Основным компонентом реляционной модели является реляционная алгебра, которая состоит из восьми операторов, составляющих две группы по четыре оператора:
1) Традиционные операции над множествами: объединение (UNION), пересечение (INTERSECT), разность (MINUS) и декартово произведение (TIMES). Все операции модифицированы, с учетом того, что их операндами являются отношения, а не произвольные множества.
2) Специальные реляционные операции: ограничение (WHERE), проекция (PROJECT), соединение (JOIN) и деление (DIVIDE BY).
Результат выполнения любой операции реляционной алгебры над отношениями также является отношением. Эта особенность называется свойством реляционной замкнутости.
Бройдо В.Л., Ильина О.П. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 560 с.
Велихов А.В. Основы информатики и компьютерной техники: учеб. пособие. – М.: СОЛОН-Пресс, 2003. – 544 с.
Гуц А.К. Математическая логика и теория алгоритмов: учеб. пособие. – Омск: Издательство Наследие. Диалог-Сибирь, 2003. – 108 с.
Информатика. Базовый курс. 2-е изд. / Под ред. С.В. Симоновича. – СПб.: Питер, 2003. – 640 с.
Информатика: учеб. / Под ред. Н.В. Макаровой. – 3-е перераб. изд. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 768 с.
Информатика: учеб. / Б.В. Соболь, А.Б. Галин, Ю.В. Панов и др. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 446 с.
Максимов Н.В., Партыка Т.Л., Попов И.И. Архитектура ЭВМ и вычислительных систем: учеб. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Форум, 2010. – 512 с.
Мельников В.П. Информационные технологии: учеб. для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 432 с.
Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика: учеб. пособие для студ. пед. вузов / под ред. Е.К. Хеннера. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 848 с.
Новичков В.С., Парфилова Н.И., Пылькин А.Н. Алгоритмизация и программирование на Турбо Паскале: учеб. пособие. – М.: Горячая линия – Телеком, 2005. – 438 с.
Новые информационные технологии. учеб. пособие / под ред. проф. В.П. Дьяконова. – М.: СОЛОН-Пресс, 2005. – 640 с.
Острейковский В.А. Информатика: учеб. для вузов. – 5-е изд., стер. – М.: Высш. шк., 2009. – 511 с.
Теоретические основы информатики: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.Л. Матросов, В.А. Горелик, С.А. Жданов и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 352 с.
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. – 512 с.
Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 640 с.
С самого раннего детства все мы вовлечены в процессы обмена информацией. Мы получаем информацию, когда читаем книги, газеты и журналы, слушаем радио или смотрим телевизор, слушаем учителя, родителей или товарищей. Общение людей друг с другом - дома и в школе, на работе и на улице - это передача информации: сведений и суждений, данных и сообщений. Любая совместная деятельность людей - работа, учеба и даже игра - невозможна без обмена информацией. Передаваемая информация обычно касается каких-то предметов или нас самих и связана с событиями, которые - происходят в окружающем нас мире. С возникновением письменности информация стала передаваться людьми не только устно или жестами. Умение читать и выражать свои мысли в письменной форме стало признаком грамотности людей. Выражение мыслей в письменной форме открыло возможность не только передавать сведения и сообщения, но и накаливать человеческие знания в форме рукописей и рукописных книг и, тем самым, передавать сокровища человеческой мысли от одного поколения к другому. Изобретение печатных станков в XV в. открыло возможность издания книг и широкого распространения шедевров человеческой мысли. Массовое издание книг и учебников, открытие публичных библиотек создали условия для достижения всеобщей грамотности и развития культуры. Изобретение в XIX - начале XX телеграфа, телефона и радио открыло перед людьми возможность передачи информации на любые расстояния со скоростью света. А изобретение телевидения дало нам всем возможность следить за событиями в мире и смотреть у себя дома спектакли, кинофильмы и учебные программы. Термин " информация " происходит от латинского слова informatio, означающего разъяснение, изложение, осведомленность. Информацию друг о друге мы передаем в устной и письменной форме, а также в форме жестов и знаков. Любую нужную информацию мы осмысливаем, передаем другим и делаем определенные умозаключения на ее основе. На уроках информацию передает главным образом учитель, ученики же ее воспринимают, осмысливают, запоминают и отвечают на вопросы. Учебную информацию можно получать и от компьютеров, которые с помощью специальных программ выводят на экраны