Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пантеон

Термы

Акведуки

Для доставки в Рим и другие большие города империи чистой воды из горных источников строились специальные арочные водопроводы – акведуки. Если на пути водопровода встречались реки или овраги, строители воздвигали аркады, которые поддерживали водопроводный канал. Первый акведук в Риме появился ещё в 4 в. до н.э., а к 3 в. н.э., когда население города превысило 1 млн. человек, имелось 11 водопроводов, которые подавали в город 1,5 млн. м³ питьевой воды в день.

Лучше других акведуков сохранился Гардский мост, построенный в 1 в. н.э. в римской провинции Галлии и снабжавший питьевой водой город Ним. Общая длинна водопровода составляла около 50 км, но от него осталась лишь трёхъярусная аркада, проходящая над долиной реки Гар, она имеет 273 м в длину и 49 м в высоту. Смелый замысел создателей акведука потребовал высокой строительной техники. Гардский мост – идеальный образец кладки из тёсаного камня. Блоки тщательно пригнаны один к другому, без связующего раствора. Особую сложность представляла кладка арок. Их пролёты достигают 20 м, а центральная арка, соединяющая берега реки, имеет пролёт в 24,4 м. Величественный акведук составляет единое целое с окружающим пейзажем. В нём заключена присущая римскому зодчеству целесообразная красота инженерной конструкции, чёткая и строгая логика архитектурной мысли, воплощённая в мощном ритме повторяющихся аркад. Величественный акведук сохранился в г .Сеговия в Испании и многих других местах.

Римляне очень гордились своими акведуками. Инженер Фронтин, заведовавший водоснабжением Рима в начале 2 века, утверждал, что «акведуки – главное свидетельство величия Римской империи», он же написал сочинение «Об акведуках».

 

Неотъемлемой частью городской жизни в Римской империи были общественные бани – термы. В Риме к 4 в. насчитывалось 12 больших императорских терм и сотни частных бань. Они служили местом отдыха и развлечений. Посещение терм было частью повседневной жизни римлянина. Термы включали парильни, бассейны с тёплой и холодной водой, гимнастические залы, комнаты отдыха, библиотеки, окружались парками. Особенно роскошными были термы, построенные в правление императора Каракаллы в 211-216 гг. Они занимали площадь в 12 га, и были рассчитаны на 1600 посетителей. Ещё грандиознее, судя по руинам, были термы Диоклетиана, вмещавшие вдвое больше людей.

Главное здание терм Каракаллы стояло на обширной искусственной террасе. Со всех сторон его окружал тенистый парк с аллеями и цветниками, в нём был устроен стадион с трибунами для зрителей и отдельные здания для библиотек, музыкальных и литературных концертов. В главном здании терм по центральной оси располагался открытый бассейн с холодной водой, величественный парадный зал площадью в 2700 м², тёплая баня и круглая парильня. Справа и слева от оси главных помещений находились вестибюли, залы для раздевания, глубокие бассейны и открытые перистильные дворы, где занимались гимнастическими упражнениями. Для перекрытия больших помещений строители использовали своды. Парадный зал, богато украшенный мозаиками, позолотой и мраморными статуями, был перекрыт тремя мощными крестовыми сводами, опорой которым служили восемь огромных столбов. Обширные залы, покрытые сводами, сменялись один за другим, образуя единое внутреннее пространство. Решение этой проблемы с помощью сводчатых покрытий – одно из выдающихся проявлений инженерного таланта римлян. Парадный зал терм был залит солнцем и светом, который падал сквозь круглые проёмы и высоко расположенные застеклённые окна. Стены зала украшали плиты разноцветного мрамора.

С замечательным искусством была спланирована система водоснабжения и отопления в термах. Вода поступала из специального водопровода и отстаивалась в больших цистернах. Канализация позволяла за несколько минут менять воду в любых бассейнах. Горячий воздух от подземных печей распространялся по трубам и отопительных ходам, устроенным в полах, стенах и сводах банных помещений; от него согревалась вода в бассейнах. Термы Каракаллы справедливо считались одним из чудес Рима.

 

Завоёвывая различные территории римляне не уничтожали местных богов, а стремились заполучить их благосклонность, и часто даже переносили их изображения и культы в сам г.Рим, считая, что это только усилит мощь столицы империи. В этом проявилась особенность императорского Рима, отражавшая синкретизм его культуры. С этой целью в 120-125 г. н.э. на Марсовом поле был сооружён Пантеон императора Адриана – храм всех богов. Его строительство некоторые учёные связывают с именем архитектора Аполлодора, создавшего форум императора Траяна.

Пантеон – круглое в плане здание, перекрытое куполом. В нём проявились техническое мастерство и художественная выразительность римской архитектуры. Сооружение купола Пантеона было крупнейшим достижением античного инженерного искусства.

Круглая в плане стена здания толщиной в 6,2 м стоит на массивном фундаменте, она выполнена в кирпично-бетонной технике. Внутри стены оставлены пустоты для облегчения её веса. Восемь опор – пилонов, соединённых между собой строго продуманной системой кирпичных арок, поддерживают купол. Он, как и стена, сложен из горизонтальных слоёв бетона. Для прочности конструкции купола наружная стена возведена на один ярус выше внутренней, на которую опирается купол. Массив стены как снаружи, так и в нутрии здания искусно скрыт плитами облицовки. Наружная часть здания была покрыта белой штукатуркой, а купол – позолоченной бронзой.

Композиция Пантеона удивительно проста. Строгий портик с колоннами, высеченными из монолитных глыб красного гранита, украшает его фасад. Колоннада портика отличается монументальным величием.

Высота здания достигает 42,7 м, а диаметр грандиозного купола составляет 43,2 м. Пол Пантеона выложен мраморными плитами, а стена разделена на два яруса: нижний украшают лоджии с коринфскими колоннами и глубокие ниши, где в древности стояли статуи, верхний был расчленён пилястрами из драгоценного цветного мрамора, которые в 18 веке были заменены современными украшениями.

С непревзойдённым пространством архитектор решил проблему внутреннего пространства в Пантеоне. Оно поражает необычайной цельностью и гармоничной красотой. Эти качества достигнуты благодаря ясной логике архитектурного замысла и прекрасно найденной соразмерности пропорций. Диаметр здания равен его высоте, а высота стены, несущей купол, составляет половину высоты Пантеона. Купол изнутри представляет собой точную полусферу, он украшен пятью рядами кессонов. Этим архитектор достигает впечатления сравнительной лёгкости. Перспективно уменьшающиеся кессоны создают впечатление необыкновенной высоты и единства внутреннего пространства. Сквозь 9-метровое отверстие в центре купола в храм льётся поток света. Вплоть до 19 в. купол оставался непревзойдённым по своей величине, а сам Пантеон в течение столетий служил образцом здания, перекрытого куполом.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Амфитеатр и гладиаторские бои | Базилика Максенция-Константина
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.