Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Описание рабочих мест

Следующим этапом структуризации кадровой деятельности является описание рабочих мест.

Понятие «рабочее место» состоит из трех элементов:

· задачи, для решения которых создано рабочее место, и вытекающие из этих задач обязанности;

· права и полномочия, обеспечивающие выполнение задач и обязанностей;

· ответственность за ненадлежащее выполнение прав и обязанностей.

При определении задач и обязанностей рабочего места на предприятии следует исходить из следующих 11 принципов:

1. Принцип соответствия – объем задач и обязанностей долен соответствовать физическим и интеллектуальным возможностям среднего работника.

2. Принцип надлежащей детальности – детализация задач и обязанностей должна соответствовать следующим пяти условиям:

· четкое разграничение сфер деятельности отдельных работников (нет элементов дублирования и ничейных зон);

· исключение ситуаций, когда большая часть времени отводится не работе, а отчету о ней;

· обеспечение работнику возможностей самому планировать свою деятельность;

· обеспечение возможности определения объема работы и его соответствия способностям работника;

· обеспечение возможности оценки качества выполнения работ.

3. Принцип показателей – каждой задаче должен соответствовать показатель ее исполнения.

4. Принцип значимости порученных задач – все задачи, выполняемые исполнителем, должны быть ранжированы по их значимости.

5. Принцип равномерности описания задач – точность описания задач должна быть одинаковой, иначе работник будет в первую очередь выполнять более конкретные задания.

6. Принцип самовыраженности – обязанности работника должны соответствовать семи условиям:

· максимально отвечать способностям и влечением исполнителя;

· работа должна быть самостоятельна;

· создавать условия для самоконтроля;

· обеспечивать влияние исполнителя на выбор методов работы;

· иметь комплексный и разнообразный характер;

· быть понятным, нужным и полезным элементом более крупного и известного исполнителю дела.

Игнорирование этого принципа приводит к обязательному перемещению энергии человека из области работы в другие сферы.

7. Принцип повышения квалификации – постоянное повышение квалификации должно быть прямой обязанностью работника.

8. Принцип органических функций (те задачи, которые легче выполнять на данном рабочем месте, а не на любом другом) – задачи и обязанности, не являющиеся органической функцией рабочего места, не должны выполняться данным исполнителем. Если все задачи и обязанности работника не соответствуют этому принципу, такое рабочее место подлежит сокращению.

9. Принцип производности – функции рабочего места должны быть производными от функций структурного подразделения, в которое оно входит, то есть «что» не делает какой-либо отдел, не должен делать и его работник.

10.Принцип автоматического замещения отсутствующих – обязанности работника по возможности должны иметь минимальный диапазон.

11.Принцип специализации – обязанности работника по возможности должны иметь минимальный диапазон.

При определении прав, полномочий и ответственности работников следует руководствоваться тремя базовыми принципами:

1. Принцип самостоятельности действий – каждый работник должен иметь право самостоятельно подписывать документы и нести полную ответственность за свою подпись.

2. Принцип обеспеченности информацией и орудиями труда – работник должен иметь бесспорное право на свободный доступ к необходимой ему информации и на использование нужных орудий труда.

3. Принцип диапазона ответственности – сводится к выполнению трех условий:

· работник отвечает только за свои действия;

· работник заранее знает меру ответственности;

· работнику известны условия, при которых он не несет ответственности.

 

6. Должностная инструкция: понятие, значение, структура

На основе вышеизложенных принципов на предприятии целесообразно на каждое рабочее место составлять должностную инструкцию по нижеследующей форме, которая наиболее удобна для нужд управления персоналом и составления трудовых контрактов:

1. Название должности и ее место в штатном расписании.

2. Общая характеристика должности и краткое описание сопряженных с нею задач.

3. Перечень обязанностей, ранжированных по степени убывания их важности с указанием вида ответственности за их неисполнение.

4. Права работника.

5. Источники получения информации.

6. Перечень должностных лиц, непосредственно находящихся в подчинении данному работнику.

На большинстве предприятий их руководители игнорируют работу, связанную с составлением должностных инструкций или выполняют ее формально. Это не позволяет получить положительные результаты из числа нижеперечисленных и в конечном счете снижает эффективность работы предприятия.

Правильно составленные должностные инструкции:

1. Позволяют свети до минимума вмешательство руководителей в работу подчиненных.

2. Дают возможность строго зафиксировать обязанности и на этой основе устанавливать справедливую разницу в оплате труда.

3. Исключают возможность несправедливых наказаний и поощрений.

4. Снижают вероятность служебных конфликтов из-за распределения работы.

5. Обеспечивают рост квалификации персонала благодаря постоянству его обязанностей.

6. Стимулируют случаи перестраховки со стороны работников.

7. Исключают творческий подход к работе.

8. Облегчают подбор персонала, составление трудовых контрактов и штатных расписаний.

9. Улучшают планирование работы и облегчают задачи руководителя.

10. На их основе легче поддерживать трудовую дисциплину.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Неформальные организационные структуры | Тема 11. Собственность и менеджмент
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.