­нии на муниципальных выборах». Исходя из буквального смысла дан­ного определения выборным должностным лицом надо считать только главу муниципального образования, избранного населением. Выходит, «что глава муниципального образования, избранный представительным органом муниципального образования, выборным должностным лицом местного самоуправления не является. Закон содержит в себе явное про­тиворечие - ведь для того, чтобы депутаты из своей среды избрали главу муниципального образования и сделали его председателем представи­тельного органа, сначала это лицо население избирает депутатом.

Мы обратим на это внимание потому, что выборное должностное лицо местного самоуправления имеет ряд ограничений по занятию должностей в предпринимательских структурах и выполнению иной оплачиваемой работы. Такие ограничения должны распространяться на любого главу муниципального образования, а не только избранного населением. / 44 /

Порядок занятия должности. Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает несколько вариантов занятия должности главы муниципального обра­зования. Один из этих вариантов выбирает само муниципальное обра­зование и отражает в своем уставе. Согласно ч. 2 ст. 36 Закона глава му­ниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования:

1) избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава;

2) при избрании на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с пра­вом решающего голоса и исполняет полномочия его председате­ля, либо возглавляет местную администрацию;

3) при избрании представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя;

4) не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и главы местной администрации;

5) в случае формирования представительного органа муниципаль­ного района в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 35 Федерального закона (т. е. не прямыми выборами, а делегированием - об этом говори­лось выше) исполняет полномочия его председателя.

Первый вариант позволяет избрать главу муниципального образования посредством прямых выборов, т. е. населением. Кем дальше будет глава, какую должность займет - председателя представительно­го органа или главы местной администрации, можно предрешить уста­вом муниципального образования. Однако в уставе можно оставить выбор за самим главой муниципального образования - хочет ли он быть председателем муниципального «парламента» или главой мест­ного «правительства». Как показывает практика, избранный населени­ем глава муниципального образования чаще предпочитает должность главы местной администрации. Это понятно, поскольку тогда под его началом находятся весь муниципальный аппарат, муниципальные слу­жащие, а на скромное число муниципальных депутатов он найдет сред­ства воздействия. Если избранный прямыми выборами глава захочет стать председателем представительного органа, в этом есть од­на «неловкость» - депутаты как бы получают готового председателя, их мнение о кандидатуре не имеет никакого значения, даже когда они настроены против него. Такой вариант использовался при реформи­ровании местного самоуправления после 1993 г., и тогда было немало конфронтации между главой и депутатами.

Второй вариант заключается в том, что население избирает депу­татов представительного органа муниципального образования, а этот орган из своего состава избирает главу муниципального образования, он же автоматически становится и председателем представительного органа; но глава муниципального образования не может в этом случае стать главой местной администрации, последний будет приглашен на должность по контракту.

Таким образом, по общему правилу Закон не просто разрешает, но даже обязывает главу муниципального образования быть одновремен­но либо председателем представительного органа, либо главой местной администрации. Но Закон запрещает одному и тому же лицу, ставшему главой муниципального образования, совмещать должности председа­теля представительного органа и главы местной администрации. Это напоминает «разделение властей» на муниципальном уровне.

Однако установленные Законом ограничения не распространяют­ся на органы местного самоуправления муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, в котором предусмотрено фор­мирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемо­го главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования. Иначе говоря, в сельском поселении, тем более в относительно неболь­шом, допустимо соединить в одном лице функции главы муниципаль­ного образования, он же одновременно и глава местной администра­ции, и председатель представительного органа.

В муниципальном образовании, где представительный орган может не избираться, т. е. В поселении с числом избирателей менее 100 чело­век, выборы главы могут происходить на сходе.

В муниципальных районах, где представительный орган не избира­ется населением, а формируется из представителей поселений, глава муниципального образования без вариантов является председателем представительного органа.

Срок полномочий главы муниципального образования не может быть менее двух и более пяти лет и начинается со дня вступления в долж­ность, которое происходит в течение двух недель после выдачи главе избирательной комиссией муниципального образования удостове­рения об избрании на должность или о принятии соответствующего решения представительным органом муниципального образования. Порядок вступления в должность главы муниципального образования определяется либо в уставе муниципального образования, либо в пра­вовом акте представительного органа. Полномочия главы прекращаются в связи с окончанием соответствующего срока и избранием нового главы муниципального образования. Возможно досрочное прекращение полномочий главы. Согласно ч. 6 ст. 36 Федерального закона 2003 г. полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случаях:

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

3) отрешения от должности в соответствии со ст. 74 настоящего Федерального закона (т. е. отрешения от должности главой ис­полнительной власти субъекта РФ);

4) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособ­ным;

5) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

6) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

7) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

8) прекращения гражданства Российской Федерации, прекраще­ния гражданства иностранного государства - участника меж­дународного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избран­ным в органы местного самоуправления, приобретения им граж­данства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участ­ником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имею­щий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

9) отзыва избирателями;

10) установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муници­пального образования;

11) досрочного прекращения полномочий представительного ор­гана муниципального образования, если глава муниципального образования был избран из состава данного органа;

12) преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с ч. 3-7 ст. 13 настоящего Федерального закона, а также в случае упразднения муниципального образования;

13) утраты сельским поселением статуса муниципального образова­ния в связи с его объединением с городским округом;

14) увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25%, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселе­ния с городским округом.

Считать этот перечень исчерпывающим нет оснований. Феде­ральный закон 2003 г. (ч. 6 ст. 40) гласит, что выборные должност­ные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Госу­дарственной Думы, членами Совета Федерации, депутатами законо­дательных собраний субъектов РФ, занимать иные государственные должности Российской Федерации, ее субъектов, а также должности государственной гражданской службы и муниципальные должности муниципальной службы. Выборное должностное лицо местного са­моуправления не может одновременно исполнять полномочия де­путата представительного органа данного муниципального образова­ния, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Сказанное означает, что выборное должностное лицо местного самоуправления, а это и глава муниципального образования, должно отказаться от соответствующего мандата или поста, в противном случае его полномочия должны быть прекращены досрочно.

Напомним, что в соответствии с ч. 6 ст. 40 Закона выборное должностное лицо местного самоуправления не может одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа или выборно­го должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом (здесь подразумевается разрешенный случай, когда главе сельского или городского поселения разрешено стать членом представительного органа муниципального района). Если подобное нарушение обнаружится, главе муниципального образования придется отказать от одного из мандатов. / 44 /

Кроме того, выборное должностное лицо местного самоуправления, осуществляющее свои полномочия на постоянной основе (как и соответствующий депутат), не вправе:

1) заниматься предпринимательской деятельностью;

2) состоять членом управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в по­рядке, установленном муниципальным правовым актом в соот­ветствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

3) заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключени­ем преподавательской, научной и иной творческой деятельно­сти. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностран­ных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Россий­ской Федерации или ее законодательством;

4) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерче­ских неправительственных организаций и действующих на тер­ритории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Россий­ской Федерации или ее законодательством.

Это означает: если перечисленные обстоятельства обнару­жатся в отношении работающего на освобожденной основе главы му­ниципального образования, ему придется либо прекратить нарушение, либо его полномочия придется прекратить досрочно.

Законодательство некоторых субъектов РФ устанавливает и такое основание для досрочного прекращения полномочий главы муници­пального образования, не предусмотренные Федеральным законом 2003 г., как выражение ему недоверия представительного органа муни­ципального образования, из состава которого был избран глава.

В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципаль­ного образования их временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, определяемое в соответствии с уставом муниципаль­ного образования. Если глава муниципального образования был из­бран на муниципальных выборах, проводятся досрочные выборы гла­вы в сроки, установленные федеральным законом.

Полномочия и общие правила деятельности. Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» очень скупо ха­рактеризует властные возможности главы муниципального образова­ния. Согласно ч. 4 ст. 36 глава:

- представляет муниципальное образование в отношениях с орга­нами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

- подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;

- издает в пределах своих полномочий правовые акты;

- вправе требовать созыва внеочередного заседания представительно­го органа муниципального образования.

В реальности глава муниципального образования отвечает в целом за социально-экономическую политику, в его руках находятся рычаги организационно-политического влияния на все сферы жизни муниципального образования. Особенно это относится к ситуации, когда глава муниципального образования является также главой местной администрации.

Отношения с представительным органом муниципального образо­вания строятся не только на том, что глава муниципального образо­вания подписывает нормативные правовые акты, принятые данным органом, но еще и вправе вносить проекты этих актов в представитель­ный орган. Глава муниципального образования, не являющийся пред­седателем представительного органа муниципального образования, следовательно, главой местной администрации, может присутствовать на его заседаниях и выступать по рассматриваемым вопросам. Им же вносится проект местного бюджета на рассмотрение представительно­го органа муниципального образования.

Глава муниципального образования, если он также глава мест­ной администрации, отвечает за организацию работы подразделений (управлений, отделов и др.) этого аппарата, за обеспечение руковод­ства хозяйственным и социально-культурным строительством на дан­ной территории, обслуживание населения.

Конечно, у главы муниципального образования, являющегося одновременно главой местной администрации, больше возможностей влияния на жизнь территории и находящиеся на ней органы, учреждения, предприятия. Однако какую модель главы избрать, зависит от муниципального образования. Не исключено, что глава, возглавляющий пред­ставительный орган, будет авторитетной фигурой в муниципальном образовании, а глава местной администрации - зависимым от него управляющим (менеджером) территории, ее хозяйственным и социально-культурным комплексом. Но нельзя исключать того, что для такого главы муниципального образования может возникнуть положение, вы­ражающееся известными словами: «Царствует, но не правит».

Глава муниципального образования, являющийся и главой мест­ной администрации, обычно осуществляет свои полномочия на штат­ной профессиональной основе. Глава муниципального образования - председатель представительного органа муниципального района, го­родского округа часто также выполняет свои функции на освобожден­ной постоянной основе. Глава городского поселения - председатель представительного органа далеко не везде является освобожденным. Поскольку Федеральный закон 2003 г., позво­ляет главе сельского поселения быть одновременно в «трех лицах»: главой муниципального образования, председателем представительно­го органа и главой местной администрации, - чаще всего это освобож­денное должностное лицо.

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

Законы субъектов РФ и уставы муниципальных образований предоставляют главам муниципальных образований ряд гарантий, направлен­ных на обеспечение эффективной деятельности высшего должностного лица муниципального образования. Законодательство предоставляет им право в пределах компетенции запрашивать и получать информацию в органах местного самоуправления, в органах государственной власти и в других субъектах муниципальных правоотношений. Глава муници­пального образования на подведомственной территории может беспре­пятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от их организационных форм и форм собственности.

В целом же Федеральном законом предусмотрена значительная трансформация статуса главы муниципального образования в общем и изменение объема его полномочий в частности. Если в период дей­ствия Закона 1995 г. более двух третей глав местного самоуправления совмещали в одном лице все три главные должности муниципального образования, то по Закону 2003 г. это явление, за редким исключением, не допускается. / 44,45 /

Гарантии. В отношении главы муниципального образования как выборного должностного лица местного самоуправления действуют те же гаран­тии иммунитета, как и к депутату представительного органа муниципального образования.

В части, касающейся личной неприкосновенности, соответству­ющие гарантии содержатся в федеральном законодательстве. Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гласит (ч. 8 ст. 40), что гарантии прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или ад­министративной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведе­нии оперативно-розыскных мероприятий в отношении перечисленных лиц, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, ис­пользуемых ими средств связи, принадлежащих им документов уста­навливаются федеральными законами.

Законодательство обеспечивает соответствующим лицам также гарантии свободного и независимого поведения при осуществлении своих полномочий. В связи с этим Федеральный закон 2003 г. В ч. 9 ст. 40 предусматривает, что депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправле­ния не могут быть привлечены к уголовной или административной от­ветственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при го­лосовании, и другие действия, соответствующие их статусу, в том числе по истечении срока полномочий. Данное положение не распространя­ется на случаи, когда названными лицами были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за кото­рые предусмотрена федеральным законом.

В законах субъектов РФ в отношении главы муниципального образования закреплены различные социальные гарантии. Время осуществления полномочий главы включается в стаж муниципальной службы, а также в общий и непрерывный трудовой стаж. После прекращения полномочий ему гарантируется трудоустройство на должности, предшествующей избранию, или на равноценной работе. В случае отсутствия соответствующей вакансии бывший глава муниципального образования получает прежнее денежное содержание (т. е. по должности главы) до трудоустройства или ему компенсируется заработная плата по новому месту работы в течение четырех месяцев при условии, что лицо прорабо­тало в должности главы муниципального образования не менее двух лет и досрочное прекращение не произошло по таким обстоятельствам, как вступление в законную силу обвинительного приговора суда или реше­ния о признании гражданина ограниченно дееспособным.

Главе муниципального образования со дня вступления в долж­ность гарантируется выплата денежного содержания, которое вклю­чает оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты. Например, в Брянской области оклад главы муниципального образования не мо­жет быть ниже средней оплаты труда муниципального служащего выс­шего квалификационного разряда и выше 90% максимума денежного содержания лиц, занимающих государственные должности категории «А» Брянской области. В Тюменской области базовый должностной оклад главы равен восьмикратному минимальному размеру оплаты труда. Далее расчет идет в соответствии с коэффициентом в 12 группах, который равен единице в первой группе муниципальных образований с числом жителей до 500 человек, и четырем в муниципальных образо­ваниях, в которых проживает более 500 000 человек.

Компенсационные надбавки включают доплаты за особые условия труда, за работу со сведениями, составляющими государственную тай­ну, за выполнение государственных полномочий, а также районные ко­эффициенты. Стимулирующие выплаты включают надбавку за выслугу лет, за ученую степень и звание, а также премии по результатам рабо­ты. Надбавка за особые условия труда выплачивается в пределах 20% от должностного оклада. За работу с секретными сведениями доплаты составляют соответственно 25, 20, 10% от оклада соответственно степени секретности - «особой важности», «совершенно секретно», «секретно». За выслугу лет доплаты составляют от 10 до 30% в зависимости от стажа. За ученую степень доплата составляет 10% от должностного оклада. Минималь­ный отпуск главы муниципального образования должен быть не менее 30 дней и увеличивается до 45 дней в зависимости от стажа работы на муниципальных должностях.

Пенсионное обеспечение главы муниципального образования осуществляется в соответствии с федеральным законодательством о государственных пенсиях. В зависимости от стажа по муниципальной должности и бюджета муниципального образования бывшему главе доплачивается к базовой пенсии до 20% денежного содержания.

Жизнь и здоровье лица, замещающего должность главы муниципального образования, подлежит обязательному страхованию за счет местного бюджета.

Определенные гарантии предоставлены для глав муниципальных образований, работающих на непостоянной основе. Так, в Тюменской области такой глава имеет право на неполный рабочий день или не­полную рабочую неделю. Уменьшение по этой причине доходов главы компенсируется за счет местного бюджета. Внештатному главе муниципального образования может быть назначена доплата в пределах 50% от должностного оклада, предусмотренного для штатного главы, а так­же возмещаются расходы по найму жилого помещения. Он обладает правом бесплатного проезда на водном, железнодорожном и автомо­бильном (кроме такси) транспорте.

 

Предназначение местной администрации. Закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного само­управления в Российской Федерации» включил местную администра­цию в перечень обязательных органов и подробно определил порядок организации и деятельности местной администрации, и особенно ее главы.

Местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и наделяется его уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, а также полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, пе­реданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. В наличии категорий «представительный орган» и «исполнительно-распорядительный орган» можно видеть зачатки разделения властей на муниципальном уровне.

Местная администрация наделяется правами юридического лица. Ее структура утверждается представительным органом муниципально­го образования по ходатайству главы местной администрации, который руководит администрацией на принципах единоначалия.

Роль местной администрации состоит в том, чтобы осуществлять повседневное, текущее решение вопросов местного значе­ния. Можно сказать, что местная администрация - орган управления хо­зяйственными и социально-культурными процессами на территории му­ниципального образования, предприятиями и учреждениями, находящими­ся в муниципальном ведении, а также координации и контроля - в рамках законодательства - деятельности различных органов и хозяйствующих субъектов на территории муниципального образования.

Кроме того, в соответствии с Конституцией РФ (ст. 132) / 1 / органы местного самоуправления (не уточнено, какие) могут наделяться от­дельными государственными полномочиями. Федеральный закон 2003 г. тоже в общем виде говорит о наделении органов местного самоуправ­ления отдельными государственными полномочиями. Но в характери­стике представительного органа муниципального образования, а также главы муниципального образования не указывается, что они осуществляют отдельные государственные полномочия, а вот в отношении местной администрации в Законе есть формулировка на этот счет (ч. 1 ст. 37). Возможно, это недоработка создателей Закона, поскольку для осуществления государственных полномочий могут понадобиться решения прежде всего представительного органа, не исключено, что и главы муниципального образования. Однако идея законодателя, оче­видно, состоит в том, что текущее осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий все-таки ло­жится на местную администрацию. И это является важным фактором в определении ее предназначения, так же как и в общении с органами государственной власти и субъекта РФ, и Российской Федерации.

Глава местной администрации - одна из ключевых фигур в мест­ном самоуправлении, один из руководителей соответствующей терри­тории. Конкретно роль главы местной администрации зависит от того, исполняет ли он одновременно обязанности главы муниципального образования или же работает по контракту. При совмеще­нии постов главы муниципального образования и главы местной адми­нистрации лицо, конечно, даже сугубо юридически располагает более широкими возможностями - это одновременно первый руководитель территории, оказывающий влияние на все происходящие на ней про­цессы, и управляющий хозяйственными и социально-культурными делами, а также глава аппарата местной администрации. Если же главой муниципального образования стал председатель пред­ставительного органа, тогда глава местной администрации в большей мере хозяйственный управляющий территории. Разумеется, он может быть и весьма влиятельной фигурой на территории муниципально­го образования, если председатель представительного органа не пре­тендует на позиции первого лица. Но реальный расклад можно видеть в конкретном муниципальном образовании.

