КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Описание рабочих мест
Следующим этапом структуризации кадровой деятельности является описание рабочих мест. Понятие «рабочее место» состоит из трех элементов: · задачи, для решения которых создано рабочее место, и вытекающие из этих задач обязанности; · права и полномочия, обеспечивающие выполнение задач и обязанностей; · ответственность за ненадлежащее выполнение прав и обязанностей. При определении задач и обязанностей рабочего места на предприятии следует исходить из следующих 11 принципов: 1. Принцип соответствия – объем задач и обязанностей долен соответствовать физическим и интеллектуальным возможностям среднего работника. 2. Принцип надлежащей детальности – детализация задач и обязанностей должна соответствовать следующим пяти условиям: · четкое разграничение сфер деятельности отдельных работников (нет элементов дублирования и ничейных зон); · исключение ситуаций, когда большая часть времени отводится не работе, а отчету о ней; · обеспечение работнику возможностей самому планировать свою деятельность; · обеспечение возможности определения объема работы и его соответствия способностям работника; · обеспечение возможности оценки качества выполнения работ. 3. Принцип показателей – каждой задаче должен соответствовать показатель ее исполнения. 4. Принцип значимости порученных задач – все задачи, выполняемые исполнителем, должны быть ранжированы по их значимости. 5. Принцип равномерности описания задач – точность описания задач должна быть одинаковой, иначе работник будет в первую очередь выполнять более конкретные задания. 6. Принцип самовыраженности – обязанности работника должны соответствовать семи условиям: · максимально отвечать способностям и влечением исполнителя; · работа должна быть самостоятельна; · создавать условия для самоконтроля; · обеспечивать влияние исполнителя на выбор методов работы; · иметь комплексный и разнообразный характер; · быть понятным, нужным и полезным элементом более крупного и известного исполнителю дела. Игнорирование этого принципа приводит к обязательному перемещению энергии человека из области работы в другие сферы. 7. Принцип повышения квалификации – постоянное повышение квалификации должно быть прямой обязанностью работника. 8. Принцип органических функций (те задачи, которые легче выполнять на данном рабочем месте, а не на любом другом) – задачи и обязанности, не являющиеся органической функцией рабочего места, не должны выполняться данным исполнителем. Если все задачи и обязанности работника не соответствуют этому принципу, такое рабочее место подлежит сокращению. 9. Принцип производности – функции рабочего места должны быть производными от функций структурного подразделения, в которое оно входит, то есть «что» не делает какой-либо отдел, не должен делать и его работник. 10.Принцип автоматического замещения отсутствующих – обязанности работника по возможности должны иметь минимальный диапазон. 11.Принцип специализации – обязанности работника по возможности должны иметь минимальный диапазон. При определении прав, полномочий и ответственности работников следует руководствоваться тремя базовыми принципами: 1. Принцип самостоятельности действий – каждый работник должен иметь право самостоятельно подписывать документы и нести полную ответственность за свою подпись. 2. Принцип обеспеченности информацией и орудиями труда – работник должен иметь бесспорное право на свободный доступ к необходимой ему информации и на использование нужных орудий труда. 3. Принцип диапазона ответственности – сводится к выполнению трех условий: · работник отвечает только за свои действия; · работник заранее знает меру ответственности; · работнику известны условия, при которых он не несет ответственности.
6. Должностная инструкция: понятие, значение, структура На основе вышеизложенных принципов на предприятии целесообразно на каждое рабочее место составлять должностную инструкцию по нижеследующей форме, которая наиболее удобна для нужд управления персоналом и составления трудовых контрактов: 1. Название должности и ее место в штатном расписании. 2. Общая характеристика должности и краткое описание сопряженных с нею задач. 3. Перечень обязанностей, ранжированных по степени убывания их важности с указанием вида ответственности за их неисполнение. 4. Права работника. 5. Источники получения информации. 6. Перечень должностных лиц, непосредственно находящихся в подчинении данному работнику. На большинстве предприятий их руководители игнорируют работу, связанную с составлением должностных инструкций или выполняют ее формально. Это не позволяет получить положительные результаты из числа нижеперечисленных и в конечном счете снижает эффективность работы предприятия. Правильно составленные должностные инструкции: 1. Позволяют свети до минимума вмешательство руководителей в работу подчиненных. 2. Дают возможность строго зафиксировать обязанности и на этой основе устанавливать справедливую разницу в оплате труда. 3. Исключают возможность несправедливых наказаний и поощрений. 4. Снижают вероятность служебных конфликтов из-за распределения работы. 5. Обеспечивают рост квалификации персонала благодаря постоянству его обязанностей. 6. Стимулируют случаи перестраховки со стороны работников. 7. Исключают творческий подход к работе. 8. Облегчают подбор персонала, составление трудовых контрактов и штатных расписаний. 9. Улучшают планирование работы и облегчают задачи руководителя. 10. На их основе легче поддерживать трудовую дисциплину.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |