Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Амфитеатр и гладиаторские бои




Жилые дома. Планировка римских домов, в том числе найденных в Помпеях, отличается строгой симметрией, помещения расположены по сторонам оси, проходящей через центр дома. Дом делился на две части: официальную, куда приглашали гостей, и частную, где проходила жизнь семьи. Центром первой половины был атриум – торжественная приёмная. Главное место в нём занимал прямоугольный бассейн, над которым в потолке было сделано такой же формы отверстие для освещения. Через него в бассейн, отделанный мрамором, попадала дождевая вода. По краям бассейна стояли колонны, поддерживавшие крышу, а в самом бассейне – статуя, служившая фонтаном. В одном доме это был смеющийся мальчик с раковиной в руке, в другом – танцующий сатир, отлитый из бронзы. К атриуму примыкала вторая, частная половина дома: рабочий кабинет хозяина и место хранения архива – таблин, а также открытый внутренний двор – перистиль, который имел вытянутую прямоугольную форму. Такие перистильные дворики были широко распространены в греческих домах, и римляне со 2 в. до н.э. заимствовали их, сделав обязательной частью богатого дома. Перистиль стал любимым местом отдыха. Вокруг него с трёх, иногда с двух сторон шла крытая колоннада, а в центре находился садик. Раскрашенные или покрытые штукатуркой под мрамор колонны, журчащие фонтаны, мозаики, искусственные водопады, статуи – всё это украшало перистиль, придавало ему особое очарование. Вокруг атриума и перистиля находились столовые, спальни, кухни, бани и другие помещения. Такой тип богатого римского дома, совмещавшего в одном здании атриум и перистиль, получил название атриумно-перестильный дом.

Полы и стены храмов, дворцов, базилик и богатых вилл по всей Римской империи были украшены тонко выполненными мозаичными орнаментами и даже целыми картинами (например в доме Фавна в Помпеях находится мозаика, изображавшая битву Александра Македонского с царём Дарием, площадью около 15 м²). В северных провинциях многие дома имели отопление – из печей горячий воздух направлялся по глиняным трубам под полом различных помещений и создавал в них тёплую атмосферу.

Однако если общественные здания и богатые дома блистали роскошью отделки и удобствами, то жилища большинства свободного населения были убоги и неудобны. Сельские жители ютились в деревянных, а в средиземноморских областях – в кое-как построенных каменных хижинах, крытых черепицей и отапливавшихся очагом, находившимся в середине помещения.

В Риме, Эфесе, Александрии широкое распространение получили дома-инсулы (лат. insula – букв. остров). Инсулы – кирпичные жилые дома в 3, 4 и даже 6 этажей, с комнатами или квартирами сдававшимися в наём. Возникли они ещё вероятно во 2 в. до н.э., но самое широкое распространение получили в эпоху империи.

Дороги. Водопровод, канализация (Б. клоака), мосты.

 

ТЕМА 8: Архитектура эпохи Римской империи (30 г. до н.э. – 476 г. н.э.)

В 1-2 вв. н.э Римское государство представляло собой огромную империю, центром которой был Рим – самый большой, красивый и благоустроенный город античности, с населением в 1-1,5 млн. чел. Во главе государства стоял император, носивший титул «божественный», поэтому перед искусством и архитектурой встала задача прославления императора и возвеличивание его власти.

К древнейшему форуму времён Республики императоры пристроили ряд новых. Симметричная планировка отличает их от республиканского форума с его живописной композицией. Форум эпохи Империи представлял собой продолговатую, окружённую портиками площадь, в глубине которой стоял прямоугольный храм. Каждый новый император пристраивал свой форум к уже существующим, стремясь превзойти их пышностью и богатством. На форумах и других площадях Рима стояло огромное количество статуй, общее число которых в 4 в. н.э. достигло 10 000.

Среди площадей императорского Рима своими грандиозными размерами выделялся форум Траяна, построенный в 109-113 годах одним из величайших архитекторов Рима – Аполлодором. Форум занимал прямоугольную площадь 116х95 м. В центре площади возвышалась конная статуя Траяна, отлитая из бронзы и покрытая позолотой. С трёх сторон форум окружали портики, между колоннами стояли статуи знаменитых полководцев и ораторов. С четвёртой стороны находилось величественное здание базилики. За ней располагались две библиотеки с латинскими и греческими рукописями, колонна Траяна и храм, посвящённый императору. Весь архитектурный ансамбль расположен по одной оси. Его планировка отличалась смелостью замысла и исключительной законченностью. Из всех памятников форума Траяна, сильно пострадавшего от времени, сохранилась лишь колонна Траяна – типичный для Рима монумент, прославляющий императора.

