Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Местный бюджет




 

Содержание и структура местного бюджета. Термин «бюджет» употребляется в двух значениях. С одной стороны, это экономическая категория, а с другой - правовая. Бюджет как эконо­мическая категория имеет также две стороны: материальную и социаль­ную. С материальной стороны бюджет представляет собой централизо­ванный фонд денежных средств (соответственно местный бюджет - это местный фонд денежных средств), а с социальной - систему экономи­ческих отношений, связанную с собиранием и использованием центра­лизованного фонда денежных средств. С правовой точки зрения местный бюджет является основным нормативным актом муниципального образо­вания, разрешающим и утверждающим расходование денежных средств.

Статья 52 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. При этом бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района. В качестве со­ставной части бюджетов поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями. Порядок разработки, утверждения и исполнения ука­занных смет определяется органами местного самоуправления соот­ветствующих поселений самостоятельно.

Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансирован­ность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюд­жетных и долговых обязательств муниципальных образований.

Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и кон­троль за его исполнением осуществляются органами местного само­управления самостоятельно с соблюдением требований, установлен­ных Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом 2003 г., а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ.

Органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, представ­ляют в федеральные органы государственной власти и (или) органы государственной власти субъектов РФ отчеты об исполнении местных бюджетов.

В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции - средства, предоставленные из вышестоящих бюджетов для обеспечения осущест­вления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и закона­ми субъектов РФ, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.

Структура местного бюджета состоит из двух элементов: статей до­хода и статей расхода:

1. Собственные финансовые ресурсы местного самоуправления и поступившие денежные средства из вышестоящих бюджетов аккумулируются в доходных статьях бюджета. Собственные доходы муниципа­литетов по признаку техники образования могут быть разделены на публично-правовые и частноправовые:

1) К публично-правовым отно­сятся доходы, полученные административным путем: местные налоги, сборы и штрафы.

2) Частноправовыми доходами являются поступления, полученные муниципальным образованием как субъектом рыноч­ных, гражданско-правовых отношений. В эту группу входят средства, вырученные от приватизации муниципального имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, от внешнеэкономической деятельности, дивиденды от муниципаль­ной доли в уставном капитале предприятий и организаций.

2. Расходные статьи местного бюджета определены в Федеральном законе 2003 г. В общем виде. В ст. 53 говорится о том, что расходы мест­ных бюджетов осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ. Органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ в порядке, установленном местной администрацией (до июля 2007 г. этот порядок устанавливался решением представительного органа муниципального образования).

Муниципальные образования, «не дотягивающие» до уровня рас­четной бюджетной обеспеченности, могут рассчитывать на соответ­ствующие дотации из вышестоящих бюджетов.

Расходы бюджетов муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, если формирова­ние представительных органов муниципальных районов происходит путем кооптации глав поселений или депутатов представительных ор­ганов поселений, входящих в состав муниципального района, осущест­вляются в пределах и за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, в порядке, уре­гулированном специальной нормой Федерального закона 2003 г.

Порядок расходования местных бюджетов на осуществление от­дельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, устанавливается соответственно федеральными органами государ­ственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. В случаях и порядке, предусмотренных названными законами и при­нятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми акта­ми Российской Федерации и субъектов РФ, расходы местных бюдже­тов на осуществление органами местного самоуправления отдельных переданных им государственных полномочий, могут регулироваться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Расходование средств местных бюджетов на финансирование полномочий федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ не допускается, за исключением случаев, прямо установленных федераль­ными законами и законами субъектов.

Муниципальный бюджетный процесс. Накопление и расходование средств местного бюджета осуществля­ются в рамках бюджетного процесса, который представляет собой ре­гламентированную законом деятельность органов местного самоуправ­ления по составлению, рассмотрению и утверждению бюджетов. Феде­ральные законы 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не регламентирует деятельность органов местного самоуправления в рамках бюджетного процесса. Бюджетный кодекс РФ лишь определяет кругучаствующих в этом процессе органов на уровне местного самоуправ­ления и указывает их наиболее общие полномочия. Следовательно, федеральный законодатель исходит из того, что данная сфера должна регулироваться законами субъектов РФ и нормативными актами муни­ципальных образований.

Подготовка проекта местного бюджета начинается с того, что исполнительные органы государственной власти субъектов РФ в сроки, установленные их представительными органами власти (до начала следующего финансового года), направляют органам местного самоуправления данные для разработки местных бюджетов. В них включаются положения об особенностях составления расчетов к проектам бюд­жетов, а также социальные и финансовые нормативы, утвержденные представительным органом власти субъекта РФ.

В муниципальном образовании процесс подготовки проекта мест­ного бюджета обычно предполагает одновременную разработку планов и прогнозов территориального развития, целевых программ с учетом их информации, полученной от финансового органа субъекта РФ, состав­ляются предложения о доходах и расходах бюджета, а для такого сложно­го муниципального образования, как район, также учитывается инфор­мация о прогнозируемом консолидированном бюджете (он охватывает показатели как района, так и входящих в него поселений). Представительный орган муниципального образования при­нимает нормативный акт (обычно это положение), в котором определя­ется порядок разработки проекта местного бюджета, в том числе и ряд условий данного процесса, включая разработку основных направлений бюджетно-финансовой политики, прогнозов развития муниципального образования, отраслей его хозяйства, структурных частей территории, подготовку сводного финансового баланса как основы проекта бюджета, представление подразделениями местной администрации в ее финансо­вый орган бюджетных смет, программ и заявок на ассигнования из мест­ного бюджета. Одновременно в ходе подготовки составляются расчеты для обоснования размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов, получения дотаций из вышестоящих бюджетов и т. п.

Принятие (утверждение) местного бюджета выражается в ряде взаимосвязанных процедур. Составленный и согласованный с финансовыми органами субъекта РФ проект местного бюджета вносится главой местной администрации в представительный орган муниципального образования для рассмотрения и утверждения. Предварительно проект обсуждается обычно всеми постоянными комиссиями представитель­ного органа, хотя ведущей является постоянная комиссия финансово-бюджетного профиля. Далее проект местного бюджета детально рассматривается представительным органом муниципального образова­ния и утверждается его решением.

Закон 2003 г. предусмотрел (ч. 6 ст. 52), что проект местного бюдже­та, решение о его утверждении, годовой отчет об исполнении, ежеквар­тальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работни­ков муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию. Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования. В статье 28 Закона проект местного бюджета и отчет о его исполнении названы в числе тех доку­ментов, которые должны выноситься на публичные слушания.

Исполнением бюджета занимается местная администрация, руководствуясь правилами Бюджетного кодекса РФ и положением, принимае­мым представительным органом муниципального образования. Обычно главе местной администрации предоставляется право принимать реше­ния о внесении изменений по статьям расходов в пределах отпущенных ассигнований по каждому направлению расходования средств. Однако глава не может производить расходование средств сверх ассигнований, изменять утвержденные размеры годовых ассигнований и перечень фи­нансируемых объектов и программ без согласования с представительным органом. Руководитель финансового органа местной администрации может быть наделен правом по предложениям распорядителей кредитов производить передвижение годовых и квартальных расходов внутри от­расли, при этом расходы на заработную плату и капитальные вложения могут быть увеличены по одним параграфам при одновременном умень­шении расходов по другим параграфам раздела или главы.

Доходы, дополнительно полученные в ходе исполнения бюджета, суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в резуль­тате увеличения поступлений в бюджет или экономии в расходах, ис­пользуются в соответствии с решениями представительного органа му­ниципального образования.

Законодательство содержит определенные гарантии в связи с действиями органов государственной власти, отражающимися на финансовом положении местного самоуправления. Если в ходе исполнения бюджета органы Российской Федера­ции или ее субъектов принимают решение, приводящее к уменьшению доходов или увеличению расходов бюджета нижестоящего террито­риального уровня, то сумма роста расходов или уменьшения доходов должна полностью возмещаться за счет соответственно федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. В научной литературе ставится вопрос о введении и обратного механизма: если бюджет Российской Федера­ции или ее субъекта претерпел убытки из-за принятия неправомерного акта местного самоуправления, наряду с требованием о признании та­кого акта не действующим государственный орган вправе заявить в су­де и претензии по возмещению потерь соответствующему бюджету.

Непосредственно вопросами как формирования, так и исполнения местного бюджета, а также контроля за исполнением под руководством главы местной администрации занимается финансовый орган местной администрации. Федеральный закон 2003 г. предусмотрел (ч. 3 ст. 52), что полномочия местной администрации поселения по формирова­нию, исполнению и (или) контролю за исполнением бюджета посе­ления могут полностью или частично осуществляться на договорной основе местной администрацией муниципального района.

В настоящее время получила распространение практика, когда полномочия финансового органа местной администрации по договору возлагаются на подразделение Федерального казначейства РФ на терри­тории данного муниципального образования. Таким образом, муници­пальные задачи исполняются государственным органом. Федеральный закон 2003 г. В ст. 5 и 6, посвященных полномочиям органов государ­ственной власти Российской Федерации и субъектов РФ в отношении местного самоуправления, говорит, что осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государ­ственной власти Российской Федерации и ее субъектов в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления до­пускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ. Таким образом, соответствующая практика может получить дальнейшее развитие в местном самоуправлении на основе законодательства субъектов РФ.

Финансовый год завершается утверждением отчета об исполнении местного бюджета. Отчет составляется по всем основным показателям доходов и расходов с анализом динамики и результатов. Отчет подписывается главой муниципального образования (или главой местной адми­нистрации) и представляется на утверждение представительного органа местного самоуправления. Последний рассматривает отчет и принимает соответствующее решение: о его утверждении, неутверждении. Отчет может быть не утвержден, если:

- в процессе исполнения бюджета допущены существенные наруше­ния законодательства и решений представительного органа местного самоуправления;

- нарушен установленный порядок исполнения бюджета, не выпол­нены планы и программы социально-экономического развития муни­ципального образования.

В уставе муниципального образования может быть предусмотрена ответственность главы муниципального образования (или главы мест­ной администрации) в случае неутверждения отчета об исполнении бюджета.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.