Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Базилика Максенция-Константина

Рынки

Триумфальные арки

К специфически римским памятникам относятся триумфальные арки, прославляющих победы полководцев и императоров. В южной части Римского форума возвышается однопролётная, украшенная рельефами арка императора Тита, воздвигнутая в 81 году честь победы над восставшей Иудеей. Сложенная из мрамора арка высотой 20 м служила постаментом для бронзовой скульптурной группы, которая изображала императора и сопровождавшую его богиню победы на колеснице, запряжённой четвёркой лошадей. Высокий пьедестал, на котором стоит арка, и 4 стройные полуколонны с изящными капителями на её фасадах, подчёркивают благородную красоту памятника.

Над пролётом арки высечена посвятительная надпись. Широкий пролёт арки украшали рельефы с изображениями триумфального шествия императора Тита. На одном из них – император, едущий на колеснице, на другом – римские легионеры несут драгоценные трофеи из Иерусалимского храма. В арке Тита раскрыто единство прекрасного архитектурного облика и скульптурных украшений, раскрывающих историческую значительность события.

В северной части форума размещается арка Септимия Севера, с тремя пролетами с множеством скульптур в память победы над парфянами; недалеко от форума – огромная арка Константина с изображением многочисленных фигур окружающих императора подданных.

 

Объединение различных стран в рамках одной империи способствовало широкому развитию торговли. Многочисленные торговые лавки и склады становятся неотъемлемой частью каждого города. Лавки занимали нижние этажи зданий и тянулись вдоль всей улицы. В некоторых городах возводились специализированные помещения для торговли каким-либо одним товаром, например мясной рынок, здания для торговли шерстью. В начале 2 в. н.э. в Риме был построен грандиозный Троянов Рынок. Это величественное сооружение, состоящее из 5 ярусов-этажей, включало до 150 лавок для продажи разных товаров.

 

Последнее крупное сооружение Рима – базилика императора Максенция (ок. 310 г.). В этом судебно-административном учреждении протекала деловая жизнь города, оно превосходило все более ранние базилики своими колоссальными размерами и безупречностью конструктивного решения. Прямоугольное в плане здание имело 100 м в длину и 76 м в ширину. Архитектор создал перекрытие над огромной площадью в 6 000 м2 и использовал для этого различные типы сводов. Внутри базилика делилась на 3 нефа, центральный имел 35 м в ширину и был перекрыт, как и в термах Каракаллы, трёхпролётным крестовым сводом, весом в 7 000 тон. Этот свод поддерживали 8 мощных столбов, к которым примыкали монолитные двадцатиметровые колонны, и зрителю казалось, будто они несут тяжесть свода. Центральный зал был выше боковых, и в его продольных стенах, под самыми сводами, прорезали окна. Каждый из боковых нефов включал 3 помещения, связанные между собой большими арочными проёмами. Оси этих помещений были перпендикулярны оси главного зала, а их цилиндрические своды, высотой 24,5 м были украшены кессонами, которые подчёркивали громадные размеры здания. Конструкция стен и сводов представляла типичный для Рима кирпично-бетонный монолит. Базилика Максенция с её симметрично организованным внутренним пространством, с её залами, поражавшими своим необъятным величием, послужила образцом для христианских базилик средневековья.

Все типы перечисленных памятников встречаются не только в Риме, но и в других городах Римской империи.

Технический прогресс в римском строительстве выявился в появлении специальных сочинений по теории архитектуры. В конце 1 в. до н.э. инженер и архитектор Витрувий Поллион написал трактат «Десять книг по архитектуре», которые являлись подлинной энциклопедией строительной практики его эпохи, практическим руководством для строителей и заказчиков. Витрувий сформулировал основные требования, которые применимы к сооружению любого времени: оно должно сочетать в себе пользу, прочность, красоту. От архитектора Древнего Рима требовалось всеобъемлющее образование, включающее знание климата, почвоведения, минералогии, акустики, гигиены, прикладной астрономии, математики, истории, философии, а также архитектурной эстетики. Труд Витрувия отражал уровень развития строительного искусства, а также о социально-политический аспект развития градостроительства в эпоху императора Августа. Он пользовался большой популярностью в римское время, но настоящей славы достиг в эпоху итальянского Возрождения, послужив образцом для сочинений по теории архитектуры во всех странах Европы.

Римская архитектура в эпоху Империи достигла своего высочайшего расцвета. Её технические и композиционно-художественные открытия сыграли огромную роль в истории мирового зодчества. Опыт строителей Рима использовали архитекторы Европы вплоть да 19 в. Но уже сразу после падения Западной Римской империи и захвата её территории варварскими племенами в 5 в. н.э., многие строительные достижения и навыки были надолго утрачены, в том числе секреты изготовления римского бетона, возведения куполов и сводов.

 

ТЕМА 9: Архитектура народов Восточной Европы в эпоху раннего железного века (I тыс. до н.э. – первая половина I тыс. н.э.)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Пантеон | Архитектура античных городов Северного Причерноморья
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 872; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.