Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критерии и показатели эффективности деятельности педагогического коллектива




Прежде чем обсуждать пути повышения эффективности дея­тельности педагогического коллектива, необходимо определить, по каким критериям и признакам должна оцениваться успеш­ность деятельности такого коллектива. Пятью основными крите­риями, соответствие которым следует считать обязательным для педагогического коллектива, являются следующие:

1. обученность учащихся;

2. их воспитанность;

3. способность педагогического кол­лектива оперативно решать возникающие задачи;

4. профессио­нальная квалификация педагогов;

5. личностное самосовершенствование педагогов.

Степень соответствия коллектива каждому из назван­ных критериев может оцениваться по следующим показателям:

— по объему и глубине знаний изучаемых в школе предме­тов, по уровню общего интеллектуального развития, по специ­альным способностям {обученность учащихся);

— по уровню моральной зрелости детей, по сформированности основных социально полезных качеств {воспитанность учащихся);

— по умению коллектива вовремя мобилизовать свои ресур­сы, слаженно действовать, находить лучшие решения проблем при минимальных затратах времени и усилий {способность к оперативному решению задач);

по расширению и углублению специальных знаний, со­вершенствованию педагогических умений и навыков {професси­ональный рост педагогов);

по степени самоактуализации педагога, стилю его обще­ния с окружающими людьми, характерологическим и другим личностным качествам, по кругозору, общей образованности и культуре (личностное самосовершенствование).

С учетом множества критериев и признаков эффективности деятельности педагогического коллектива можно наметить раз­личные пути и средства воздействия на него. Объем и глубина предметных знаний учащихся определяются не только эруди­рованностью и учительским мастерством педагога, но и тем, насколько согласованно действуют в отношении их все члены педагогического коллектива, особенно те из них, кто преподает предметы, имеющие общие вопросы и проблемы (например, математику и физику, биологию и химию, историю и общество­ведение). Такое взаимодействие особенно важно в деле повы­шения общего интеллектуального уровня учащихся.

Согласованность действий членов педагогического коллек­тива еще более важна в вопросах, касающихся воспитания де­тей. Обучить ребенка чему-либо может и один педагог, но вос­питать его как личность в состоянии лишь несколько разных личностей, от каждой из которых ребенок перенимает индиви­дуальные положительные свойства.

Под согласованностью действий в данном случае имеется в виду не традиционно понимаемое «коллективистическое един­ство требований», а различие и взаимодополняемость педагоги­ческих требований. Согласованность подобного типа предполага­ет, что каждый педагог, индивидуально занимаясь воспитанием ребенка, хорошо знает, что от данного ребенка требуют его кол­леги, и в своей собственной работе старается это учитывать.

Способность педагогического коллектива эффективно решать возникающие перед ним задачи зависит от его структуры, орга­низации, от сложившихся в нем отношений. На успешность деятельности коллектива можно воздействовать через его вели­чину, композицию, каналы коммуникаций, распределение обя­занностей, личные и деловые взаимоотношения.

Увеличивать или уменьшать количество членов в педагогиче­ском коллективе на произвольной основе нельзя. На практике, однако, число учителей и воспитателей определяется количест­вом учащихся и задачами учебно-воспитательного процесса. В средней городской школе величина педагогического коллекти­ва обычно выходит за рамки оптимальной управляемости (5— 7 человек), поэтому для успешной работы такой коллектив необ­ходимо разделять на более мелкие, а каждом из которых должно быть не более 7 человек (оптимум 3—5). Члены педагогического коллектива, объединяемые в такие группы на временной или по­стоянной основе, должны получать свои, специфические задачи. Большой педагогический коллектив в целом и подобного ро­да микроколлективы будут работать успешно только тогда, ког­да обращается особое внимание на их состав и организацию работы. Если в коллектив объединить людей, примерно одина­ковых по возрасту, опыту и взглядам, то они создадут слажен­ный рабочий орган, который будет иметь хорошую психологи­ческую атмосферу и успешно справляться с деятельностью, тре­бующей времени и длительного напряжения сил. При возник­новении неординарных задач, особенно интеллектуального пла­на, требующих разносторонней эрудированности и различных подходов к решению, такой коллектив может оказаться недо­статочно эффективным. В этом случае лучше создавать микро­коллективы с разнородной композицией, обучив людей взаи­модействию друг с другом в совместной работе. С помощью специальной психологической подготовки членов коллектива, направленной на то, чтобы научить их установлению друг с дру­гом хороших отношений и взаимопонимания, можно сделать так, чтобы в психологически разнородном коллективе были сня­ты проблемы межличностных отношений, и это существенно повысит эффективность его деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.