КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Влияние межличностных отношений в семье на воспитание детей в семье
Семейные предпосылки развития неврозов у детей. Влияние структуры семьи на воспитание детей. Влияние межличностных отношений на воспитание детей в семье Когда я стану взрослой, то сделаю своих детей счастливыми. Макаренко Катя, ученица 9 класса Мы становимся родителями в момент рождения первенца и постигаем основы воспитания ребенка с его взрослением, часто совершаем ошибки из-за незнания особенностей психологического развития данного возраста. Некоторые родители строят процесс воспитания по образу и подобию своих родителей; другие пытаются найти свой способ, знакомясь с опытом известных семей, например Никитиных; некоторые отдают процесс воспитания ребенка в руки дедушек и бабушек либо перепоручают это дело государственным учреждениям. В педагогической психологии в отличие от педагогики к средствам воспитания можно отнести семью, коллектив, общение и межличностные отношения, т.е. то, с помощью чего осуществляется воздействие человека на человека. Как всякое средство, оно имеет свою форму и содержание. Такой формой выступает семья и коллектив, а содержательной стороной этой формы является общение и те межличностные отношения, которые складываются между родителями и ребенком, коллективом и личностью. Семья - особого рода коллектив, выступающий в воспитании как форма и средство долговременного психологического воздействия на личность ребенка. Семья формирует базовые личностные качества: доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревогу, сердечность и теплоту в общении, а может и наоборот воспитывать отчужденность и холодность, злость и агрессивность. Все зависит от социально-психологического типа родителей. Если у тревожного типа матерей часто вырастают тревожные дети, то у доминирующего типа родителей, подавляющих или восхваляющих своих детей, могут сформироваться комплексы неполноценности. Родители, как правило, в 98% случаев воспитывают себе подобных детей. Мать, которая, за все, что у нее не получается, винит себя, а за все, что ей удается, благодарит судьбу и жизненные обстоятельства, с высокой долей вероятности может рассчитывать на образование такой же психологической установки у детей. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает необходимость максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи в процессе воспитания ребенка. Для этого следует выделить внутрисемейные социально-психологические факторы, определяющие воздействие. Частыми причинами негативного воспитания являются ü систематические нарушения супругами этики внутрисемейных отношений, ü отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, как друг о друге, так и о ребенке, уважения, психологической поддержки и защиты. Нередко причиной антивоспитательных действий является неоднозначность понимания супругами семейных ролей мужа, жены, хозяина, хозяйки, главы семьи, завышенные требования, предъявляемые супругами друг к другу. Но самыми, пожалуй, существенными факторами, отрицательно сказывающимися на воспитании детей, являются несовместимость нравственных позиций супругов, рассогласование их точек зрения на честь, мораль, совесть, долг, о6язанности перед семьей, меру ответственности за состояние дел в семье. Успешность воспитания детей в семье зависит от устойчивости брачных отношений. Поэтому существуют определенные закономерности семейной устойчивости в зависимости от типа характера, которым располагают родители. Так, наши исследования показали, что совершенно невозможен брак между супругами доминирующего и тревожнoго типов характеров. Несколько устойчивее брак возможен между супругами конформного типа характера и инфантильного, и устойчивые браки достигаются между сензитивным, интровертивным и гармоничным типами характеров. На некоторые особенности воспитания указывает Р.С.Немов, отмечая, что в психологически разных условиях оказываются и несколько по-разному должны воспитываться дети» родившиеся первыми и следующими в семье. Установлено, например, что со своим первенцем родители обращаются иначе, чем, с детьми, которые рождаются позднее. Имеются данные, которые показывают, что после рождения первого ребенка может произойти заметное снижение удовлетворенности супружеством, как отцов, так и матерей. Супружеский дискомфорт, в свою очередь, ведет к ухудшению взаимоотношений между родителями и ребенком, к возможному замедлению его когнитивного, личностного и социально-психологического развития. Снижение супружеской удовлетворенности объясняется взаимодействием следующих пяти факторов: 1. Индивидуальных характеристик каждого члена семьи, в частности, представлений каждого из них о самом себе. 2. Отношений между мужем и женой, в особенности тех, которые возникают в системе распределения между ними домашней работы.. 3. Взаимоотношений между каждым родителем и ребенком. 4. Связей, существующих между новой семьей и двумя исходными: родителями и родственниками мужа и жены. 5. Материальных и профессиональных обстоятельств жизни семьи. Супружеская удовлетворенность или неудовлетворенность могут быть обусловлены любым из этих факторов в отдельности или любым их сочетанием. Снижение супружеской удовлетворенности начинается с момента беременности жены до достижения ребенком 18 месячного возраста. В то же время бездетные пары сохраняют стабильный уровень удовлетворенности в течение всего этого периода. Восприятие себя в роли любимой снижается у женщин, например, значительно быстрее, чем у мужчин. Реакция же мужчин на переход в качество родителя наступает гораздо позднее. Структура семьи. С появлением второго ребенка старший ребенок вынужден вновь завоевывать родительское внимание, которое в большей: степени обычно обращено на младших детей. Самое же главное - старший ребенок, постепенно выполняет роли родителей, замещая их по силе психологического воздействия. Братья и сестры по-разному влияют на воспитание мальчиков и девочек Мальчики, у которых есть старшие братья, проявляют, больше чисто мужских черт и интересов, чем девочки, имеющие старших сестер, обнаруживают у себя женские интересы и черты. Девочки, у которых есть старшие братья, нередко оказываются более честолюбивыми и агрессивными, чем те, у кого таких братьев нет. Они также обладают многими мужскими чертами характера, имеют более развитые интеллектуальные способности, чем девочки, которых воспитывали только старшие сестры. Специфические условия для воспитания складываются в так называемой неполной семье, где отсутствует один из родителей. Мальчики гораздо острее, чем девочки, воспринимают отсутствие в семье отца; без отцов они часто бывают задиристыми и беспокойными. Особенно заметно ощущается разница в поведении мальчиков в семьях без отцов в первые годы жизни. Двухлетние дети, живущие в таких семьях, нередко менее самостоятельны, и больше проявляют тревожность и агрессивность чем дети, у которых были отцы. Поведение девочек, в таких семьях, мало чем отличается от введения девочек, воспитанных в полных семьях. Последствия развода, обычно сильнее сказываются на мальчиках, чем на девочках. После развода родителей мальчики нередко становятся неуправляемыми, теряют самоконтроль, проявляя одновременно завышенную тревожность. Эти характерные черты поведения особенно заметны в течение первых месяцев жизни после развода, а к двум годам после него сглаживаются. Такая же закономерность, но с менее выраженными отрицательными симптомами наблюдается в поведении девочек после развода родителей.. Распад семьи отрицательно влияет на отношения между родителями и детьми, особенно между матерями и сыновьями. В связи с тем, что родители сами испытывают нарушения душевного равновесия, им обычно недостает сил, чтобы помочь детям справиться с возникшими проблемами как раз в тот момент жизни, когда те особенно нуждаются в их любви и поддержке. Имеются данные, которые показывают, что после рождения первого ребенка может произойти заметное снижение удовлетворенности супружеством как у мужей, так и матерей. Супружеский дискомфорт, в свою очередь, ведет к ухудшению взаимоотношений между родителями и ребенком, к возможному замедлению его когнитивного, личностного и социально-психологического развития. Снижение супружеской удовлетворенности объясняется присутствием следующих пяти факторов: Индивидуальных характеристик каждого члена семьи, властности, представлений каждого из них о самом себе. Отношений между мужем и женой, в особенности тех, которые возникают в системе распределении обязанностей. Семейные предпосылки развития неврозов у детей Патогенетически обоснованное определение невроза принадлежит В.Н. Мясищеву. Еще в 1934 году В.Н. Мясищев отмечал, что невроз представляет болезнь личности, в первую очередь болезнь развития личности. Под болезнью личности он понимал ту категорию нервно-психических расстройств, которая вызывается тем, как личность перерабатывает или переживает свою действительность, свое место и свою судьбу в этой действительности. Он уточнил, что невроз - это психогенное заболевание, в основе которого лежит неудачно, нерационально и непродуктивно разрешаемое личностью противоречие между ней и значимыми для нее сторонами действительности, вызывающие болезненно-тягостные переживания: неудач в жизненной борьбе, неудовлетворения потребностей, не достигнутой цели, невосполнимой потери. Неумение найти рациональный и продуктивный выход из переживаний влечет за собой психическую и физическую дезорганизацию личности. В последние десять лет врачи активно разрабатываю проблему неврозов у детей и подростков: Захаров А.