КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стили родительского воспитания
Семейное воспитание понимается как управляемая система взаимоотношений родителей с детьми. Взаимоотношения родителей с детьми всегда имеют воспитательный характер. Изучение воспитательных, педагогических отношений, возникающих между родителями и детьми, имеет особое значений для предупреждения отклонений в нравственном развитии школьников. В современной практике семейного воспитания выделяются три стиля отношений: авторитарное, демократическое и попустительское отношение родителей к своим детям. 1. Авторитарный стиль характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, понукания, принуждение – главные средства этого стиля. Психологи утверждают, что он ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность. В авторитарном типе отношений родителей к ребенку А.С.Макаренко выделял две разновидности, которые он называл авторитетом подавления и авторитетом расстояния и чванства. «Авторитет подавления» он считал самым страшным и диким видом авторитета. Жестокость и террор - вот основные черты такого отношения родителей (чаще отца) к детям. Этот способ воспитания неизбежно приводит к воспитанию детей безвольных, трусливых, ленивых, забитых, озлобленных, мстительных и нередко самодурствующих. «Авторитет расстояния и чванства» проявляется в том, что родители либо «в целях воспитания», либо по сложившимся обстоятельствам стараются быть подальше от детей – «чтобы они лучше слушались». Контакты с детьми чрезвычайно редкие, воспитанием детей занимаются бабушки и дедушки. Родители не хотят уронить свой родительский престиж, а получают обратное. Начинается отчуждение ребенка, а вместе с ним приходят непослушание и трудновоспитуемость. 2. Либеральный стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником его является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными, эгоистами, лицемерными, расчетливыми, умеющими «подыгрывать» людям. Высказывания детей это подтверждают: «Думаю, что мой отец редко…приезжает и занимается мной. …редко ведет со мной беседы о взрослой жизни. … редко думал о своем ребенке. … редко бывает дома. …я вообще его не вижу». 3. Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Высказывания детей: «Если бы я был (была) моими родителями, я … бы хоть чуточку выделяла время и гуляла с детьми». «… никогда бы не бил детей». «…думала за кого замуж выхожу, чтобы не развестись и сохранить семью». «…я бы строго относился к своему ребенку». «…я бы смотрел за своим ребенком». «… я была бы как моя мама.» Когда я стану взрослым(ой) …буду больше уделять внимания семье». «…буду делать все, чтоб моя семья ни в чем не нуждалась». «…сделаю все, чтобы мои дети были со мной». «Моя мама… самая лучшая.» «…самый заботливый человек на свете.» «… была наверное доброй и ласковой». «Думаю, что мой отец …самый лучший». «Мой идеал мужчины и женщины … мама и папа». Лекция 16 ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ (продолжение) Тема: ЗАВИСИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РЕБЕНКА ОТ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СТРУКТУРЫ СЕМЬИ План:
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |