Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Архитектура эпохи тёмных веков, гомеровского и архаического периодов




Природные условия Греции были таковы, что обилие осадков и распрастранение плодородных земель лишь в долинах рек, окружённых горными массивами, делало ненужным возведение огромных ирригационных сооружений, а следовательно – ненужны и невозможны были деспотические монархии, обеспечивавшие их возведение и функционирование. Поэтому греческое общество с самого начала своего существования развивалось в составе небольших городов-государств – “ полисов ”, с присущими им демократической системой управления и вниманием к личным интересам каждого отдельного гражданина. Полисы были противоположны сельскохозяйственной округе – они функционировали, в первую очередь, как центры ремесла и торговли.

После падения микенской цивилизации в Греции на несколько веков приостановилось возведение зданий из камня. Из-за использования недолговечного материала от построек эпохи тёмных веков и гомеровского периода мало что сохранилось. Здания строились из кирпича-сырца либо из бутового камня на глиняном растворе и нередко имели сзади закругленную форму, характерную зданий возведённых из таких непрочных материалов. С усовершенствованием строительной техники появились деревянная каркасная конструкция с заполнением из кирпича-сырца, устанавливается прямоугольная форма построек. Крыши были как скатные, так и плоские глинобитные, характерные для восточных областей Греции. Дом представлял собой мегарон с входом- портиком на торце – прямоугольное здание с большим залом в центре. Посреди зала мегарона помещался очаг, над которым в кровле находилось отверстие для дыма. Мегарон с примыкающими к нему хозяйственными помещениями и отдельными строениями окружался деревянной или каменной оградой, образовывавшей двор. Достаточное количество дерева и прочного камня в качестве строительного материала способствовали широкому применению в Греции стоечно-балочной системы перекрытий и полному отсутствию сводов и арок в архитектуре.

Храмы обычно возводились на каменном фундаменте и входили в ансамбль городской площади – агоры или укреплённого замка на возвышенности – акрополя. Богослужение сопровождалось приношением в жертву животных или злаков растений на алтарях-жертвенниках храмов или домашних очагах. Представления о внешнем виде храмов дают глиняные модели, представляющие собой небольшие здания с портиком, образованным деревянными колоннами и высокой двухскатной кровлей. Древнейшие открытые раскопками храмы относятся к 9-8 вв. до н.э.

С 7 в. до н.э., в период архаики, для сооружения храмов стали использовать камень. Греческий храм, воспринимался как “жилище бога”, зримым воплощением которого являлась статуя бога-покравителя данного полиса, размещённая внутри здания. Храм возводили на центральной городской площади, он являлся украшением города, зримым воплощением его могущества. Греческий храм стал основным типом общественного здания в архитектуре архаики и каждый полис стремился при его строительстве превзойти другие.

Храмы возводили из тёсанных блоков известняка или мрамора, колонны собирали из отдельных барабанов, соеднённых металическими втулками. При этом каменотёсы так подгоняли камни, что колонны казались вытесанными из цельного куска. Греческие архитекторы с большим искусством выбирали место для сооружения храма, учитывая при этом окружающий пейзаж – например, храм Апполона в Коринфе (вторая половина 6 в. до н.э.) размещался так, что с одной стороны он хорошо просматривался на фоне моря, с другой – на фоне горы. Здания храмов использовались не только для религиозных целей, но такж для хранения священной утвари, храмовой, а зачастую и городской, казны.

С развитием городов дома стали размещаться кварталами, примыкающими друг к другу и образующими сеть узких улиц. В Афинах и других больших городах, насчитывавших около 20000 жителей, повидимому строились двухэтажные дома. Торговые, общественные и административные здания имели вид залов, разделённых рядами колон, или же состояли из сравнительно небольших помещений, расположеных вокруг обрамлённого колоннами двора. Большое внимание в архаическую эпоху стали уделять обеспечению условий для комфортного проживания жителей – уже в 7 в. до н.э. в г.Мегары появился первый водоповод для снабжения города питьевой водой.

Архаический период был также временем рождения греческой монументальной скульптуры, которая придавала храмовым зданиям нарядный и торжественный облик. В отличие от древневосточных цивилизаций, где скульптура была всецело подчинена требованим архитектуры, синтез искусств в Древней Греции проходил по другому принципу – скульптура и архитектура составляли равнозначные части цельного ансамбля, каковым являлся храм.

В архаический период складывается ряд основных типов греческого храма, которые продолжают развиваться в последующие века.

Первоначальный простейший тип – храм в антах – ещё напоминает мегарон. Храм состоит из закрытого прямоугольного помещения – наоса или целлы, где размещалась статуя главного божества, и портика – пронаоса с двумя колоннами, стоящими между двумя выступающими торцами продольных стен – антами.

Храм с выдвинутым вперёд колонным портиком перед наосом называется простиль. Древнейшие храмы иногда ставились в глубине двора, подобно мегарону.

С переходом к строительству на открытых площадках развивается тип храма с двумя равноценными четырёхколонными портиками на обоих торцевых фасадах – амфипростиль.

Позже распространение получили храмы, окружённые колоннами со всех сторон – периптеры. По числу колонн на торцах периптер называется шестиколонным, восьмиколонным и т.д. (тетрастиль, гексастиль). Наос периптера сохранят сохраняет форму храма в антах, простиля или амфипростиля с торцевым входным портиком.

В стремлении к увеличению вместимости портиков и пластическому обогащению здания формируется тип храма окружённого двойным рядом колонн – диптер, а также псевдодиптер – храм с портиками такой же ширины как и в диптере, только без внутреннего ряда колон.

Наряду с прямоугольными храмами изредка строились круглые храмы – толосы (фолосы), также обнесённые колоннадой.

В греческой архитектуре внешняя сторона здания всегда превалирует над интерьером. Все основные ритуалы совершаются снаружи здания – здесь стоял алтарь и совершались основные ритуалы. Внутрь храма, в святилище, тем более в сокровищницу, дозволено было заходить немногим.

Наличие большого количества леса в Греции с древнейших времён способствовало развитию в местной архитектуре стоечно-балочной системы перекрытий, в основе которой лежит трансформированное восприятие природных, растительных форм (колонна, как ствол дерева, а капитель – как его крона, мотивы аканта и т.д.). И только с исчезновением лесов в значительно более позднее время в Греции начинает распространяется арка.

В процессе развития архитектуры греческие мастера уже в 7 в. до н.э. разработали строго продуманную систему рациональных соотношений между несущими и несомыми частями здания, между колоннами и перекрытием, лежащем на них. Эта цельная, художественно осмысленная система получила впоследствии название ордера (от латинского “ordo” – строй, порядок). Порядок для греков ассоциировался с красотой и гармонией, а высочайшим примером красоты и гармонии было человеческое тело – именно с его пропорциями они соотносили все свои шедевры.

Греческий ордер состоит из сочетания трёх основных частей – колонны, её подножия – стереобата и лежащего на колоннах перекрытия – антаблемента. Ордерная система стала в дальнейшем основным типом архитектурной композиции в Древней Греции. Даже незначительные изменения пропорций и масштабов давали возможность видоизменять весь художественный строй здания. Основанная на модульных пропорциональных соотношениях ордерная система определяла соразмерности различных частей здания между собой и была в гармоничных соотношениях с размерами человека. Греческий ордер – это не только каменная конструкция, но и полоценная художественная выразительная система, отличающаяся плостической обработкой и гармоничной пропорциональностью своих частей.

Самым ранним греческим ордером был дорический, позже, в 6 в. до н.э., появляются ранние варианты ионического ордера. Дорический ордер развивался в основном в Пелопонесе и Великой Греции (греческие колонии в Сицилии и на юге Италии), ионический – на побережье Малой Азии, которое называли Ионией.

Дорический ордер. Дорический храм-периптер стоял на каменном основании – стереобате, который обычно состоял из трёх массивных ступеней. Дорическая колонна, лишённая базы, непосредственно опиралась на стилобат храма, её ствол украшали желобки канелюры. Колонна имела равномерное утолщение – энтазис, которое создавало впечатление упругой мощи. Колонну завершала простая капительэхин полукруглого профиля, а над ней – квадратная плита- абака. Антаблемент дорического храма состоит из гладкой балки архитрава, фриза, включавшего квадратные плиты – метопы, украшенные скульптурой, и вытянутые вертикальные прямоугольники – триглифы, а также карниза. Внутреннее пространство дорического храма – наос, делилось двумя рядами колон на три нефа. В среднем, наиболее широком нефе находилась статуя божества.

