Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности отечественной философии




Химки - 2012 г.

Время - 2 часа

Лекция

по дисциплине «Философия»

 

ТЕМА № 5/1. «СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ»

 

 

 

Обсуждена на заседании ПМК № 1 «___» сентября 2012 г. Протокол № 1.

 

 

Для очной и заочной формы обучения

 

 

I. Учебные и воспитательные цели:

1. Уяснить содержание основных этапов формирования, становления и развития русской философии.

2. Определить содержание и специфику отечественного философствования.

3. Определить круг основных проблем в русской философии и их мировоззренческое решение.

4. Воспитание личной ответственности у обучаемых за высокие результаты учебы в академии.

 

II. Учебно-материальное обеспечение:

1. Слайды

2. Выставка литературы

III. Расчет учебного времени:

Содержание занятия Время, мин.
Вступительная часть 5 мин.
Учебные вопросы: Особенности отечественной философии. 40 мин.
2. Основные этапы развития философской мысли России. 40 мин
Заключительная часть 5 мин.

IV. Организационно-методические указания:

При изучении темы необходимо раскрыть содержание отечественной философской мысли, ее зарождение, этапы становления и развития, а также круг основных проблем и их мировоззренческое решение в условиях российского общества.

.

 

 

V. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

«СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ»

 

Отечественная (русская – как синоним) философия – часть философской культуры человечества. Она тесно связана с мировой философией, но при этом обладает значительным своеобразием. Русская философия имеет многовековую историю, развитие которой шло не по прямой, непрерывной линии. Ее значимые вехи связаны с этапами развития русской государственности, поэтому вполне естественно говорить о киевском, московском и петербургском периодах развития русской философской мысли. В содержательном плане русскую философию отличает большое разнообразие течений и школ, имеющих различную, порой противоположную направленность. В этой связи можно выделить религиозные и атеистические, материалистические и идеалистические, консервативные и либерально-радикалистские, мистические и рационально-логические, интуитивные и позитивистские направления русской философской мысли. В данной главе рассмотрены периодизация и особенности, а также наиболее значимые в структурно-логическом и содержательном плане течения, определяющие специфику и своеобразие отечественной философии.

Рассматривая историю развития отечественной философской мысли, можно выделить несколько оснований для ее периодизации. Таким основанием может служить хронология мировой истории. В этой связи можно вести речь о Древнерусской философии, отечественной философии Средних веков, Нового времени и др. Кроме того, существует подход к периодизации русской философии с учетом не только временных, но и пространственных, природно-географических факторов (например, философская мысль Северо-Западной Руси XIV в.). В отдельных случаях русскую философию рассматривают в соответствии с развитием отечественной культуры, выделяя, например, философию Серебряного века. Марксистская традиция связывает этапы философии с общественно-экономическими формациями, в рамках которых она развивается. Используются и иные основания периодизации русской философии. Однако целесообразней строить ее периодизацию в соответствии с этапами развития русской государственности, отмечая в случае необходимости выходы за их пределы. С учетом данных обстоятельств, следует остановиться на распространенном и наиболее приемлемом варианте, когда периодизация русской философии включает в себя следующие этапы:

– предысторию философии, включающую в себя аспекты мифопоэтического и языческо-сакрального комплекса устного философствования древних русичей до V – VII вв.;

– становление русской философии в рамках Киевской, Новгородской Руси и других княжеств в VIII – начале XII в.;

– философию периода феодальной раздробленности средневековой Руси XII – XIV вв.;

– философскую мысль московского периода русской государственности второй половины XIV – XVII в.;

– отечественную философию петербургского периода XVIII в.;

– философскую мысль «Русского ренессанса» XIX – начала XX в.;

– советский период русской философии (1917 – середина 80-х гг. XX в.);

– современный этап развития отечественной философии.

Особым периодом развития отечественной философии является философия русского зарубежья «первой волны» с начала 1920-х до 1970-х гг. Особенности русской философии подчеркивают ее своеобразие. Рассматривая характерные черты отечественной философии, необходимо постоянно учитывать те общие тенденции развития, которые свойственны философии мировой. Проявляясь под воздействием специфических условий, общее способно влиять на формирование особенного, обусловив отечественный историко-философский процесс. При этом различные направления и школы русской философской мысли, взаимодействуя между собой и обладая отличительными признаками, вместе с тем имеют ряд общих особенностей. Перечислим некоторые из них.

Прежде всего – это онтологизм русской мысли, сформировавшейся на основе античной и византийско-православной традиций. В противовес приверженности западной философии к рациональному основанию, связанному со свойством и особенностями человеческого разума, русская философская мысль, жаждущая общения с Абсолютом, по словам А.Ф. Лосева, в основании всего рассматривает метафизический божественный Логос[1]. Это позволило русским мыслителям во все времена своеобразно отвечать на наиболее глубокие, общие бытийные вопросы.

Следующей чертой отечественной философии является ее неприязнь к отвлеченному мышлению, конкретно-практический характер иборьба против абстрактности «отвлеченных начал». В этом смысле П.А. Флоренский, рассматривая оппозицию русской и немецкой классической философии, говорил о неконкретности последней. При этом он отмечал ее принципиальную неспособность ответить на конкретные философские вопросы, характеризуя немецких классиков как мастеров ухода от конкретных ответов, сравнивая их философию со сплошным завыванием, в котором нет ни одного чистого тона[2].

Художественная образность как особенность русской философии проявляется, начиная со специфической многомерности трактовки понятия Софии – Премудрости. Эта центральная философская тема, проходящая через тысячелетнюю историю русской мысли, имеет несколько художественно-смысловых оттенков. София – это и олицетворение философской мудрости, и образный храм, воплощающий гармоничность и благоустроенность бытия, и иконографический сюжет трактовки «горней идеи», и совокупность глубочайших мыслей философских теоретических источников, и символически скрытая трактовка пути достижения высшей мудрости.

Русская философия уделяет пристальное внимание религиозной проблематике, что определяет религиозно-христианский характер значительной части творчества отечественных мыслителей. Выполняя одну из возложенных на нее задач по разработке всеобъемлющего христианского мировоззрения, отечественная философская мысль не стала в один ряд с западноевропейской схоластикой. Основываясь на ключевой тенденции стремления к постижению истины посредством божественного Логоса, русская философия избежала участи стать «служанкой богословия», оперирующей преимущественно категориями, носящими рациональный, формально-логический характер.

Отечественные мыслительные системы отличают самостоятельность, принципиальность и бескомпромиссность, а также последовательное противодействие философским школам оппонентов, «фронтальная критика» их взглядов. Причем эта позиция не является показателем «всеобщей нетерпимости», «непременного обличения» идейного противника. В ней заключено стремление к выражению и отстаиванию своей позиции, постижению истины, а не стремление быть похожим и угодным признанным авторитетам «мировой философии».

Важной особенностью русской философии является ее этико-сотериологическая направленность. Нравственная точка отсчета выделена практически во всех русских философских учениях. Сформулировав уже в «Слове о законе и благодати» данное направление, киевский митрополит Иларион писал: «Христиане же истиной и благодатью не утверждаются, а спасаются…»[3]. Положение о непременной нравственности философии, ее «духовной мудрости» развито в творчестве московского митрополита Даниила. А Максим Грек в этой связи отмечал, что христианская философия «…нужна для спасения души». Данные положения родоначальников русской философии были развиты их последователями и определили одну из черт русской философской мысли.

Отечественная философская мысль отличается историософичностью. Тема мудрости истории и постижения ее смысла проходит сквозь всю русскую философию. Причем эта ее особенность неразрывно связана с эсхатологией – представлениями о конце времен и завершении мировой истории. Данная особенность соотносится с самой структурой русского мышления, которое не удерживалось в «средних полосах» освоения бытия и устремлялось к «последнему пределу».

Социальный характер русской философии выразился в поиске оптимального соотношения значимости персонально-личного и общественно-коллективного начал в социальной сфере. В русском сознании и русской философии рассмотрение основных проблем происходит сквозь призму социальности. Практически все русские мыслители в своих философских построениях создавали «проекты» переустройства общества, «модели» его будущего развития. Более того, по мнению А.Ф. Лосева, именно социальность является не только «уделом» русских философов, но и «глубочайшим основанием всей действительности, глубочайшей и интимнейшей потребностью каждой отдельной личности, это то, в жертву чему должно быть принесено решительно все»[4].

Следующую особенность отечественной философской мысли составляет системность мировосприятия, познания, а также способов выражения познанного. Формулируя свои философские взгляды, русские мыслители стремились к мировоззренческому воспроизведению достижений русской и общечеловеческой культуры в рамках системы, что вело к комплексному объединению онтологии и гносеологии с этическими и эстетическими измерениями бытия и познания. При этом антропологизм, тесно связанный с личностным персонализмом, составляет основу системообразующего принципа русской философии. Это та реальность, во взаимосвязи с которой рассматриваются практически все проблемы в русской философии. Однако следует подчеркнуть, что русская философия базируется не просто на человеке-индивиде, носителе биологических, психологических, социальных качеств. Ценность человека как основной категории отечественной философской мысли состоит прежде всего в его персонально-личностных качествах.

Более того, ряд русских философских течений (например, славянофильство и евразийство) наделяет личностными качествами социокультурную сферу и ее отдельные элементы: семью, общину, социальные группы, классы, народ, государство, а также русскую культуру. Примерами в этой связи выступают вводимые категории «соборной» и «симфонической» личности. Совокупность таких личностей, образующих особую социокультурную среду, способствует формированию у отдельного индивида персональных личностных качеств, а также его вовлечению в гармоничную общественную жизнь.

Важной чертой, определяющей специфику отечественной философской мысли, является признание значимости проблем русской государственности, ее духовной природы, а также нравственного характера политической власти. Данная особенность связана еще с византийской традицией и красной нитью проходит сквозь всю историю отечественной философии. В этом смысле философское творчество отечественных мыслителей развивается через учение о «богоугодном властителе» Феодосия Печерского, иосифлянскую идею сильного православного государства, концепцию «Москва – Третий Рим» инока Филофея, последующие философские учения политико-государственной направленности.

Отечественная мысль связана с идеократическим характером русских философских систем, приверженностью к исследованию проблем, связанных с «русской идеей», русским менталитетом, русским характером, русским патриотизмом. Данная особенность отражена в философском наследии различных авторов и проходит сквозь глубину веков с момента зарождения отечественной философии по настоящее время.

Перечисленные характеристики не исчерпывают всей полноты русской философской традиции, однако они обусловливают ее специфику и наиболее важные особенности, определяющие облик отечественной философии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.