Так или иначе, глава местной администрации осуществляет руководство муниципальным исполнительно-распорядительным орга­ном - местной администрацией на принципах единоначалия. Это предполагает самостоятельность главы местной администрации в вопросах назначения на должность и увольнения с должности му­ниципальных служащих администрации муниципального образова­ния, распределения между ними полномочий, истребования отчета о проделанной работе, применения поощрений и наложения дисци­плинарных взысканий. Однако в действующих правовых актах часто встречаются положения, которые обязывают главу местной админи­страции согласовывать с представительным органом муниципально­го образования кандидатуры при назначении их на муниципальные должности.

Должность главы местной администрации замещается несколькими способами в зависимости от порядка избрания главы муниципального образования и вида муниципального образования.

Если глава муниципального образования избирается жителями непосредственно, он может либо входить в состав представительного органа и возглавлять его, либо занимать пост главы местной админи­страции. При избрании главы муниципального образования предста­вительным органом он становится председателем соответствующего представительного органа. А глава местной администрации получает свою должность по контракту.

В муниципальном районе, где представительный орган формирует­ся из представителей поселений, глава муниципального образования является руководителем представительного органа района. Следо­вательно, в таком районе глава местной администрации назначается только по контракту.

Во всех случаях, когда глава местной администрации назначается по контракту, кандидаты на должность подбираются в результате отбора по конкурсу соответствующим муниципальным представительным ор­ганом.

Согласно ч. 5 ст. 37 Федерального закона 2003 г. «Об общих прин­ципах организации местного самоуправления в Российской Федера­ции» порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Этот порядок должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня про­ведения конкурса.

Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.

Члены конкурсной комиссии поселения назначаются представительным органом поселения. При формировании конкурсной комис­сии в муниципальном районе (городском округе) две трети ее членов назначаются представительным органом муниципального района (го­родского округа), а одна треть - законодательным органом государ­ственной власти субъекта РФ по представлению высшего должностно­го лица субъекта.

Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Контракт с главой местной администрации заключается гла­вой муниципального образования.

Часть 4 ст. 37 Федерального закона 2003 г. гласит, что, в случае если лицо назначается на должность главы местной администрации по кон­тракту, уставом поселения, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (городского округа) - уставом муниципального района (городского округа) и законом субъекта РФ, могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.

Так, в Законе Республики Мордовия от 28 января 2004 г. «Об усло­виях контракта для глав администраций муниципальных районов (го­родских округов) в Республике Мордовия /13/ в части осуществления го­сударственных полномочий» в отношении кандидата на должность главы местной администрации предусмотрено наличие гражданства Российской Федерации, высшего профессионального образования, стажа работы на руководящей должности не менее пяти лет или ста­жа муниципальной либо государственной службы не менее трех лет, знание муниципального законодательства. Обозначены также пра­ва и обязанности главы местной администрации при осуществлении отдельных государственных полномочий. Среди них право издавать правовые акты по соответствующим вопросам, использовать матери­альные и финансовые ресурсы в установленных целях, обязанность ор­ганизовывать работу органов местного самоуправления по реализации делегированных полномочий, не разглашать сведения, составляющие охраняемую законом тайну, нести ответственность за осуществление государственных полномочий и т. д.

В Законе Амурской области с аналогичным названием от 19 апреля 2004 г. /14/ говорится о необходимости наличия стажа муниципальной или государственной службы не менее трех лет или стажа работы на руководящих должностях не менее пяти лет. Помимо того, что предусмотрено в Законе Мордовии, в Законе Амурской области говорится об обяза­тельности для кандидата на пост главы местной администрации владения государственным языком Российской Федерации, а также о наличии компетентности, организаторских способностей, соответствую­щей ответственности за порученное дело, добросовестности, зрелости, порядочности, а также состояния здоровья.

В нормативных актах называются и условия расторжения контракта с главой местной администрации. Но в этих актах по существу воспроизводятся положения, закрепленные в ч. 11 ст. 37 Федерального закона 2003 г., в которой записано, что контракт с главой местной администрации может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления:

1) представительного органа муниципального образования или гла­вы муниципального образования - в связи с нарушением усло­вий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения;

2) высшего должностного лица субъекта РФ - в связи с наруше­нием условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ;

3) главы местной администрации - в связи с нарушениями усло­вий контракта органами местного самоуправления и (или) орга­нами государственной власти субъекта РФ.

Таким образом, в первом и втором случаях в основе инициативы расторжения контракта лежат претензии к главе местной администра­ции со стороны представительного органа или главы данного муни­ципального образования либо же со стороны главы исполнительной власти субъекта РФ, в третьем случае - наоборот, претензии возникли у самого главы и они адресованы органам местного самоуправления данной муниципальной единицы или органам государственной власти субъекта РФ. Полномочия главы местной администрации возникают со дня, указанного в контракте.

Федеральный закон 2003 г. предусматривает возможность досроч­ного прекращения полномочий главы местной администрации в слу­чаях:

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

3) расторжения контракта по соглашению сторон;

4) расторжения контракта в судебном порядке по инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования в случае нарушения контракта главой местной администрации в части исполнения вопросов местного значения;

5) расторжения контракта в судебном порядке по инициативе высше­го должностного лица субъекта РФ при нарушении контракта в ча­сти исполнения делегированных полномочий;

6) расторжения контракта в судебном порядке по инициативе главы местной администрации при нарушении условий контракта органами местного самоуправления или государственной власти;

7) отрешения от должности высшим должностным лицом субъекта РФ в соответствии со ст. 74 данного Закона;

8) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

9) признания судом безвестно отсутствующим;

10) на основании объявления судом умершим;

11) вступления в законную силу в отношении главы местной администрации обвинительного приговора суда;

12) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

13) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международ­ного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства ино­странного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником междуна­родного договора Российской Федерации, в соответствии с кото­рым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

14) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

15) преобразования муниципального образования, осуществляемо­го в соответствии с ч. 3-7 ст. 13 данного Закона, а также при упразднении муниципального образования;

16) утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;

17) увеличения численности избирателей муниципального образо­вания более чем на 25%, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

При характеристике статуса главы муниципального образования отмечалось, что для него есть ряд ограничений по занятию должностей в предпринимательских структурах и выполнению иной оплачиваемой работы.

