Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Олигополистическое ценообразование

Моделирование олигополистического рынка

Олигополистическая взаимосвязь и координация в нефтегазовых отраслях

Олигополия - один из наиболее интересных и наименее предсказуемых видов монополистической конкуренции на рынке промышленной продукции. Особенности олигополистического рынка проявляются в том случае, когда на рынке присутствует небольшое число фирм-участников отрасли. Олигополия на рынке может существовать как со стороны производителей (продавцов), так и со стороны покупателей. В то же время подход к изучению олигополии, с точки зрения промышленной фирмы- производителя, наиболее продуктивен и дает исчерпывающее описание данного типа рынка.

Для олигополии характерны небольшое число фирм-конкурентов и, вследствие этого, их всеобщая взаимосвязь. Фирма-олигополист находится в активном рыночном окружении. Таким образом, олигополистическая отрасль существует только тогда, когда число фирм в ней настолько мало, что каждая при формировании целей своей деятельности, определении сбытовой и ценовой политики должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.

То, что олигополия включает многообразие особых рыночных ситуаций, существенно мешает выработке обобщенной модели установления равновесия на рынке и определения рыночной цены. Четко проявляются две взаимосвязанные черты олигополистического ценового поведения. С одной стороны, олигополистические цены имеют тенденцию быть негибкими, а с другой - при изменении олигополистических цен существует большая вероятность того, что фирмы будут изменять свои цены согласованно.

Олигополистическое рыночное поведение предприятий является предметом исследования уже довольно длительное время. В основе современных концепций олигополистического взаимодействия лежит классическая теория дуополии (когда на рынке присутствуют только две фирмы), которая впервые была описана в середине XIX века французским ученым Антуаном Курно при изучении взаимодействия объема производства, цены и прибыли на рынке двух фирм.

Изложенные теории дуополистического и олигополистического равновесия на рынке промышленной продукции легли в основу современных, используемых при принятии производственно-хозяйственных решений, концепций олигополистического взаимодействия:

модель ломаной кривой спроса;

сговор в отрасли;

лидерство в ценах;

ценообразование по принципу «издержки плюс».

Ситуация в олигополистической отрасли и ее особенности предполагают и поощряют сотрудничество (сговор) между предприятиями-участниками. Сговор может принять явные (концерн, синдикат, трест, картель и пр.) и тайные формы. Явный сговор имеет место, когда фирмы достигают непосредственного соглашения о разделе рынков (определение объема сбыта и соответственно производства) и установлении взаимовыгодных цен, т. е. происходит формализация ограничения конкуренции в условиях олигополии. При всей выгодности такой формы рыночного взаимодействия (максимизация прибыли участников сговора), в большинстве случаев прибыль ограничена законодательно. Тайный сговор выражается в «молчаливом» (не закрепленном документально) соглашении о фиксировании цен, разделении или распределении рынков. Основу сговора составляет наблюдение фирм за действиями друг друга и принятие собственных решений с учетом действий конкурентов. Обычно тайный сговор предшествует явному либо заменяет его при наличии легальных ограничений.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Цена как инструмент организации рынка газа | Ценовые формы рыночной власти отрасли
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.