Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы инновационного менеджмента. Принятие решений в инновационном менеджменте




Принятие решений является заключительной процедурой в инновационном менеджменте. Несмотря на важное значение многих функций менеджмента, именно решения приводят к возможным положительным и отрицательным результатам. Процедура принятия решения требует от менеджмента полноты информации, максимальной компетентности менеджера и характеризуется принятием риска и ответственности.

Научная и прикладная инновационная деятельность в значительной мере является творческим процессом, для которого характерно принятие интуитивных решений. Не случайно за рубежом попытки принятия решений в творческом процессе описываются категориями экзистенциального менеджмента.

У ученого, изобретателя, инновационного менеджера значительная часть решений основана на глубинных подсознательных процессах, которые со стороны кажутся стихийными и алогичными. Однако все большее число исследователей уделяет внимание таким методам разработки научных идей, как "мозговой штурм", "копилка спонтанных высказываний", "собрание алогизмов и парадоксов" и пр. Функционирование мышления и принятие решения креативный и экзистенциальный менеджмент связывает с глубинными мировоззренческими, эстетическими и морально-этическими представлениями относительно природы реальности, потребностей и ценностей. Принятие решения с этой точки зрения состоит в постижении индивидуальности объекта, его уникальности и неповторимости.

Несмотря на рациональный характер последующей процедуры разработки новшества, возникновение идеи требует иррациональной интуиции, понимания новшества как синтеза индивидуально- сти и целостности. Креативный менеджер при принятии решения о дальнейшей разработке новшества должен акцентировать внимание на установлении причинно-следственных связей и рационально-логическом характере дальнейших прикладных исследований. В процессе научной деятельности для инновационного менеджера возникает проблема логического перехода от анализа неповторимого и единственного новшества к изучению и следованию повторяющимся процедурам принятия стандартного решения. Эго объясняется широким спектром решений, принимаемых в инновационном менеджменте: от интуитивно уникальных до жестко рациональных.

Управленческие решения должны основываться на научном подходе, всестороннем анализе вариантов и альтернативности выбора. К управленческим решениям предъявляются требования целевой направленности, обоснованности, адресности, директивности, обеспеченности ресурсами и т.д.

Систематизация управленческих решений предполагает их отнесение к различным уровням менеджмента, функциям управления, формам и методам принятия решений. Так, по уровню принимаемые решения подразделяются на стратегические, концептуальные и исполнительские. Концептуальные решения касаются перспектив развития фирмы, ее миссии, поиска стратегических партнеров, инвесторов, проникновения фирмы в новые отрасли, на новые рынки. Исполнительские решения принимаются менеджерами среднего и низшего уровня.

Основные решения принимаются в рамках компетенции, полномочий менеджера в пределах функций инновационного менеджмента. Так, например, функция планирования инновационного проекта включает анализ и оценку предлагаемого проекта новшества, внесение проекта в тематический план, утверждение графика и состава работ по реализации проекта, сметы затрат по проекту, команды проекта и состава подрядчиков, поставщиков и т.д., планирование финансовых потоков для обеспечения проекта, поиски инвестора, принятие плана реализации проекта.

Этапы принятия решения основываются на последовательности взаимосвязанных шагов, использовании всей полноты доступной информации, понимании альтернативности выбора, особое внимание уделяется оценке неопределенности и риска. При процедуре принятия решения следует ориентироваться на временные, ресурсные, информационные и поведенческие ограничения.

Чрезвычайно многообразны виды и модели принимаемых решений.

Так, к видам решений относят интуитивные, эвристические, рутинные, в условиях неопределенности, риска, приближенные, гипотетические, оптимальные, конкурентные, количественные, качественные и др. По уровню распространения решения бывают индивидуальные, локальные, повторяющиеся, прогнозные, перспективные, глобальные.

По мере усложнения процедуры и объектов принятия решения все более усложняются методы и модели решения. Наиболее широко распространены методы математической статистики, теории игр, теории вероятности, линейное и нелинейное программирование, имитационные модели, теория графов, очередей, массового обслуживания, а также теории информационного поиска, автоматического регулирования и т.д.

Виды и модели принимаемых решений в инновационном менеджменте зависят от стадий жизненного цикла инноваций. Так, на стадии поиска идеи новшества методы принятия решений носят всецело творческий, интуитивный характер и в значительной мере зависят от степени мобилизации подсознательных процессов. Стадия материализации идеи новшества хотя и носит вероятностный характер, но принятие решений на этой стадии уже состоит из большинства процедур целеориентированного рационального действия. На более поздних стадиях жизненного цикла внедрения, производства и коммерциализации новшества инновационный менеджмент использует в основном общие методы менеджмента, в том числе основанные на математическом моделировании. Вследствие этого методы инновационного менеджмента носят множественный и в значительной степени альтернативный характер.

 

Систематизация методов и моделей инновационного менеджмента затруднена ввиду их многообразия и различной результативности. Наиболее сложными являются методы прогнозирования на стадии фундаментальных исследований и генерирования идей. Среди них следует назвать методы "мозговой атаки", синектики, теории игр и теории вероятностей, а также морфологический анализ.

Морфологический анализ используют для прогноза новых научных " направлений. Его процедура состоит из следующих элементов:

- составления точной формулировки научной проблемы, подлежащей решению;

- выявления и классификации наиболее характерных показателей прогнозируемого новшества;

- систематизации средств, необходимых для решения данной проблемы;

- проведения сравнительного анализа вариантов осуществляемых решений на основе построения морфологической матрицы.

Для стадий фундаментальных и прикладных НИОКР применяются методы прогнозирования, основанные на экспертных оценках, экстраполяции, аналогии и т.д. Особого внимания заслуживает разработка прогноза методом прогнозного графа, он составляется на основе результатов экспертного опроса, результатами которого являются возможные пути решения проблемы.

Анализ путей достижения целей и выбор оптимального пути по одному или нескольким критериям, установление срока и вероятности совершения события, определение стоимости и главных показателей качества разрабатываемого новшества проводятся методами прогнозирования, опирающимися на построение дерева целей.

Суть метода прогнозного графа при разработке идеи конкретного новшества состоит в построении и анализе дерева целей, отражающего обобщенно экспертное суждение о путях реализации научной идеи, оценку необходимых ресурсов, совокупных затрат, вероятности и сроки осуществления задачи и т.д. Дерево целей (рис. 10) имеет, как правило, 5 — 6 уровней и более. Число компонентов на каждом уровне и число уровней дерева определяется конкретными условиями: уровнем информации, сложностью объекта, квалификацией экспертов, ресурсными возможностями, необходимой точностью прогноза.

 

 

Рис. 10. Дерево целей в инновационном менеджменте

 

Так, например, при разработке новой технологи компанией были определены следующие стратегические цели ее использования: создать новую производственную систему для наращивания потенциала организации; упрочить позиции фирмы на рынке конкурентоспособной продукции; на основе конкурентных преимуществ, полученных фирмой при разработке новой технологии, создать предпосылки для дальнейшей экспансии на рынке.

Для реализации этих стратегических целей были сформулированы требования в виде трех задач или трех ветвей первого уровня:

 

1. Изменить производственную систему по выпуску конкурентоспособной продукции А, Б, В с целью повышения ее качества и производительности.

 

2. Изменить систему маркетинга на предприятии с целью упрочения позиций фирмы на рынке.

 

3. Использовать конкурентные преимущества фирмы, обеспечить экспансию фирмы на новые внутренние и внешние рынки сбыта.

 

Нулевой генеральный уровень соответствует стратегическим целям компании. Первый уровень имеет три ветви, обозначенные выше (1 — изменение производственной системы, 2 — изменение системы маркетинга, 3 — развитие рынков продаж).

 

На втором уровне необходимо каждую из задач декомпозировать на составляющие: 1.1 — внедрить безотходные замкнутые технологические процессы, 1.2 — автоматизировать главные стадии производственной системы, 1.3 — изменить систему контроля в производстве. В системе маркетинга: 2.1 — изменить систему продаж, 2.2 — применить подробный анализ рыночной конъюнктуры, 2.3 — увеличить объем финансирования маркетинга на 20%. На рынках продаж: 3.1 — расширить сегмент на внутриотраслевом рынке, 3.2 — организовать позиционирование продукции на межотраслевом рынке, 3.3 — выйти. на один из экспортных рынков.

 

Третий уровень дерева целей конкретизирует задачи второго уровня, детализирует содержание принятого решения. Так, в области совершенствования производственной системы: 1.1.1 — устранить выброс вредных газов, 1.1.2 — внедрить стадию рекуперации твердых отходов, 1.1.3 — организовать замкнутый оборот воды в системе. В системе маркетинга: 2.1.1 — внедрить пробные продажи, 2.1.2— внедрить льготную продажу населению, 2.1.3 — организовать прямую продажу на территории фирмы; 2.2.1 — исследовать сезонные колебания спроса, 2.2.2 — изучить влияние изменения цен на мировом рынке, 2.2.3 — подробнее рассмотреть действующие тарифы. В развитии сбыта на внутреннем рынке: 3.1.1 — расширить сегмент товара А; 3.1.2 — углубить сегмент товара Б; 3.1.3 — попытаться позиционировать товар В на новом рынке; 3.2.1 — позиционировать товар А в Западно-Сибирском регионе, 3.2.2 — позиционировать новую модификацию товара Б. Выйти на экспортные рынки: 3.3.1— продвинуть товар А на центрально-азиатский рынок, 3.3.2 — организовать пробные продажи товаров Б и В на Украине.

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2898; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.