Такие же ограничения существуют и для главы местной администрации. Он не вправе заниматься предпринимательской, а также иной опла­чиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и ино­странных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или ее законодательством. Глава местной администрации не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерче­ских неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или ее законодательством.

Местная администрация. Местную администрацию в целом можно охарактеризовать как ор­ган местного самоуправления, осуществляющий текущее управление хозяйственными и социально-культурными процессами на территории муниципального образования.

Согласно ч. 8 ст. 37 Федерального закона 2003 г. «Об общих принци­пах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

Поскольку муниципальное законодательство предполагает многообразие видов и уровней муниципальных образований, различное число жителей и масштабы территорий осуществления местного самоуправления, единый порядок организации и деятельности местной администрации невозможен, равно как и способ ее формирования. Если рассматривать самостоятельное муниципальное образование с населе­нием в несколько сотен человек, то для главы местной администрации вполне очевидно будет полномочие по назначению всех работников своей администрации, число которых, впрочем, может быть ограниче­но помощником главы и бухгалтером. Другое дело, если речь идет о муниципальном районе, в котором проживает несколько сот тысяч, или о городском округе с миллионным населением.

В больших муниципальных образованиях аппарат администрации включает не один десяток подразделений, в которых работают сотни муниципальных служащих и столько же технического персонала. Та­кое положение предопределяет сложный порядок формирования мест­ной администрации. Например, в соответствии с постановлением администрации г. Красноярска от 18 июня 1998 г. «О порядке назначения на должность и освобождения от должности руководителей и специа­листов органов и структурных подразделений администрации города Красноярска, руководителей муниципальных предприятий, учрежде­ний, согласования назначения на должность руководителей государ­ственных органов» /36/ глава города назначает на должность и освобождает от должности своих первых заместителей и заместителей, помощников и пресс-секретаря, руководителей органов и структурных подразде­лений администрации, глав районных администраций, их первых за­местителей и заместителей по согласованию с начальником главного управления кадров и юридическим управлением. Руководители муни­ципальных предприятий и учреждений назначаются главой города по согласованию со своим заместителем - директором департамента, на­чальником управления, председателем комитета, курирующим направ­ление деятельности соответствующего предприятия или учреждения, а также с юридическим управлением и главой администрации района, на территории которого расположено предприятие или учреждение.

Далее происходит делегирование кадровых полномочий главой го­рода должностному лицу городской администрации. Так, начальнику главного управления кадров делегируются полномочия по назначению на должность и освобождению от должности заместителей руководи­телей структурных подразделений администрации, начальников и за­местителей начальников отделов и специалистов этих подразделений. Назначение на эти должности происходит по согласованию с главой города, его заместителями, руководителями соответствующих струк­турных подразделений и юридическим управлением.

Управляющий делами - руководитель аппарата главы г. Краснояр­ска назначает на должность и освобождает от должности персонал тех­нического обеспечения администрации по согласованию с юридиче­ским управлением администрации. Назначение на должность и уволь­нение с нее руководителей муниципальных учреждений основного общего образования и муниципальных дошкольных учреждений города производит начальник управления образования администрации по со­гласованию с главой города, его заместителем по социальной полити­ке, начальником главного управления кадров и главой администрации района, в котором расположено соответствующее учреждение.

Руководители подразделений, специалисты и технические работни­ки администраций районов г. Красноярска назначаются и увольняются главами администраций районов. При этом начальники финансовых отделов, управляющие делами, помощники глав администрации райо­нов по информации назначаются на должность и увольняются с нее по согласованию с начальником главного управления кадров городской администрации.

Кроме структуры местной администрации представительный орган муниципального образования утверждает также положение о соответствующей местной администрации, которое на муниципальном уровне является основным документом, регламентирующим организацию и деятельность местного исполнительно-распорядительного органа.

Так, согласно Положению об администрации муниципального образования «Медынский район», утвержденному решением Районного Собрания муниципального образования «Медынский район» Калуж­ской области от 25 февраля 2004 г. /20/, администрация формируется главой муниципального образования и им возглавляется. В состав админи­страции входят глава муниципального образования, его заместители, управляющий делами, комитеты и отделы администрации, управления сельсоветов, комиссии и прочие подразделения, которые включают и аппарат по обслуживанию представительного органа муниципально­го образования.

В число наиболее важных полномочий администрации входит разработка проектов планов социально-экономического развития и проекта бюджета муниципального образования, а также исполнение их после принятия районным собранием, управление муниципальной собствен­ностью, выполнение отдельных государственных полномочий.

Глава местной администрации названного муниципального района помимо руководства администрацией распоряжается муниципальной собственностью, включая средства районного бюджета и внебюджет­ных фондов, определяет компетенцию органов администрации, на­значает на должность и освобождает от должности работников адми­нистрации, применяет к ним меры поощрения и взыскания, отменяет правовые акты должностных лиц администрации в случае противоре­чия их законодательству, представляет интересы муниципального об­разования в отношениях с другими организациями.

Заместители главы администрации назначаются единолично главой администрации и наделяются полномочиями по руководству опреде­ленным направлением деятельности муниципального образования. Глава вправе передать заместителям свои полномочия, кроме права: на назначение на должность и увольнения с должности руководителей ко­митетов, управлений и отделов администрации; на отмену постановле­ний и распоряжений главы администрации; на принесение протестов на решения районного собрания; на заключение договоров с органами го­сударственной власти, а также с органами местного самоуправления дру­гого муниципального образования; первого распорядителя кредитов.

Управляющий делами администрации назначается главой местной администрации по согласованию с районным собранием. Он руководит делопроизводством в администрации, обеспечивает публикацию нормативных правовых актов органов и должностных лиц муниципального образования, вносит предложения по структуре и штатному расписанию администрации, обеспечивает проведение аттестации и квалификацион­ных экзаменов муниципальных служащих, а также их учебу и повышение квалификации, осуществляет контроль за работой общего отдела, контролирует соблюдение распорядка дня работниками администрации.

Руководители структурных подразделений администрации назнача­ются ее главой. К основным полномочиям руководителя подразделе­ния названное Положение относит осуществление общего руководства соответствующим подразделением, разработку положения о подраз­делении и должностных инструкциях его работников, внесении главе администрации предложений по кадровым вопросам.

В структуру местных администраций входят различные по наименованию подразделения - департаменты, комитеты, главные управления, управления, комиссии и пр. Согласно ч. 8 ст. 37 Федерального закона 2003 г. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администра­ции. Это позволяет систематизировать указанные органы по группам: функциональные, отраслевые и территориальные исполнительно-распорядительные муниципальные органы.

Функциональными будут те подразделения местной администрации, которые выполняют задачи применительно ко всем отраслям местного хозяйства (например, бюджетно-финансовые).

Отраслевыми считаются подразделения, которые отвечают за положение дел в конкретной отрасли на данной территории (например, ведающие жилищно-коммунальным хозяйством, образованием, здравоохранением).

Территориальными являются подразделения местной администра­ции по управлению частями территории муниципального образования (например, в муниципальном образовании, большом городе, поделен­ном на районы, - это районные администрации).

Число подразделений, муниципальных служащих и технического персонала в администрации каждого муниципального образования за­висит от нескольких факторов, в частности от числа жителей и масшта­ба территории.

Так, согласно Положению об администрации муниципального об­разования «Поселок Воротынск», утвержденному постановлением Со­брания представителей муниципального образования «Поселок Воротынск» Калужской области от 12 июня 2001 г. /19/, в структуру администра­ции входят управление делами, шесть отделов (общий; бухгалтерского учета и отчетности; планово-экономический; архитектурный и земле­устройства; мобилизационной работы; социальной защиты населения), комитет по управлению имуществом, служба заказчика.

В постановлении главы г. Курчатова Курской области от 18 мар­та 2004 г. «О совершенствовании системы исполнительного органа городского самоуправления» /33/ в качестве структурных подразделений городской администрации названы 14 отделов, 4 комитета и 1 управ­ление.

Структура г. Саранска, утвержденная решением Саранского город­ского Совета депутатов от 11 февраля 2004 г. /21/, включает 3 департамента, 2 комитета, 17 управлений и 12 отделов.

Структурное подразделение в своей деятельности руководствуется положением, утверждаемым главой местной администрации. В положении указываются сфера деятельности, полномочия, организация и другие характеристики подразделения. Например, в соответствии с Положением о юридическом управлении администрации г. Воронежа, утвержденным распоряжением главы г. Воронежа от 19 мая 2004 г. /35/, юридическое управление состоит из четырех подразделений: отдела правовой работы в сфе­ре бюджетных и муниципальных правоотношений, банкротства муниципальных предприятий; отдела юридической защиты имущественных интересов казны города; отдела правовой защиты в сферы социальной политики и предпринимательской деятельности; отдела правовой ра­боты в сфере жилищно-коммунального хозяйства, промышленности и транспорта.

Основными задачами данного управления Положение на­зывает обеспечение законности в издаваемых администрацией правовых актах, совершенствование правовых основ деятельности администрации, защиту прав администрации в судах, организационно-методическое ру­ководство правовой работой в других структурных подразделениях го­родской администрации. Управление определяет приоритетное направ­ление правового обеспечения организации деятельности подразделений городской администрации, проводит правовую экспертизу проектов правовых актов, обеспечивает юридическое сопровождение взаимодей­ствия администрации в Воронежской городской думе и органами власти Воронежской области.

Как отмечалось ранее, кроме функциональных и отраслевых подразделений исполнительной власти в муниципальном образовании со сложным территориальным устройством, какими всегда являются муниципальные районы, а порой городские округа и поселения, создают­ся территориальные подразделения администрации.

Так, по Положению о Елизаветинской сельской администрации муниципального образования город Краснодар, утвержденному постановлением главы муниципального образования «Город Краснодар» от 31 мая 2004 г. /27/, она является территориальным органом городской администрации, состоит из главы сельской администрации, его первого заместителя и заместителя, двух отделов - общего и земельного. Глава сельской администрации назначается главой муниципального обра­зования и ему подотчетен. Глава руководит деятельностью сельской администрации, распределяет обязанности между своими заместите­лями и другими работниками администрации, представляет главе му­ниципального образования на утверждение положение о сельской ад­министрации и ее штатное расписание, принимает на работу и уволь­няет с должности служащих администрации, применяет к ним меры поощрения и взыскания, выполняет иные полномочия в соответствии с положением. Сельская администрации, являясь юридическим ли­цом, наделяется всеми полномочиями по обеспечению комплексного развития подведомственной территории, включая содержание и экс­плуатацию жилищного фонда на территории сельского округа, функ­ционирование муниципальных учреждений дошкольного и основного общего образования, учреждений здравоохранения и социальной сфе­ры в целом.

Завершая характеристику местной администрации, еще раз обра­тим внимание на то, что в Федеральном законе 2003 г. она называется исполнительно-распорядительным органом муниципального образо­вания (ч. 1 ст. 37). И хотя для муниципального уровня принцип разделе­ния властей конституционно не введен, его контуры заложены в словах «представительный орган» и «исполнительно-распорядительный ор­ган». Поскольку второе понятие адресовано местной администрации, порой возникает вопрос, можно ли в отношении местной администра­ции использовать понятие «исполнительная власть», что нередко имеет место в научной литературе.

При ответе на данный вопрос следует иметь в виду, что наряду с полномочиями, необходимыми для разрешения вопросов местного значе­ния, местная администрация может наделяться также государственными полномочиями. Конечно, это будут полно­мочия исполнительной ветви государственной власти. Обладая такими полномочиями и осуществляя их, местная админи­страция выступает от имени исполнительной государственной власти.

Исходя из этого понятие «исполнительная власть» - в развитие понятия «исполнительно-распорядительный орган», используемого Законом, - может применяться в отношении местной администрации.