30-метровая колонна, которую венчает дорическая капитель, сложена из 17 барабанов каррарского мрамора. Её основанием служит мраморный куб высотой 5,5 м. Внутри колонны проходит винтовая лестница из 180 ступеней. На вершине колонны первоначально находился орёл, а после смерти Траяна там установили бронзовую статую императора, которая погибла в эпоху средневековья (в 16 в. её заменила статуя св. Петра – покровителя города Рима). Колонна Траяна должна была продемонстрировать колоссальный размах работ, проведённых при строительстве форума. Для этого был срезан угол холма Квиринала, и строители вывезли 850 тыс. м³ земли. В надписи на бронзовой двери колонны говорилось, что монумент был воздвигнут «для оповещения, какой высоты гора была снесена и место для таких сооружений расчищено». По свидетельству римских историков, в пьедестал колонны была помещена золотая урна с прахом Траяна.

Величественный монумент прославлял и военные победы императора, одержанные им в походах против даков, которые жили по течению реки Дуная. От пьедестала до капители колонна облицована плитами паросского мрамора, на которых спиральной лентой идут барельефы. На 200-метровой ленте с исторической последовательностью изображены все основные события похода от постройки моста через Дунай до триумфального возвращения Траяна в Рим. Рельеф колонны производит впечатление орнаментального узора, в его сценах – 2 500 разнообразных фигур, между которыми искусно спрятаны окна, служившие для освещения лестницы проходящей внутри колонны. Рельеф колонны представляет собой уникальный памятник римской скульптуры.

Ещё одна сохранившаяся до наших дней колонна – колонна Марка Аврелия, прославляет в рельефах победу императора в маркоманских войнах.

 

Ещё в 55 г. до н.э. Помпей построил первый в Риме большой каменный амфитеатр, где проходили любимые римлянами гладиаторские бои и травля зверей. Амфитеатры были рассчитаны на несколько десятков тысяч зрителей и в несколько раз превышали вместимость театральных зданий. В различных городах бывшей Римской империи сохранились остатки амфитеатров (Париж, Арль, Верона, Капуя, Помпеи, Тобур в Тунисе и т.д.). Самым большим был «Коллосеум» (Колизей, от слова «колоссальный») в Риме, построенный в 75-80 г. н.э. и вмещавший около 50 тыс. зрителей. В плане он представлял гигантский овал 188х156 м. Стена Колизея высотой в 50 м сложена из крупных блоков травертина. Три яруса сводчатых арок опираются на скрытые в стене мощные столбы. Воспринимаемые с разных сторон они создают богатую светотеневую игру, оживляющую фасад. Суровый ритм бесконечно повторяющихся аркад придаёт зданию величие и монументальность. Столбы, которые служат опорою арок, украшены полуколоннами, утратившими своё конструктивное значение и сохранившими характер архитектурной декорации. В первом ярусе к столбам приставлены полуколонны дорического ордера, во втором – ионического, в третьем – коринфского, гладкую стену четвёртого яруса расчленяют коринфские пилястры. Между пилястрами выступают по три кронштейна, опоры для мачт, на которых был натянут огромный составной тент для защиты зрителей от солнца. Арка и свод составляют основу конструкции Колизея. Ордерная аркада, использованная в Колизее, стала важнейшей композиционной формой римской архитектуры.

Планировка Колизея отличается продуманным и точным расчётом. Композиционное построение фасадов наглядно передаёт внутреннюю конструкцию сооружения. Ярусам стены соответствуют пояса сидений внутри амфитеатра. Основу грандиозного амфитеатра составляют 80 радиально расходящихся стен, сложенных из туфа и бетона. Они образуют клетки для лестниц, ведущие на верхние ярусы, и служат надёжной оборой бетонных сводов, которые поддерживают места для зрителей. Многотысячная толпа зрителей входила в Колизей через 80 арок нижнего яруса и попадала в сводчатые галереи, идущей параллельно внешней стене Колизея. Четыре из них предназначались для зрителей, а пятая, роскошно отделанная мрамором и мозаиками, – для гладиаторов. Кольцевые галереи повторялись в двух верхних ярусах и служили местом отдыха для зрителей или убежищем на случай грозы. Рационально устроенная система входов, лестниц и галерей позволяла быстро заполнить или освободить амфитеатр.

Центр Колизея занимала площадка, на которой проходили гладиаторские бои травля зверей. Её деревянный пол посыпался песком, по-латыни «арена», от чего площадка и получила своё название. В помещениях под ареной находились клетки для зверей, комнаты для раненых и убитых гладиаторов, а также водопровод. С его помощью арену затопляли водой и на ней разыгрывались морские сражения. Размеры арены позволяли выпускать одновременно до трёх тысяч гладиаторов. Над ареной поднимался подиум – широкая площадка, где стояли мраморные кресла для сенаторов, в особой ложе сидел император. Далее шли три яруса каменных скамей, облицованных мрамором. Ещё выше располагались ряды деревянных сидений и галерея, где стояли зрители. Своеобразным украшением Колизея были статуи, стоявшие в арках второго и третьего ярусов.

Амфитеатр сильно пострадал от пожаров и землетрясений. На протяжении многих столетий средневековья он служил римскими городскими каменоломнями.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 988; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.