И.. «Неврозы у детей и подростков: Анализ. этиология и патогенез», 1988; Карвасарский Б.Д.. «Неврозы», 1990; Лебедев С.В., Козловская Г.В. «Совершенствование форм профилактики неврозов у детей // Всесоюзная конференция по организации психиатрической и неврологической помощи детям», 1980. В настоящее время общепризнанной является точка зрения на неврозы как психогенные заболевания личности В.Д. Карвасарского и А.И. Захарова. Выделяя патогенную роль хронической психотравмирующеи ситуации, отечественные авторы связывают ее в большинстве случаев с наличием конфликтов, неправильным воспитанием в семье и потерей близких (А.И. Захаров, Г.В. Козловская, Л.Ф. Кремневая С.В., Лебедев и др.). Разрабатывая проблему неврозов у детей и подростков, А.И. Захаров выделил следующие факторы: 1) социально-экономические, 2) социально-психологические, 3) социально-культурные. Теоретическую основу общей нервности у детей и подростков составляют классические взгляды ведущих ученых (А.И. Захаров, Е.В. Каган, Г.В. Козловская, Л.Ф. Кремнева, С.В. Лебедев, Л.В. Соколов и др.). Установленные ими закономерности возникновения и проявления нервности позволяют не только объяснить их причину, но и предупредить нарушение поведения возбудимого круга - повышенная возбудимость, неуправляемость, расторможенность вместе с агрессивностью, конфликтность. Общепризнанными стимулами, оказывающими влияние на возникновение нервности, являются факты, влияющие на мозг, в том числе при беременности, непосредственно при родах и в первые годы жизни. Разнообразные формы анализа данной проблемы и рассмотрение ее с точки зрения акушерства проводились в 1987-1997 годах на кафедре акушерства и гинекологии Смоленской государственной медицинской академии под руководством А.Н. Иваняна и С.Б. Крюковского. Была разработана «Программа охраны здоровья населения». Было доказано, что остаточная мозговая органическая недостаточность у детей - результат антенатальной патологии. Антенатальная патология - выраженная патология второй половины беременности, воздействие алкоголя, наркотиков, никотина в течение всей беременности, вирусные инфекции, резус-несовместимость при наличии антител и т.д. В последние годы увеличилось число детей, причина нервности которых - отдаленный результат патологического воздействия, главным образом, недостатком кислорода на мозг при рождении. Это -преждевременные роды, переношенная беременность, внутриутробная гипоксия плода, асфиксия во время рождения, механические повреждения головки плода в родах. В первые два года жизни воспалительные заболевание, такие как сепсис, грипп, эпидемический паратит и т.д. Механические повреждения - ушибы или сотрясения мозга. Анализируя проблему невротических расстройств у детей, мы приходим к выводу о том, что выявление детей с ослабленной психикой –представляется актуальной задачей возрастной и педагогической психологии. Необходимо уметь разбираться в различных негативных проявлениях ребенка, знать, какое из них может свидетельствовать о начале или проявлении нервно-психического расстройства. Среди психотравм детского возраста основными являются смерть и болезнь близких, испуг, конфликты между родителями, их развод или стремление родителей переделать характер ребенка. К функциональным заболеваниям нервной системы ведут не любые конфликты и неприятности, а лишь те, которые глубоко затрагивают интересы человека, вызывают у него сильное чувство неудовлетворенности, обиды, эмоциональный стресс. Причину переживаний, нервного срыва не всегда легко понять, ребенок иногда с трудом ее формулирует или даже осознает. Это особенно касается так называемых внутренних фрустрационных конфликтов с самим собой. К примеру, остро переживаются противоречивые чувства к одному и тому же человеку (любовь и ненависть к бросившему семью отцу), несоответствие между желаниями и возможностями, способностями человека (мечтал стать великим актером, но не хватает таланта, способностей; или несостоятельность честолюбивого, но неопытного руководителя, ученого). Причины неврозов кроются в самых разнообразных психотравмирующих ситуациях, в остром или хроническом эмоциональном стрессе. Неврозы делят на три основных вида: неврастению, истерию и невроз навязчивых состояний. Каждый из них возникает у людей с определенным типом высшей нервной деятельности, при конкретных ошибках в их воспитании и типичных неблагоприятных жизненных ситуациях. Неврастения (в переводе с латинского - "нервная слабость") - самая частая расплата за неумение преодолевать барьеры общения, и она сама создает новые трудности в межличностных отношениях. Больных неврастенией беспокоит раздражительность по самым незначительным поводам. Им трудно сосредоточивать свое внимание, они быстро утомляются, у них появляется бессонница, расстраивается половая функция, снижается острота сексуальных ощущений. Определенные особенности доминирующего социально-психологического типа характера способствуют появлению неврастении: переоценка собственных возможностей, завышенные требования к себе и другим, излишнее честолюбие, стремление к лидерству, чрезмерная чувствительность к критике и служебным неудачам, внутренний фрустрационный конфликт между высокой самооценкой, уровнем притязаний и недостаточным запасом физических, умственных, эмоциональных возможностей для достижения поставленных целей. Истерия - наблюдается чаще у женщин. Они подчас представляют себя тяжелобольными, несчастными, "непонятыми натурами" и глубоко вживаются в созданный ими образ. Иногда достаточно случайной неприятности, мелкой семейной ссоры, незначительного служебного конфликта, чтобы больной начал горько рыдать, проклинать все и всех, угрожать покончить с собой. Истерическая реакция начинается обычно тогда, когда больному необходимо добиться чего-либо от окружающих или наоборот, избавиться от их якобы несправедливых иди попросту нежелательных требований. Эти реакции могут проявляться безудержными слезами, обмороками, жалобами на головокружение и тошноту, рвотой, судорожными сведениями пальцев рук, а в целом, - симптомами почти любой болезни, известной данному человеку, может возникнуть мнимый паралич, глухота, исчезнет голос. Но при всем этом истерический приступ нельзя считать симуляцией, он чаще всего возникает помимо желания человека и заставляет сильно физически морально страдать его самого. Избалованность, капризность, чрезмерно высокое самомнение и завышенные притязания, неприятие даже слабой критике в свой адрес - такие особенности характера человека провоцируют развитие истерии. Внутренний фрустрационный конфликт между завышенной самооценкой, самомнением и низкой оценкой данного человека со стороны окружающих обусловливает возникновение истерии. Такая симптоматика часто встречается у инфантильного социально-психологического типа. Невроз навязчивых состояний (психастения) - проявляется в виде стойких тревожных мыслей, страхов, например, "заразиться болезнью", потерять близкого человека, покраснеть при беседе, остаться одному в помещении и т.п. при этом индивид хорошо понимает нелогичность своих опасений, но не может от них избавиться. Чтобы хоть как-то снизить уровень тревожности, добиться облегчения, он часто прибегает к "защитным ритуалам", например, стучит по дереву, по 30-40 раз в день тщательно моет руки и т.п. Тревожно мнительный характер, нерешительность при необходимости сделать выбор даже в мелочах ("купить - не купить", "ждать автобус - или идти пешком") - эти свойства способствуют появлению подобного невроза. Внутренние фрустрационные конфликты и противоречия "хочу, но нельзя", "не хочу, но надо" и т.п., обусловливают возникновение психастении, часто встречающейся у тревожного социально - психологического типа личности. Излишняя обидчивость, вспыльчивость больных неврозом то и дело провоцирует конфликты. Так, страдающие неврозом мать или отец не в силах сдержать раздражения из-за малейшего непослушания ребенка, начинают кричать на него, а то и с ожесточением отшлепают, хотя уже через 15-20 минут раскаиваются в этом. А малыш рыдает, считает себя незаслуженно наказанным, постепенно озлобляется или становится "запуганным", плаксивым и в итоге по вине родителей тоже заболевает неврозом. Таким образом, возникает парадокс: больной неврозом сам постоянно невольно порождает ситуации, более сложные, чем те, с которыми сталкивается здоровый человек. В детском возрасте - это затяжные конфликты с родителями, одноклассниками, учителями, в зрелые годы - с коллегами, начальством, супругом, соседями. Лекция 17 ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ (продолжение) Тема: КОРРЕКЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ВОСПИТАНИЯ.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 733; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |