Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Использование метода сказкотерапии при анализе художественного текста на уроках чтения в начальной школе

Сказка как культурно-психологический феномен.

Мифологемы и архетипы фольклорных текстов или зачем читать детям сказки

2.1. Жанровая система фольклорных текстов для детей.

2.2. Сказка как культурно-психологический феномен.

2.3. Использование метода сказкотерапии при анализе художественных текстов.

 

Внутренние конфликты, которые мы переживаем, ситуации в которых оказываемся отражены во многих символах и мифах. В них в ёмкой форме сохранён опыт поколений наших предков. Универсальные символы: крест, дерево, бабочка, чаша, лабиринт, звезда и т.д. – становятся важным инструментом в работе над проблемами. Символы выражают то, что мы предчувствуем и готовы осознать.

 

С точки зрения гештальт-терапии в отношениях между родителями и детьми выделяют четыре этапа: зависимость; противозависимость(подростковый возраст);независимость (примерно к 40 годам может быть достигнута полная самостоятельность: человек осуществляет свои собственные проекты); взаимозависимость(к 50 годам взрослые люди сближаются, открывают для себя ценность связей со старшими поколениями, приходят к взаимному обогащению).

Австралийский детский психолог Дорисс Бретт начала придумывать истории про девочку Энни, чтобы помочь своей застенчивой девочке не бояться детского сада. Истории охватывают 11 тем, среди которыхотношения братьев и сестёр, развод и его последствия, особенности импульсивных детей и тех, у кого пьют родители. Дорис Бретт сопровождает «жизнь» Энни полезными рекомендациями, чтобы родители могли помочь своему ребёнку. Дорис Бретт «Жили-была девочка, похожая на тебя».

 

Сказкотерапия является одним из самых древних психологических и педагогических методов. Знания о мире и человеке передавались в разные времена в устной, письменной, театрализованной и других формах сказки, притчи, легенды, авторского текста. Современная сказкотерапия является частью психотерапии и имеет своей целью познание и исцеление психических заболеваний человека. Сказкотерапия исследует тексты с точки зрения отражения в них психических процессов, определяющих душевное состояние человека, и создаёт новые тексты сказок, способствующие развитию психических способностей. Методы сказкотерапии базируются на психоаналитической теории (преимущественно Карла Юнга с его понятием коллективного бессознательного) и направлены на исследование архетипичных сюжетов психических процессов, нашедших своё отражение в художественных текстах. Ведущим методом этой терапии является архетипический анализ, рассматривающий любой психический феномен (сон, проблему, поведение в житейской ситуации, болезненное состояние) как сюжет с определённой структурой. Так, принято выделять такие жизненные этапы становления личности мужчины, как рождение, определяющее дальнейшую позиционную роль (социальный статус рождения); период базового доверия (время, когда человек перенимает, познаёт родительский опыт, накапливает информацию об окружающем мире); подростковый кризис (период отрыва от родителей, их правил и стиля жизни, когда человек должен рассчитывать только на себя); этап осознания смысла существования и поиска своего места в жизни; период борьбы созидательного начала в человеке с разрушительными силами, живущими внутри каждой личности; принятие своего раннего опыта, воссоединение со своими корнями, родом; принятие своих родителей; возложение на себя ответственности за свою жизнь и жизнь других людей. Эти этапы становления личности мужчины в той или иной мере находят отражение в текстах художественной литературы, авторской и особенно фольклорной. В текстах сказок, которые преимущественно и изучаются на уроках чтения в начальной школе, эти этапы соответствуют следующим сюжетным коллизиям: рождение героя и его жизнь в отчем доме; расставание с родным домом; выбор пути и встреча с будущими помощниками; борьба и победа над злой силой; возвращение домой, трудности в пути; прибытие к родителям; свадьба, коронование. Детальное изучение самого сказочного сюжета в аспекте архетипическом во многом может облегчить детям поиск ответов на вопросы жизненно важные, связанные с их собственными проблемами психического роста. Так, спрашивается: для чего герой уходит из дому? Что означают волшебные вещи и почему без них не обойтись? Почему братья стараются убить героя? Почему в конце истории непременно свадьба? Если искать ответы на эти вопросы, не ограничиваясь литературным анализом, а проецируя ответ на собственно человеческие психические проблемы, то и изучение литературы будет приносить уже совсем другие плоды.

Развитие женской психологии в художественной литературе представлено более многосюжетно. Это связано с более сложной структурой личности женщины. Пути и этапы женской самореализации в психологии сводятся к следующим: нулевой этап; поиск духовного партнёрства; осознание родовой идентичности; социальная самореализация; жизнь в соответствии с природными циклами. В разных сказках и в разных сюжетах авторских текстов показаны пути и сценарии прохождения женщиной этих этапов. Так, этап поиска или ожидания партнёра, пробуждения женственности может быть представлен в сюжетах литературы как непрерывный путь, или «последовательная метаморфоза», и довольно широко как дискретный путь, или «возрождение из пепла». Первый путь соответствует сюжетам, в которых мы встречаем героиню в одном образе, а к концу сказки она качественно меняется, например, из Лягушки – в Василису; из Золушки – в принцессу; из обычной девушки – в Елену Прекрасную и т.п. Схема таких сюжетов включает коллизии: отрицание неравенства; расставание; самостоятельный рост героя и героини; воссоединение друг с другом в ином качестве. Самыми известными историями такого типа являются «Царевна-лягушка», «Золушка», «Снежная королева» и т.п.

Сюжеты, в которых показан дискретный путь, встречаются гораздо чаще и в реальной жизни тоже. Этот сценарий описывается в текстах, где героиня встречается со зверем, оборотнем, героем - «злым искусителем». В конце таких произведений мужской персонаж погибает или изгоняется («Маша и Медведь», «Красная шапочка» «Аленький цветочек», «Тюленья шкура», «Синяя борода» и т.д.). Именно эти сюжеты помогают отразить развитие эмоциональной зависимости, потерю самоуважения, появление тревожности у женщины.

Целый ряд сказочных сюжетов показывает путь самореализации от социального отвержения к успеху. Показателен в этом смысле сюжет о Гадком Утёнке. В этой известной сказке показан через метафору целый ряд психических проблем, наличие которых создаёт ситуацию отверженности. Первой проблемой «гадкого утёнка» являются отношения со слабой, неразвитой (инфантильной) матерью (Мамой-Уткой), которая не защищает, не поддерживает своего ребёнка, и отсутствие поддержки со стороны отца. Ещё одним условием всеобщей агрессии является несходство ребёнка (внешнее или психическое) с существующим стандартом (очень большой). Третьей составляющей в сюжете отвержения является неумение найти поддержку у социально значимых персон (Утка с красной тряпочкой). Изгнание в такой ситуации является для героя избавлением. Путь изгнания является также тернистым и извилистым, потому что, с точки зрения психологии, в синдроме гадкого утёнка присутствует некая патология: даже обретя какое-то знание, человек продолжает стучаться не в те двери. Происходит поиск любви не там, где следует, персонаж избегает ситуаций выгодных для него (утёнок лучше всех плавал, но продолжал ковылять позади выводка, раздражая всех своим видом и нелепыми поступками). Опыт изгнания, представленный в сказке, показывает становление личности в одиночестве. Этот опыт включает несколько важных жизненных уроков: человек, который вызволяет утёнка изо льда, символизирует помощь со стороны случайного человека, то мимолётное событие, которое случаются каждый раз, когда мы меньше всего их ожидаем. Ещё одним уроком является жизнь Утёнка с котом и курицей. В таких ситуациях изгнанник воспринимает себя непохожим, а значит, и худшим. Здесь Утёнок получает опыт любого отверженного: он убеждается в коренной несовместимости внутренне непохожих людей, которую нельзя считать чьим –либо недостатком, и должен перестать чувствовать себя виноватым в своей непохожести. Утёнок оказывается на краю гибели. Он одинок, продрог и промёрз, его изводили, мучили, пытались застрелить, и вот он в конце пути на грани жизни и смерти. И здесь начинается главный урок сказки: самое важное – держаться, отстаивать своё право на собственную жизнь, на одиночество, на своё дело. В конце сказки лебеди признают в Утёнке своего раньше, чем он начинает понимать, что стал другим, сильным и красивым, и что на грани безнадёжного всегда может быть поворот и после зимы приходит весна.

Большая часть художественных произведений, изучаемых на уроках чтения в начальной школе, имеют хорошо выявляемые архетипические сюжеты. Учитывая, что до 10-12 лет у детей преобладает правополушарный тип мышления, мы можем утверждать, что наиболее важная информация о мире и о самом себе для него представляется в текстах художественной литературы, через её образы. Декодировать эту информацию и помогает метод сказкотерапии. На уроках чтения учитель может эффективно использовать такие его приёмы, как построение психологических метафор, использование произведения как метафоры той или иной жизненной ситуации или проблемы; рисование по мотивам произведения и анализ графических работ с учётом практик гештальт –терапиии; проигрывание эпизодов, или драматизация, в которой участвуют как живые так и неживые (вещи, растения, стихии) персонажи. Можно использовать сказки как притчи- нравоучения, как подсказки для разрешения конкретных жизненных ситуаций. Эффективной является работа по созданию своих произведений, где собственные проблемы выводятся через метафору сюжетных коллизий.

 

ЛЕКЦИЯ 3

Авторская литература для детей

3.1. Творчество европейских писателей для детей.

3.2. Русскоязычная авторская детская литература.

3.3. Белорусская литература для детей.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Литературное творчество для детей: темы и проблемы. Жанровая специфика литературы для детей | Вильгельм Гауф (1802-1827)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.