рисунки, тексты с разъяснениями и вопросы. Информацию мы извлекаем из учебников и книг, газет и журналов, телепередач и кинофильмов. Записываем ее в тетрадях и конспектах. В производственной деятельности информация передается в виде текстов и чертежей, справок и отчетов, таблиц и других документов. Такого рода информация может предоставляться и с помощью электронно-вычислительных машин (ЭВМ). В любом виде информация для нас выражает сведения о ком-то или о чем-то. Она отражает происходящее или происшедшее в нашем мире, например: что мы делали вчера или будем делать завтра, как будет выглядеть выпускное платье или место будущей работы. Но при этом информация обязательно должна получить некоторую форму - форму рассказа, рисунка, статьи и т. д. Чертежи и музыкальные произведения, книги и картины, спектакли и кинофильмы - все это формы предоставления информации. Информация, в какой бы форме она не предоставлялась, является некоторым отражением реального или вымышленного мира. Поэтому информация в наиболее общем определении - это отражение предметного мира с помощью знаков и сигналов. Получение информации - это в конечном счете получение фактов, сведений и данных о свойствах, структуре или взаимодействии объектов и явлений окружающего нас мира: Таким образом, информация - сведения о ком-то или о чем-то, передаваемые в форме знаков и сигналов. Предметное содержание информации позволяет уяснить ее основные свойства -достоверность и полноту, ценность н актуальность, ясность и понятность. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений. Информация полная, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполнота информации сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки. Ценность информации зависит от того, какие задачи мы можем решить с ее помощью. Актуальную информацию важно иметь при работе в изменившихся условиях. Если ценная и актуальная информация выражена непонятными словами, она может стать бесполезной. Информация становится понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация. Виды информации: тексты, рисунки, фотографии, звуковые сигналы, электрические сигналы, магнитные записи и т.д. В процессе развития человеческого общества люди выработали большое число языков. Среди них - язык жестов и мимики, язык рисунков и чертежей, язык музыки и разговорные языки, и т.д. Основой большинства языков является алфавит. Алфавит -это набор символов, из которых можно составлять слова и фразы данного языка. Примеры алфавитов: 1. Латинский алфавит: А, В, С, D, E, F, G, Н, I, J, К, Е, М, X, О, Р, R, Q, S, T, U, V, W, X, Y, Z. 2. Русский алфавит: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, O, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Щ, Ш, Ъ, Ь, Ь, Э, Ю, Я. 3. Алфавит натуральных чисел: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. 4. Алфавит двоичных чисел: 0, 1. Простота последнего алфавита обеспечила его широкое применение в вычислительной технике. Значения 0 и 1 в ЭВМ представляются физическими состояниями "намагничено - не намагничено", "есть заряд - нет заряда", "включено-выключено" и т. п. С помощью языка двоичных чисел в ЭВМ буквы казахского, русского и латинского алфавитов и цифры кодируются восемью двоичными знаками 0 и 1:
Знак
Код
Знак
Код
Знак
Код
А
А
Б
B
В
C
Г
D
Д
E
Слово "МАМА" кодируется 32-разрядным двоичным числом: 11101101 11100001 11101101 11100001
В форме двоичных чисел в компьютерах записывается вся хранящаяся в их памяти информация: слова, числа, рисунки, а также программы, управляющие работой компьютеров. По этой причине в вычислительной технике для двоичных знаков 0 и 1 принят специальный термин - бит. Бит - от английского сокращения bit (binary digit - двоичный знак). Для восьмиразрядных двоичных чисел, используемых в ЭВМ для представления символов, принято название "Байт" (от английского слова byte). 1 байт = 8 бит (расположенных последовательно друг за другом). Правила перевода двоичных чисел в десятичные просты. Рассмотрим их на примерах. Десятичное число: 0 1 2 3 4 5 … 10 11 Двоичное число: 0 1 10 11 100 101 … 1010 1011
Перевод десятичных чисел в двоичные проводится подсчетом сумм степеней двоек - 1, 2, 4, 8, 16 и т. д., соответствующих единицам в двоичной записи числа: , где 3 2 1 0 степени двойки. Обратное преобразование десятичных чисел в двоичные проводится последовательным делением исходного числа на 2, затем еще и еще на 2. Это деление в остатках дает запись цифр соответствующего двоичного числа, но в обратном порядке - от младшей цифры к старшей. Пример перевода десятичного числа 12 в двоичную запись: Результат- двоичное число 1100.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление