Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Местные налоги




 

Итак, местные налоги, являясь одним из источников доходной ча­сти местных бюджетов, должны стать важнейшим источником доходов местного бюджета, хотя это пока скорее пожелание, нежели императив.

Рассматривая налоги как инструмент экономической политики, необходимо отметить, что их воздействие на экономический рост может стать обратно пропорциональным их роли как источника дохода в слу­чае, если в муниципальном образовании будет проводиться политика экстенсивного увеличения налогового бремени. В данной ситуации действенным инструментом, непосредственно влияющим на стимулирова­ние экономического развития региона, является определение ставок на­логов и сборов, взимаемых на территории муниципального образования. С одной стороны, чем ниже эти ставки, тем более эффективно развивается экономика муниципального образования; с другой стороны, острые соци­альные проблемы, требующие немедленного финансирования, часто вы­нуждают органы местного самоуправления увеличивать размеры налогов.

В соответствии с п. 4 ст. 12 Налогового кодекса РФ местными признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено самим Кодексом. «Местные налоги вводятся в действие и прекраща­ют действовать на территориях муниципальных образований в соот­ветствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах».

Налоговый кодекс РФ называет два вида местных налогов:

- земельный налог;

- налог на имущество физических лиц.

Как гласит Налоговый кодекс РФ, эти налоги устанавливаются Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов; налоги вво­дятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с Ко­дексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах: т.е. от представительного органа муниципального образова­ния исходят либо два документа - об установлении и введении в дей­ствие (соответственно о прекращении действия) налогов и ставок, либо один документ, в котором отражены оба этих вопроса.

Противоречивость приведенной нормы состоит в том, что она закрепляет установление местных налогов представительными орга­нами поселений, а в скобках указывает - муниципальных районов, а это ведь разные муниципальные образования. Если муниципальный район установил местный налог, зачем его устанавливать еще и поселениями, входящими в состав района?

В Налоговом кодексе РФ далее говорится о том, что местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются данным Кодексом и законами указанных субъектов РФ о на­логах. Вводятся эти налоги (и прекращают действие) также законами указанных субъектов РФ.

Таким образом, Налоговый кодекс РФ определяет разные режимы установления местных налогов. В городах федерального значения внутригородские муниципальные районы вообще не имеют на это права, налоги вводятся законом соответственно Москвы или Санкт-Петербурга, что, в принципе, понятно, так как не могут быть в соседних районах го­рода разные местные налоги. Остальным субъектам РФ запрещено свои­ми актами устанавливать местные налоги. Получается, что не только со­седние районы и округа, но даже сельские поселения могут вводить свои налоги. Теоретически тем самым допускается налоговая бессистемность, на практике названные выше местные налоги введены повсеместно.

Наряду с установлением местных налогов названные управомоченные органы в порядке и пределах, предусмотренных Налоговым кодек­сом РФ, могут определять также налоговые льготы, основания и поря­док их применения.

Все названные в Налоговом кодексе РФ налоги, в том числе и мест­ные, отменяются только самим Кодексом. Не могут устанавливаться какие-либо местные налоги или сборы, не предусмотренные Кодексом (ч. 5 и 6 ст. 12). Таким образом, органы местного самоуправления жест­ко связаны в своих возможностях нормативного регулирования и в дей­ствиях в отношении местных налогов и сборов. В конечном счете это направлено на учет интересов граждан, обеспечение их единого стату­са, защиту прав в таком сложном процессе, как налогообложение.

Прежде в муниципальных образованиях принималось большое количество актов, регулирующих вопросы местных налогов. Как прави­ло, это были постановления о конкретных видах налогов, взимаемых на территории муниципального образования в течение года. Подобны­ми актами определялись ставки местных налогов в пределах, очерчен­ных федеральным налоговым законодательством. Большинство актов подобного рода теперь подлежит отмене или корректировке. Предста­вительные органы местного самоуправления могут принимать норма­тивные акты, устанавливающие ставки земельного и имущественного налогов в пределах, определяемых Налоговым кодексом РФ.

Для обеспечения эффективного поступления средств от сбора местных налогов в бюджеты муниципальных образований Федераль­ный закон 1997 г. «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (действовал до 2009 г.) предоставил предста­вительным органам местного самоуправления право создавать муниципальную налоговую службу за счет средств местного бюджета и для сбора местных налогов. По этому Закону деятельность органов муни­ципальной налоговой службы должна осуществляться в соответствии с Законом РФ от 21 марта 1991 г. «О налоговых органах Российской Федерации» в (ред. от 18 июля 2005 г.) /13/ в части, относящейся к пред­метам ведения местного самоуправления. Однако в реальности полу­чилось лишь противоречие двух актов - хотя после появления Закона 1997 г. В Закон о налоговых органах и вносились изменения, тем не менее сохранилась его норма о том, что налоговые органы Россий­ской Федерации состоят из федерального органа и его территориальных органов. В реальности самостоятельной муниципальной налого­вой службы не создано.

При формировании нормативно-правовой основы местного налогообложения должны учитываться положения Европейской хартии /5/ о местном самоуправлении и опыт финансовой деятельности местного самоуправления в других странах. Местные налоги могут стать значи­мым социально-экономическим инструментом воздействия на современное общество и отражать условия территориальной специфики (например, курортная зона, места интенсивного освоения природных ресурсов, центры туризма). /19/

О значении местных налогов среди других доходных источников местных бюджетов можно судить по следующим данным:

- в среднем по России доля местных налогов в местных бюджетах не превышает 10%, в то время как структура ресурсов бюджетов местных органов власти в зарубежных странах составляет (в процентах):

- в США: местные налоги - 65, государственные субсидии - 23, другие источники - 12;

- в Японии: местные налоги - 41,6, государственные субсидии - 40, другие источники - 27,4; в ФРГ: местные налоги - 21, государственные субсидии - 45,3, другие источники - 33,7;

- во Франции: местные налоги - 41,7, государственные субсидии - 33,8, другие источники - 24,5;

- в Бельгии: местные налоги - 30, государственные субсидии - 54, другие источники - 10;

- в Дании: местные налоги - 36, государственные субсидии - 44, дру­гие источники - 10%. /19/

В России местные налоги не оказывают существенного влияния на формирование доходной части местных бюджетов. К тому же саморегулирование местных налогов по-прежнему не носит системно­го, завершенного характера. Раздел X «Местные налоги» Налогового кодекса РФ состоит из одной гл. 31 о земельном налоге, а налог на имущество до сих пор регулируется Законом РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (в ред. от 22 авгу­ста 2004 г.). /14/ Местные налоги не могут стать существенным источником доходов местных бюджетов, пока не проведена кадастровая оценка зе­мель, из которых состоит каждое муниципальное образование. К тому же проблемой является взымание местных налогов с условной (инвен­таризационной), а не рыночной стоимости имущества; однако если расчет местных налогов начнется с учетом рыночных расценок земли, квартир, домов и другого имущества, большинство граждан просто не выдержат автоматического, порой тысячекратного повышения ставок налогов. Видимо, поэтому федеральный законодатель и не торопится с введением в действие нового регулирования местных налогов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 764; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.