Ионический ордер. Ионический ордер, по сравнению с дорическим, отличался лёгкостью пропорций. Стройная колонна имела в основании базу, и меньше чем, чем дорическая, суживалась к верху. Её канелюры разделялись узкими дорожками, подчёркивавшими вертикаль колонны, а капитель имела два изящных завитка – волюты. Волюты образуют на сторонах капители валы – балюстры. Архитрав ионического ордера состоял из трёх горизонтальных полос, вдоль всего храма сплошной лентой шёл фриз с зоофорным рельефом. Прослеживается связь форм ионической капители с деревянными прототипами, которые, вероятно, соответствовали местным приёмам декоративной обработки деревянных балок.

Близкий к ионическому ордеру, но более изысканный и пышный коринфский ордер появляется только лишь в следующий, классический период, во второй половине 5 в. до н.э. Его название, как считается, происходит от г.Коринф в Греции. В отличие от ионического, коринфский ордер имеет более высокую колонну с базой и стволом прорезанным канелюрами, отличается более вытянутыми пропорциями. Основное отличие – в решении капители, представляющей собой колокол, окружённый двумя рядами листьев аканта, из четырёх углов которого, из-за листьев аканта, выступают стебли, образующие вверху небольшие завитки – волюты. На их опирается профилированный абак. Антаблемент близок ионическому, но в карнизе размещён ряд небольших кранштейнов-модульонов.

 

Архитектура классического периода

В 500-449 гг. до н.э. греческие города отстояли свою независимость в борьбе против могущественной Персии. В результате этих греко-персидских войн возросло могущество г.Афин, которые становятся центром греческой культуры всего классического периода. Именно в культуре Афин достижения Греции предыдущего времени нашли своё наилучшее воплощение.

Афины в это время, при правлении Перикла (444-429 г. до н.э.), достигли своего расцвета, став самым большим и сильным городом-государством Греции. Центром города была агора – главная городская торговая площадь. Рядом с агорой на скалистом обрывистом холме находился акрополь, т.е. верхний город”, городская цитадель – последняя линия обороны, за которой размещались основные афинские храмы. Для восстановления разграбленного и сожжённого персами афинского Акрополя Перикл приглашает гениального скульптора Фидия, который составил план переустройства акрополя, который из крепости с главными святынями города должен был стать памятником славы и величия Афин.

Работы на акрополе начались в 447 г. до н.э. и за короткий период вырос уникальный архитектурно-скульптурный ансамбль. Фидий осуществлял общий надзор за возведением зданий, ему подчинялись отряды каменотёсов и ремесленников. Продолговатый холм Акрополя вятянут с запада на восток и имеет примерно 300 м в длинну и 150 в ширину. Греки умели ценить творения природы и гармонично вписывать в природный ландшафт свои архитектурные сооружения. Не нарушая его, а придавая завершённость прекрасным творением человеческих рук. Поэтому неровная поверхность холма не была сглажена, и самая высокая его часть увенчивалась главным храмом – Парфеноном. (Как утверждал в 4 в. до н.э. оратор Демосфен про храмы Акрополя “они так хороши и так многочисленны, что ни для кого из следующих поколений не осталось возможности их превзойти”. Сооружения Акрополя до нашего времени дошли в сильно повреждённом виде, но и в таком виде они отличаются своей благородной красотой.)

В основе восприятия Акрополя лежит идея постепенной смены впечатлений – нет такой точки, с которой можно бы было охватить взглядом всё многообразие храмов Акрополя и только поднимаясь на вершину холма зритель постепенно открывал их великолепие. К западному склону холма вела священная дорога, по которой раз в 4 года, во время праздника в честь Афины – Великих Панафиней, проходила торжественная процессия афинских граждан, приносивших в дар богине пеплос – сотканный руками афинских девушек (вид ж. верх. одежды, шерстяная накидка).

Парадный вход на Акрополь – Пропилеи – построил архитектор Мнесикл в 434-432 гг. до н.э. Пропилеи представляют собой два дорических портика, один из которых обращён в сторону города, другой – к вершине Акрополя. Эти портики были увенчаны фронтонами. Потолки украшали кессоны расписанные золотыми звёздами по синему фону. В планировке Пропилей архитектор удачно использовал неровности склона – в том месте, где склон резко повышался он устроил поперечную стену с 5 проходами. Центральный проход, предназначенный для процессии, в обычное время был закрыт бронзовами воротами, к боковым вели лестницы. Сквозь широкий проход проходила высеченная в скале дорога, которую обрамляли с каждой стороны по три стройные ионические колонны.

Слева к Пропилеям примыкала пинакотека – картинная галерея, а справа её зрительно уравновешивал сложенный из мраморных блоков выступ – пиргос с маленьким храмом Ники Аптерос (Ники Бескрылой). Его построил, как считается, архитектор Калликрат, который составил проект здания в 450 г. до н.э. и осуществил его в 427-421 гг. до н.э. Почти квадратный наос храма с востока и запада украшают портики с 4 ионическими колоннами. Тут находилась деревянная статуя богини Ники Аптерос (бескрылой), хоть греки всегда представляли её крылатой – они хотели чтобы богиня победы никогда не покидала их город. В 17 в. турки разобрали для сооруж. укрепления, и лишь в 19 в. был храм собран снова.

Центральное место в композиции афинского Акрополя занимает величественный храм Афины-Девы – Парфенон. Главным архитектором храма был Иктин, а его помощником – Калликрат. Здание строилось с 447 по 438 г. до н.э. По своему плану Парфенон – дорический периптер размерами 70 х 31 м, окружённый 46 колоннами. Но храм получил и некоторые ионические элементы – вместо 6-колонных портиков, 8-колонные, сами колонны высотой 10,5 м. стали более стройными. В украшении храма использован ионический фриз, сплошной лентой проходящий за колоннами по стене здания. Главная точка восприятия храма, на которую расчитывали его создатели, находится в северо-западном углу. Именно отсюда монументальный храм на фоне ярко-голубого неба производит наиболее сильное впечатление. Совершенные пропорции храма, соразмерность всех его частей и точный расчёт масштабов здания по отношению к холму Акрополя делают его шедевром греческой архитектуры.

Парфенон передаёт впечатление безупречной красоты. Все линии представляются глазу идеально прямыми. Но на самом деле Парфенон построен с учётом особенностей человеческого зрения. Прямая линия стилобата, на котором возвышается здание, так же как и линия архитрава, в действитльности изогнута в силу того, что идеальная прямая линия человеческим глазом издали была бы воспринята как слегка вогнутая. Чтобы избегнуть этого, строители сделали стилобат и ведущие к нему ступени в центре на 10 см выше, чем по краям. Угловые колонны Парфенона более массивны и ближе подвинуты к соседним, иначе при ярком свете они казались бы более тонкими. Колонны слегка наклонены к центру здания, но кажутся строго вертикальными. Растояния между ними разичны, хотя воспринимаются как одинаковые. Это придаёт зданию удивительную жизненность и неповторимую красоту.

Внутри здание было разделено стеной на 2 неравные части. В главном помещении – целле – стояла знаменитая 12-метровая статуя Афины-Парфенос (Афины-Девы), созданная Фидием в 447-438 гг. до н.э. из золота и слоновой кости. Размеры статуи были строго согласованны с внутренним пространством храма. (По сообщению древних на статую пошло 1200 кг золота.В 5 в. н.э. статую вывезли в Константинополь, где через 100 лет она погибла во время пожара). Западную половину храма занимал зал с 4 ионическими колоннами – комната для девушек ткавших священную одежду в дар Афине. Тут же размещалась казна Афинского морского союза и государственный архив. Именно это помещение называли «парфенон» – от греч. «парфенос» – «дева». В 4 в. до н.э. это название стало относится ко всему храму. С легендами о жизни Афины были связаны и многочисленные скульптурные украшения храма –на фронтоне, в 92 метопах ионического фриза (365 фигур людей и 227 животных, ни одна из которых в точности не повторяется) и другие скульптуры, являющиеся вершиной творений мирового искусства. В Парфеноне Фидий успешно решил одну из важнейших проблем, стоявших перед архитекторами и художниками всех времён – задачу взаимосвязи, органического синтеза архитектурного облика здания с его скульптурным убранством.

К сожалению из 50 статуй, украшавших Парфенон в древности, до нашего времени дошли в обломках только 11. (В первые века средневековья храм был превращён в христианскую церковь, в центре восточного фронтона прорубили окно, уничтожив значительную часть здания. Тогда же были сбиты скульптуры метоп на восточной, западной, и северной сторонах. В средние века Грецию захватили турки, и при осаде города в 1687 г. венецианцами в храм, где турки устроили пороховой склад, попал снаряд, уничтожив крышу, часть колоннады, внутренние помещения и др. Захватив Акрополь венецианцы попытались снять центральную группу статуй западного фронтона и разбили её. В начале 19 в. почти все оставшиеся статуи, метопы и плиты фриза увезли англичане.)

Последние сооружения, завершившие архитектурный ансамбль Афинского акрополя, создавались уже после смерти Фидия (Фидий принял яд после обвинения его в краже золота при создании статуи Афины и святотатстве т.к. изобразил себя и Перикла на её щите). В 421-405 гг. до н.э. в северной части Акрополя был создан храм ионического ордера, несколько уравновешивавший громаду Парфенона. Этот храм был посвящённый Афине, Посейдону и мифическому царю Эрехтею, от имени которого здание получило название Эрехтейон. В нём хранились древние святыни города, в т.ч. деревянная статуя богини, по преданию упавшая с неба. Эрехтейон стоял на месте, где в древности, согласно мифам, происходил спор Афины с Посейдоном. В полу храма было отверстие, через которое показывали след на скале, оставленный трезубцем Посейдона, а перед храмам росла священная маслина. (миф о Эрехтее). Вероятно храм был задуман ещё при жизни Фидия, но осуществлён позднее. Храм удачно был вписан в рельеф – его восточная половина на 3 м выше западной. Три различных портика примыкают к храму, два из них поддерживают ионические колонны, в третьем крышу держат скульптурные изображения девушек несущих корзины – кариатиды. Пропорции здания таковы, что у зрителя не возникает впечатления, что ноша тяжела для девушек.

Вертикальной осью всего ансамбля была статуя стоящей с копьём Афины Воительницы.

Крутой склон Акрополя был использован для устройства тут театра Диониса на 17 тыс. мест и специального помещения для музыкальных состязаний – Одеона.

Высшим достижением греческого градостроительства периода классики была разработка концепции регулярного города, т.е. строительство городов по предварительно продуманному, основанному на принципах рационального благоустройства, плану. Этот принцип городской планировки получил название “ гипподамов город ”, по имени его создателя Гипподама из Милета (5 в. до н.э.). Гипподамов город предполагал деление городской территории пересекающимися под прямым углом улицами на сетку правильных жилых кварталов. Предусматривалось выделение городского центра, застроенного общественными зданиями – храмами, помещениями для должностных лиц и т.п., торговой площади агоры. В регулярном городе обязательно предусматривались театр, стадион и гимнасии. К городу подводилась вода по водопроводу, от основного канала которого она распределялась по трубам к колодцам, где жители брали воду. Нечистоты выводились с помощью канализации за пределы города.

Принципы Гипподама могли быть реализованы лишь в городах, возводимых на новом месте. В древних городах, таких как Афины, Коринф и т.п. положение было другим – беспорядочно скученные частные жилища, разбросанные между них храмы, узкие улочки. Но и здесь в 5-4 вв. появляются элементы регулярности: архитектурно украшаются акрополь и агора; ремесленные мастерские с вредным призводством (керамические и кожевенные) выносятся на окраину города. В 5-4 вв. до н.э. все греческие города обзаводятся мощными оборонительными стенами с башнями, которые вносят организующий элемент во всю городскую планировку.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2024; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.