Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 5. Социально-психологический портрет молодого сотрудника (курсанта вуза) ОВД




Социально-психологический портрет молодого сотрудника (курсанта вуза) ОВД

Исследования и практика деятельности вузов МВД России выявили, что к основным причинам, формирующим решение молодого человека поступить в вуз МВД, можно отнести следующие:

– собственное желание юноши (девушки), основанное на знании содержания, значимости и условий профессиональной деятельности специалиста – сотрудника органов внутренних дел;

– мнение родителей и близких людей, достаточно хорошо осведомленных о сфере данной профессиональной деятельности и желающих помочь молодому человеку в выборе профессии;

– предложение комплектующих органов МВД по месту жительства потенциального кандидата на учебу в рамках профессиональной ориентации молодежи на службу в органах внутренних дел;

– советы друзей и знакомых, опосредованно осведомленных о сущности и специфике службы в ОВД.

Анализ данной проблемы показал, что по собственному желанию в вузы МВД поступает около 44% абитуриентов, по настоянию родителей – 41%, по конкретным предложениямОВД – 9% и по советам друзей и знакомых – 6%. Полученныеданные свидетельствуют о том, что мнение родителей, друзей и знакомых абитуриентов существенно превалирует над их собственным мнением. Это обстоятельство, на наш взгляд, отражает некоторую социальную незрелость поступающих в вузы МВД, что можно связать с ранним возрастом поступления. Обращает на себя внимание и тот весьма тревожный факт, что профориентационное влияние органов внутренних дел на профессиональный выбор молодежиостается крайне незначительным – всего 9%.

Вышеперечисленные обстоятельства обусловливают такую негативную тенденцию в профессиональной подготовке специалистов в вузах МВД, как текучесть переменного состава вследствие отчислений курсантов. Это может быть обусловлено рядом факторов:

– отсутствие научно обоснованной системы профориентационной работы с кандидатами на обучение;

– недостатки в организации мероприятий профессионально-психологического отбора кандидатов на учебу;

– слабое психолого-педагогическое обеспечение процесса адаптации курсантов к условиям учебно-служебной деятельности в образовательных учреждениях МВД России;

– несоответствиеуровня психолого-педагогической подготовленности сотрудников воспитательных и строевых подразделений вузов, а также и профессорско-преподавательского состава уровню сложности решаемых ими образовательных и воспитательных задач и др.

Исследование, проведенное на базе четырех вузов МВД России (были опрошены 2 465 курсантов), позволило выявить, что наибольшей сложностью службы в органах внутренних дел курсанты считают:

– недостаточный уровень оплаты труда – 87,6%;

– отсутствие возможностей иметь дополнительный заработок – 76,3%;

– ненормированный рабочий день – 24,3%;

– высокую ответственность – 17%;

– частый отрыв от семьи – 14,7%;

– психические нагрузки – 12,5%;

– необходимость подчинения начальнику – 11,5%;

– соблюдение служебной дисциплины – 6%.

Социально-психологические особенности кандидатов на обучение в вузы МВД России выявляются в процессе мероприятий их профессионально-психологического отбора. Данный отбор представляет собой систему социально-психологического изучения и психофизиологического обследования.

Профессиональная юридическая деятельность отличается сложностью и многогранностью. Среди основных отличительных черт деятельности сотрудников милиции можно выделить разнообразие выполняемых задач, жесткое правовое регулирование профессиональной деятельности, специфические особенности профессионального общения, высокую эмоциональную напряженность труда, осуществление властных полномочий и др. Для успешной профессиональной деятельности необходимы развитие и реализация в ней соответствующих каждому ее аспекту профессионально значимых качеств, которые можно условно сгруппировать следующим образом (см. схему 5).

Разумеется, это далеко не исчерпывающий перечень профессионально значимых для сотрудника органов внутренних дел качеств. Помимо перечисленных качеств для работы требуются способность анализировать получаемую информацию, формулировать гипотезу, творчески подходить к решению профессиональных задач, проницательность, память, предвидение и др.

 

Схема 5

 

 

 


Каждая специальность в органах внутренних дел имеет свою профессиограмму – описание основных профессионально значимых качеств, знаний, умений и навыков, необходимых для данной деятельности. Чтобы быть профессионалом, необходимо, начиная с первых дней учебы в вузе МВД, на протяжении всей своей профессиональной жизни формировать и совершенствовать профессионально значимые качества в соответствии с требованиями конкретной профессии[10].

Например, сотрудники патрульно-постовой службы выполняют разнообразные функции по обеспечению порядка и общественной безопасности на улицах, площадях, объектах транспорта и других общественных местах городов и крупных населенных пунктов.

Для административно-надзорной деятельности, которую осуществляют сотрудники патрульно-постовой службы, вневедомственной охраны и участковые уполномоченные, необходимытакие личностные качества, как:

– наличие определенного жизненного и профессионального опыта;

– интерес к человеку, его переживаниям, способность к психологической идентификации и эмпатии (сопереживанию);

– уверенность в себе, настойчивость, отсутствие скованности в поведении, способность отстаивать свою позицию и стремление к сильным впечатлениям;

– хорошая физическая подготовка, высокая психофизиологическая выносливость, способность выдерживать длительное эмоциональное напряжение;

– способность к освоению новых знаний, обучению;

– склонность к соперничеству, противоборству;

– активная личностная позиция, мотивация достижений, скорость принятия решений;

– контроль над аутоагрессивными побуждениями, социальная направленность интересов.

Для службы в подразделениях уголовного розыска и подразделениях по борьбе с организованной преступностью необходимы специальное юридическое образование и опыт правоохранительной деятельности. Выполнение должностных обязанностей по выявлению и предупреждению готовящихся, пресечению совершаемых и раскрытию совершенных преступлений требует наличия у оперативного состава таких психологических качеств, как:

– способность выполнять профессиональные задачи в условиях высокого риска;

– готовность к действиям в ситуациях силового, в том числе вооруженного, противоборства с преступниками;

– склонность к состязательности, стремление победить криминального противника в оперативной игре;

– адекватное понимание социальной значимости и нравственно-позитивного назначения оперативно-розыскной деятельности, ее гуманной нацеленности на обеспечение безопасности личности, общества и государства, утверждение справедливости;

– повышенная социальная ответственность за свои действия и осознание непомерно высокой платы за профессиональные ошибки, допущенные самим сотрудником, его сослуживцами и конфидентами;

– способность к интенсивной межличностной коммуникации с асоциальными и криминально пораженными личностями;

– высокий уровень самостоятельности в принятии оперативно-тактических решений, смелость при их исполнении;

– сообразительность, способность выделить главное в полученной информации, правильно анализировать и оценивать оперативную ситуацию;

– склонность к живой творческой нешаблонной деятельности, нестандартным решениям и приемам их реализации;

– умение найти оптимальный тон, целесообразную форму общения в зависимости от эмоционального состояния и индивидуальных особенностей участника оперативно-розыскного мероприятия;

– стремление к совершенствованию знаний, умений и навыков в осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, работы с конфидентами;

– высокая психофизиологическая выносливость, позволяющая осуществлять оперативно-розыскную деятельность в условиях отсутствия фиксированного служебного времени, длительного отсутствия полноценного отдыха;

– высокая моторная реактивность: быстрая реакция на внезапные зрительные впечатления посредством адекватных действий;

– способность выдерживать продолжительное нервное напряжение, состояние тревоги и страха, неопределенности в результате недостатка информации, самостоятельно переживать отрицательные эмоции;

– уравновешенность и самообладание в напряженных и конфликтных ситуациях;

– осознание смысла жизни, достаточный уровень самоуважения; ощущение удовлетворения результатами служебной деятельности, несмотря на постоянное большое количество негативных факторов;

– неизменно высокая интеллектуальная активность, вызванная необходимостью непрерывного анализа меняющейся оперативной информации, удержания в памяти большого числа фактов, принятия тактических решений в условиях нехватки времени и исходных данных;

– способность к ролевому перевоплощению (умение вживаться в образ, представлять себя в качестве другого лица, убедительно изображать различные социальные и профессиональные типы);

– речевая находчивость, умение быстро и достоверно объяснить сложившуюся ситуацию другому лицу, зашифровывая истинные намерения.

Функция уголовного преследования лиц, совершивших преступления, реализуется преимущественно следователями и дознавателями органов внутренних дел. Для осуществления предварительного расследования от этих участников уголовного судопроизводства требуются обязательное высшее юридическое образование, опыт практической правоохранительной деятельности, а также:

– высокий уровень правосознания и социальной ответственности;

– гражданское мужество, непримиримость в борьбе с преступностью;

– добросовестность, исполнительность, усидчивость;

– высокий уровень интеллекта, умение прогнозировать развитие ситуации, отличать главное от второстепенного, гибкость мыслительных процессов, тонкая наблюдательность и внимание к отдельным деталям;

– способность к анализу и обобщению информации, реконструкции явлений по их косвенным признакам;

– развитые произвольное внимание, интуиция, память;

– способность устанавливать и поддерживать контакты;

– умение понимать психологию различных участников уголовного судопроизводства, реальную мотивацию их поведения;

– настойчивость и принципиальность в отстаивании правомерных и целесообразных процессуальных решений и следственных действий.

Существуют общие профессиональные противопоказания для службы в органах внутренних дел, независимо от занимаемой штатной должности. Это низкий уровень нравственного развития личности, эгоизм, корыстолюбие, доминирование мотивов обеспечения собственного благополучия, безответственность, недисциплинированность, выраженная мотивация избегания неудач, повышенная личностная тревожность. Противопоказана служба в органах внутренних дел лицам, склонным к невнимательности, небрежности, грубости в общении с людьми, импульсивности, чрезмерной застенчивости, агрессивности, несобранности, нецелеустремленности, легкой внушаемости, с низким уровнем развития интеллекта и т. п.[11]

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1798; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.