Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологические механизмы воспитательного воздействия

Воспитание – формирование общественно-ценностных потребностей и социально приемлемых способов их удовлетворения. На основе потребностей формируются новые мотивационные отношения, которые осуществляются посредством двух механизмов:

1. Механизм обусловливания (в основе - создание условных связей). Развитие новых мотивационных отношений происходит в реально-воспринимаемой индивидом ситуации. Ранее индеферентный раздражитель приобретает новое мотивационное значение. Обязательно имеется реальное подкрепление, которое имеет реальные эмоции.

2. Механизм опосредования. В отличие от обусловливания, процессы опосредования происходят на основе представляемых событий. Вместо реального подкрепления воспитатель использует аргументы, описывает возможные последствия.

Аргумент: воспитатель описывает положительные или негативные последствия, если ребенок поступит так или иначе. Обе эти части связываются причинно-следственными связями, которые бывают объективно существующими и искусственно сделанными. Новые мотивационные отношения формируются при механизме опосредования с помощью уже имеющихся мотивов. Механизм обусловливания более эффективен, т.к. возникают реальные ощущения и эмоции, а при механизме опосредования таких ощущений и эмоций не возникает, а касается отдаленного будущего, связь часто искусственно создана.

Механизмы психологического воздействия как сред­ства, способствующее формированию и измене­нию социальных установок

В психологии под воспитанием следует пони­мать формирование и изменение социальных ус­тановок ребенка, вступающего в межличностные отношения. Социальная установка состоит из трех ведущих компонентов: знания, эмоции и действия. Как отмечает Р.С.Немов, педагогичес­кое воздействие на социальную установку ребен­ка включает четыре стадии:

- привлечение внима­ния ребенка к тому или иному вопросу,

- возбужде­ние его интереса,

- предъявление новой информации,

- убеждение в необходимости действовать для достижения цели.

Речевое воздействие имеет цель изменить уста­новки или сформировать новые. Для того, чтобы произвести сдвиг в системе ценностей, необходимо слушателю ввести новую информацию в систему его взглядов, изменить структурные отношения в системе установок, произвести сдвиг мотивов. Эф­фект воздействия на человека зависит от того, ка­кие механизмы воздействия использовались: убеж­дение, внушение или заражение.

Самый древний механизм воздействия - зара­жение, оно чаще всего направлено на передачу определенного эмоционально-психического наст­роя от одного человека к другому. Он основан на апелляции к эмоционально-бессознательной сферечеловека, например, заражение паникой, разд­ражением, смехом и т.п. Эффект зависит от степе­ни интенсивности эмоционального состояния воздействующего человека и количества слушателей. Чем выше эмоциональный настрой выступа­ющего, тем сильнее эффект. Число людей должно быть достаточно большим, чтобы возникало чувство единства с толпой под влиянием эмоцио­нального транса оратора.

Внушение также основано на апелляции к бес­сознательному, к эмоциям человека, но уже вер­бальными, словесными средствами, причем вос­питатель не должен быть в эмоциональном тран­се, а должен быть в рассудочном состоянии, уве­ренный и авторитетный. Внушение основано, главным образом, на авторитетности источника информации, если внушающий не авторитетен, то внушение обречено на провал. Внушение носит вербальный характер, т.е. внушать можно только посредством слова, но это вербальное сообщение имеет сокращенный характер и усиливается экспрессивным моментом. Велика здесь роль ин­тонации голоса. Внушаемость - степень податли­вости внушению, способность к некритическому восприятию поступающей информации. Внушае­мость выше у лиц со слабой нервной системой, а также у лиц с резкими колебаниями внимания.

Люди с мало сбалансированными установками сильнее внушаемы (дети внушаемы), люди с преоб­ладанием первой сигнальной системы более вну­шаемы. Выделяют три основные формы внушения:

1) гипнотическое внушение (в состоянии гипноза);

2) внушение в состоянии релаксации - мышеч­ной и психической расслабленности; 3) внушение при активном состоянии бодрство­вания человека.

Убеждение апеллирует к логике, разуму чело­века, предполагает достаточно высокий уровень развития логического мышления. На людей, кото­рые малоразвиты, порой невозможно логически воздействовать. Содержание и форма убеждения должны соответствовать уровню развития лич­ности, его мышления. Требования к источнику и содержанию убеждающего воздействия;

1) убеж­дающая речь должна строиться с учетом индиви­дуальных особенностей слушателей;

2) она долж­на быть последовательной, логичной, максималь­но доказательной, должна содержать как обобща­ющие положения, так и конкретные примеры;

3) необходимо анализировать факты, известные слу­шателям;

4) убеждающий и сам должен быть глу­боко убежден в том, что доказывает. Малейшая не­точность, логическое несоответствие могут резко снизить эффект убеждения.

Процесс убеждения начинается с восприятия и оценки источника ин­формации:

1) слушатель сравнивает получаемую информацию с имеющейся у него информацией и в результате создается представление о том, как оратор преподносит информацию, откуда он ее черпает, - если человеку кажется, что оратор не правдив, скрывает факты, допускает ошибки, то доверие к нему резко падает;

2) создается общее представление об авторитетности убеждающего, но, если оратор допускает логические ошибки, ни­какой официальный статус и авторитет ему не по­могут;

3) сравниваются установки оратора и слу­шателя: если расстояние между ними очень вели­ко, то убеждение может быть неэффективным. В этом случае наилучшей стратегией убеждения яв­ляется: вначале убеждающий сообщает об элемен­тах сходства со взглядами убеждаемых, в результате устанавливается лучшее понимание и созда­ется предпосылка для убеждения. Может быть применена и другая стратегия, когда вначале сооб­щают о большом различии между установками, но тогда убеждающий должен уверенно и доказатель­но разгромить чуждые взгляды (что нелегко -вспомните о наличии уровней селекции, отбора ин­формации). Таким образом, убеждение - метод воздействия, основанный на логических приемах, к которым примешиваются социально-психологи­ческие давления разного рода (влияние автори­тетности источника информации, групповое влия­ние). Убеждение более эффективно, когда убежда­ется группа, а не индивид. Убеждение основано на логических приемах доказательств, с помощью ко­торых истинность какой-либо мысли обосновыва­ется через посредство других мыслей. Всякое до­казательство состоит из трех частей: тезис, доводы и демонстрации.

Тезис - это мысль, истинность которой требуется доказать, тезис должен быть ясно, точно, недвусмысленно определен и обосно­ван фактами. Довод - это мысль, истинность ко­торой уже доказана, и поэтому она может быть приведена для обоснования истинности или лож­ности тезиса. Демонстрация - это логическое рас­суждение, совокупность логических правил, ис­пользуемых в доказательстве. По способу ведения доказательства бывают прямые и косвенные, ин­дуктивные и дедуктивные.

Психологическое воздействие, которое оказы­вают педагоги на воспитуемых и обратно, предпола­гает, что происходит изменение механизмов регу­ляции и деятельности человека.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Взаимосвязь обучения и воспитания | Условия эффективности педагогических требований
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.