 

 

Во второй половине 90-х гг. прошлого века во многих субъектах РФ и муниципальных образованиях были приняты нормативные акты, определяющие порядок формирования, организации и деятельности различных по названию, но близких по назначению и объему полномо­чий органов - контрольных и контрольно-счетных палат, контрольных и ревизионных отделов и т. п. Функции этих органов были направлены главным образом на осуществление контроля в сфере бюджетных от­ношений и финансовой деятельности на территории муниципально­го образования. Использовался разный порядок формирования кон­трольных органов муниципальных образований.

В Федеральном законе 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» данному виду муниципальных органов посвящена ст. 38 «Контрольный орган муниципального образования». В Законе назван ряд возможных видов контрольных органов на муниципальном уровне, используются формулировки «контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие)». Закон не исключает «другие» варианты наименования органа.

Ранее главной целью такого органа считался контроль в части со­ставления и исполнения местного бюджета. Эта цель осталась - кон­трольный орган «образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмо­трения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении» (ст. 38 За­кона). Все соответствующие действия совершают иные органы и лица местного самоуправления, а контрольный орган контролирует, чтобы эти действия не противоречили законодательству.

Вместе с тем Федеральный закон 2003 г. В ст. 38 говорит еще об одном предназначении контрольного органа муниципального образования - он создается «также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в му­ниципальной собственности». Таким образом, значительно расширен круг целей, а значит, и диапазон деятельности контрольного органа.

Если контрольный орган создается в муниципальном образовании, это предусматривается его уставом. Быть или не быть контрольному органу, зависит от усмотрения представительного органа или главы му­ниципального образования на стадии разработки устава, ведь согласно ст. 34 Закона 2003 г. контрольный орган не отнесен к числу обязатель­ных на муниципальном уровне.

Закон говорит о двух альтернативных способах формирования контрольного органа муниципального образования - на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образова­ния. На практике в основном используется второй способ - состав контрольного органа утверждается решением представительного орга­на муниципального образования.

Как организуется и работает контрольный орган муниципального образования, рассмотрим на конкретном примере. Согласно Положе­нию о Контрольно-счетной палате Владимирского городского Совета народных депутатов, утвержденному решением этого Совета от 29 дека­бря 1999 г. /22/, Контрольно-счетная палата образуется решением городско­го Совета, является его структурным подразделением и подотчетна ему.

Состоит Палата из председателя, заместителя председателя, а так­же из аппарата Палаты, который включает специалистов-аудиторов и инспекторов. Председатель Контрольно-счетной палаты назначается на должность большинством голосов депутатов городского Совета по результатам конкурса сроком на четыре года. Им может быть гражда­нин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории г. Владимира, имеющий высшее финансовое или экономическое об­разование и опыт руководящей работы не менее четырех лет в области государственного или муниципального управления, государственного контроля, экономики или финансов. Председатель руководит работой Палаты, организует ее деятельность, представляет городскому Совету отчет о ее работе, представляет Палату в отношениях с органами госу­дарственной власти, органами местного самоуправления, юридически­ми и физическими лицами.

Заместитель председателя Контрольно-счетной палаты назначается городским Советом по представлению ее председателя. К нему предъявляются те же требования, что и к председателю. Заместитель председателя палаты исполняет полномочия, определенные председателем, а также в отсутствие председателя выполняет его функции.

Специалисты-аудиторы назначаются городским Советом из числа граждан Российской Федерации, имеющих высшее экономическое или финансовое образование и опыт работы не менее четырех лет в сфере государственного или муниципального управления. Каждый из них обеспечивает выполнение Контрольных функций в определенном направлении деятельности контрольно-счетной палаты. Сотрудниками палаты явля­ются инспектора, они непосредственно проводят аналитическую и кон­трольную деятельность под руководством специалистов-аудиторов.

Основные задачи Контрольно-счетной палаты Владимирского городского Совета народных депутатов - это контроль за исполнением городского бюджета и внебюджетных фондов, за эффективно­стью и целесообразностью использования иных финансовых ресурсов и собственности; финансовая экспертиза проектов нормативных актов в бюджетно-финансовой сфере; оценка обоснованности статей бюдже­та, совершенствование бюджетного процесса в целом, внешняя провер­ка отчета об исполнении бюджета, предоставление информации город­скому Совету о проводимых контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях.

Федеральный закон 2003 г. практически ничего не говорит о формах работы контрольного органа. В ст. 38 есть лишь положение: «результа­ты проверок, осуществляемых контрольным органом муниципального образования, подлежат опубликованию (обнародованию)», - из чего следует, что данный орган вправе проводить какие-то проверки и дол­жен доводить их итоги до сведения общественности.

Местные акты содержат более подробные правила. Так, упомянутое владимирское Положение для реализации задач Контрольно-счетной палаты предусматривает ряд видов деятельности, которые включают проведение оперативного контроля, тематических проверок и обсле­дований по отдельным разделам и статьям бюджета и внебюджетных фондов, экспертизу проектов бюджета, программ развития города, иных актов, касающихся финансовой сферы, и т. п.

Закон 2003 г. гласит: «Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны представлять в контрольный орган муниципального образования по его требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции» (ч. 4 ст. 38).

По владимирскому Положению контрольные полномочия Контрольно-счетной палаты распространяются не только на все ор­ганы местного самоуправления и их структурные подразделения, но и на организации и учреждения (банки, страховые компании, иные финансово-кредитные учреждения, их союзы и прочие объединения) независимо от их организационных форм и форм собственности при условии, что они получают, перечисляют, используют деньги из бюд­жета или внебюджетных фондов города, используют иную собствен­ность города или управляют ею, а также имеют местные льготы по на­логам, сборам, пошлинам и иным платежам в городской бюджет или внебюджетные фонды. При наличии этих же условий в соответствую­щей части Палате подконтрольны общественные объединения, негосу­дарственные фонды, иные некоммерческие организации.

Все подведомственные Контрольно-счетной палате органы и орга­низации обязаны представлять по запросу Палаты необходимые документы и информацию. Финансовое управление администрации и го­сударственная налоговая инспекция по г. Владимиру в обязательном порядке представляют Палате копии отчетов об исполнении городско­го бюджета и использования средств целевых внебюджетных фондов, о поступлении налогов и иных платежей и прочую информацию в дан­ной области.

В ходе комплексных и тематических проверок представленные сведения уточняются на предмет законности, целевого назначения средств, обоснованности получения льгот и т. д. По результатам про­верок составляются акты, которые направляются председателю город­ского Совета народных депутатов, главе муниципального образования, при наличии оснований - в правоохранительные органы и проверяю­щим организациям для принятия мер по устранению выявленных на­рушений, возмещению ущерба, привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушениях. Председатель Контрольно-счетной палаты представляет ежегодный отчет о деятельности Палаты Совету народ­ных депутатов г. Владимира, который публикуется в городских сред­ствах массовой информации.

Положение содержит ряд гарантий для руководителей и служа­щих Палаты. В частности, запрещается воздействие на должностных лиц Палаты с целью добиться необоснованного решения. Досрочное освобождение председателя и его заместителя возможно по личному заявлению, в случае признания их недееспособными, а также в случае нарушения ими законодательства, если за освобождение проголосует не менее двух третей от общего числа депутатов Совета. Досрочный ро­спуск самого Совета не влечет прекращения полномочий Палаты.

Денежное содержание председателя Контрольно-счетной палаты приравнивается к содержанию заместителя председателя Совета. Для инспектора-аудитора устанавливается оклад, равный окладу председателя постоянного комитета городского Совета. Все иные гарантии действуют в соответствии с законодательством о труде и муниципальной службе.

Значительно отличается по составу и порядку формирования Контрольная палата городской Думы г. Ижевска. Согласно решению городской Думы Ижевска от 27 марта 2003 г. «О структуре контрольной палаты городской Думы города Ижевска» /23/ Палата состоит из Коллегии, замести­теля председателя Палаты и Контрольно-счетного управления, которое включает в себя сектор контроля отраслей городского хозяйства.

В состав Коллегии Палаты входят председатель Палаты, три депутата городской Думы Ижевска и председатель постоянной комиссии Думы по бюджету и финансам. Председателем Коллегии по должности явля­ется председатель Контрольной палаты, который избирается Думой из числа депутатов на срок полномочий Думы. Председатель Контроль­ной палаты помимо организационных и представительских функций утверждает правила и планы проверок и обследований, утверждает ре­зультаты проверок, проводит подбор и профессиональную подготовку кадров палаты. Коллегия Контрольной палаты занимается исключи­тельно рассмотрением вопросов планирования и организации работы Контрольной палаты, методологии контрольно-ревизионной деятель­ности, а также отчетов и информационных сообщений.

Заместитель председателя Контрольной палаты назначается на должность и освобождается от нее председателем городской Думы Ижевска по представлению председателя Контрольной палаты. Он является муниципальным служащим и занимает главную муниципаль­ную должность. Его функции заключаются в исполнении поручений председателя палаты и выполнении полномочий председателя во вре­мя его отсутствия.

Специалисты Контрольно-счетного управления Палаты назнача­ются на должность и освобождаются от нее в том же порядке, что и за­меститель председателя палаты. Специалисты Палаты являются муни­ципальными служащими и занимают должности в главных, ведущих и старших группах. Квалификационные требования к специалистам Палаты устанавливаются реестром муниципальных должностей и за­конодательством о муниципальной службе.

Основные направления деятельности, объем полномочий и по­рядок их реализации Контрольной палаты Ижевской городской Ду­мы в целом соотносятся с тем, что было рассмотрено применительно к Контрольно-счетной палате Владимирского городского Совета на­родных депутатов, но Палата г. Ижевска, кроме того, осуществляет контроль за деятельностью органов и должностных лиц городского са­моуправления по вопросам предоставления, изъятия и использования земель на территории города.

В г. Таганроге функции контрольного органа муниципального образования исполняет Контрольно-ревизионный отдел городской Думы. Согласно Положению «О Контрольно-ревизионном отделе городской Думы», утвержденному решением городской Думы от 6 марта 2003 г. /24/, он является структурным подразделением городской Думы, создается по ее решению и является органом муниципального финансового контроля. Контрольно-ревизионный отдел состоит из начальника и двух главных специалистов. Начальник отдела назначается по трудовому договору председателем городской Думы г. Таганрога по согласованию с Думой на срок ее полномочий. Начальником Контрольно-ревизионного от­дела может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного или муниципального управления не менее пяти лет. В целом кандидат на должность начальника Контрольно-ревизионного отдела должен соответствовать требованиям, предъявляемым к долж­ностям муниципальной службы категории «Б». Главные специалисты Контрольно-ревизионного отдела являются муниципальными служа­щими и должны соответствовать требованиям Реестра муниципальных служащих.

Весьма немногочисленный по штатному составу контрольный орган функционирует в Славском районе Калининградской области. По сути, в этом муниципальном образовании контрольные функции исполняет одно должностное лицо. Согласно Положению о контрольно-счетном инспекторе районного Совета депутатов, утвержденному решением Славского Совета депутатов от 17 декабря 2003 г. /25/, контрольно-счетный инспектор является должностным лицом аппарата районного Сове­та, обеспечивающим деятельность Совета по осуществлению его кон­трольных полномочий в области материально-финансовых отношений. Контрольно-счетный инспектор назначается на должность председате­лем районного Совета по предложению конкурсной комиссии. Соглас­но Положению контрольно-счетный инспектор персонально отвечает за все направления контрольной деятельности районного Совета в сфере владения, использования, управления и распоряжения муниципальной собственностью.

С вступлением в силу Федерального закона 2003 г. существовавшее в муниципальных образованиях разнообразие способов формирования и организационных форм деятельности контрольных органов, надо по­лагать, сузится. Муниципальным образованиям, уставы которых пред­усматривают наличие в системе местного самоуправления многофунк­ционального контрольного органа, придется привести свои правовые акты в обозначенной области в соответствие с требованиями федераль­ного законодательства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1011; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.153 сек.