Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы управления, условия их применения




Методы управления представляют собой необходимые и разрешенные законом приемы воздействия руководителя на подчиненных с целью координации их действий в процессе совместной трудовой деятельности для достижения поставленных целей. Грамотное применение тех или иных методов управления, своевременное и продуманное воздействие на сотрудников поможет сформировать коллектив с едиными целями и задачами, достичь высоких показателей в работе.

Приведенная ниже классификация методов управления основана на сочетании (взаимодействии) их содержания, направленности и организационной формы.

 


Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, культура трудовой деятельности. Эти методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, которые действуют на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.

Управленческое воздействие экономических и психолого-пе­дагогических методов носит косвенный характер. Нельзя рассчитывать на автоматическое действие этих методов, и трудно определить силу их воздействия и конечный эффект. Специфика психолого-педагогических методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом.

В зависимости от стиля управления разные руководители будут тяготеть к применению различных методов.

Авторитарный руководитель воздействует на подчиненных преимущественно административными методами. Из психолого-педагогических методов предпочитает принуждение, требование, запрещение, то есть по существу занимает позицию погонщика. В результате у сотрудников в качестве побудительного мотива выступает страх перед неприятностями, наказаниями, увольнением. Такой руководитель не терпит рядом с собой способных и талантливых людей, преследует их или вовсе избавляется от сотрудников, которые выглядят умнее и достойнее него.

Руководитель-демократ умело сочетает узкопрофессиональные и личные интересы с интересами других людей, уважает их личные права и свободы. Такой руководитель предпочитает не силу внешнего принуждения, а внутренний механизм разумного, цивилизованного, ответственного поведения. Широко использует психолого-педагогические методы (убеждение, внушение, побуждение, пример), экономические методы.

Либеральный подход в управлении приводит к тому, что результат, как правило, очень низок, а личность развивается стихийно, под влиянием случайных обстоятельств. В коллективе формируются индивидуалисты, люди с повышенным самомнением, склонные к безответственности, неуважению других людей, отрицанию нравственных норм жизни и деятельности.

Психолого-педагогические методы различают по характеру воспитательного воздействия. Выделяют методы формирования сознания (объяснение, убеждение, внушение, пример и др.), методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, принуждение, воспитывающие ситуации и др.), методы побуждения (соревнование, одобрение, порицание, поощрение, наказание и др.). Применение каждого метода требует соблюдения определенных педагогических условий[19].

Убеждение – не простой разговор. Воспитывающий должен быть сам убежден в истинности того, в чем он убеждает воспитуемых, быть готовым отвечать на «неудобные» вопросы. Речь убеждающего должна быть безупречна с точки зрения логики, обоснованности, объективности. Убеждающий должен продемонстрировать широкий кругозор, эрудицию, жизненный и профессиональный опыт, свою воспитанность, тактичность. И, наконец, максимального эффекта применения метода убеждения можно достичь, если убеждающий пользуется высоким авторитетом в коллективе, а его слова не расходятся с делами.

Метод примера предполагает знание индивидуальных и групповых особенностей воспитуемых, то есть определение того, в чем нужен пример. Пример должен иметь профессиональную и общественную значимость, быть реальным в достижении, а значит необходимо и создание обстановки, способствующей достижению образца. Личный пример в значительной степени усиливает или ослабляет действие всех других методов. Пример руководителя – решающее условие воспитания, образец для подражания и средство вдохновения, веры во все то, чего он требует или говорит.

Метод упражнения направлен на формирование привычки поступать правильно, формирование единства между знаниями и поведением, словом и делом. Этот метод эффективен при понимании сотрудниками практической значимости своего поведения, наличия продуманной системы упражнений (здесь важен индивидуальный подход, последовательность, регулярность), всесторонний учет возрастных, индивидуальных особенностей, служебного и жизненного опыта сотрудников.

Поощрение, при условии правильного его применения, стимулирует, окрыляет человека, вырабатывает чувство собственного достоинства, повышает авторитет в глазах коллег. Поощрение должно быть своевременным, заслуженным, гласным. Необходимо использовать не только материальное стимулирование, но и моральное поощрение. Не следует поощрять одних и тех же, но при вынесении поощрения одному и тому же сотруднику должна прослеживаться тенденция его наращивания.

Метод принуждения предполагает воздействие на сотрудников, допускающих нарушения в поведении и выполнении служебных обязанностей, работающих с низкой результативностью. Принуждение включает в себя указание на недостатки, осуждение, критику, категоричное требование, усиление контроля за деятельностью и поведением данного сотрудника, административное наказание и др.

Принуждение эффективно, когда оно применяется после того, как все другие методы не дали положительного результата. Оно должно быть своевременным, учитывать характер поступка, его причину, профессиональный и жизненный опыт сотрудника. Недопустимо увлечение крайними мерами принуждения, предвзятое отношение, преследование сотрудника, превышение власти воспитывающего. Важным условием будет являться недопущение серьезных расхождений в применении различных методов разными субъектами воспитания.

Рассмотренные и другие методы воспитания должны применяться руководителем органа внутренних дел в зависимости от целей, условий, поведения сотрудников, других конкретных обстоятельств. Умение взвешенно выбирать метод воздействия на подчиненных – важное качество при руководстве людьми.

Управление во всех своих видах и формах должно быть человечным, основанным на уважении прав и личного достоинства сотрудников и граждан, учете потребностей сотрудников, понимании их интересов и трудностей, поддержке. Поставленные перед коллективом цели могут быть достигнуты с помощью одного из важнейших критериев эффективности и качества работы – человеческого фактора. Умение учитывать это обстоятельство позволит руководителю целенаправленно воздействовать на коллектив, создавать благоприятные условия для труда и в конечном счете формировать коллектив с едиными целями и задачами.

Результаты деятельности органа внутренних дел – это результат деятельности всего коллектива, поэтому управлять надо не отдельными сотрудниками, а коллективом, стремящимся к единой цели, создавать коллектив из людей, желающих трудиться добросовестно, не подводить коллег, помогать друг другу. Такие отношения надо создавать не только по «горизонтали», но и по «вертикали».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4147; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.