КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ТЕМА 10: Зарождение средневековья в условиях позней Римской империи. Структура и символика христианского храма
Термин “Средневековье” в современной науке подразумевает эпоху феодализма. Применительно к странам Западной и Центральной Европы, а также Византии он охватывает период с 5 по 15 век, относительно территории Московской Руси – вплоть до 17 в. Выделяются 2 больших культурных ареала: 1 – Византия до арабского завоевания и сопредельные с ней страны, в том числе Восточная Европа; 2 – Западная, Центральная и частично Восточная Европа. Отличительной чертой средневековой культуры было стремление объединить античнное наследие с культурой и энергией молодых народов. Особенностью средневековья было огромное влияние религии: христианство и его институт – церковь, были важнейшим фактором в формировании и развитии феодальной культуры. Почти все виды духовной деятельности и искусства были “служанками” религии, но также частично сохранялись народные традиции языческой эпохи. В условиях разложения античного мира в познеримскую эпоху зародилось и стало распространяться христианство – один из многочисленных в то время восточных культов. В 4 в. христианство стало официальной религией Римской империи. В 324 г. император Константин основал г.Константинополь и в 330 г. перенёс в его столицу Римской Империи. Восточные провинции Римской Империи получили возможность самостоятельного политического и культурного развития. В 395 г. образовалось два самостоятельных государства (Восточная и Западная Римская империи) которые стали развиваться различными путями. Первоначально Рим сохранил свою роль художественного центра, т.к. в Византии ещё не сложилась своя художественная традиция. Но постоянная угроза Риму со стороны варварских народов заставляла императоров часто переезжать то в Милан, то в Равенну, что вело к сокращению строительства и угасанию художественной активности. В 476 г. германские наёмники (варвары) низлагают последнего Римского императора Августа Ромула и Западная Римская империя распадается на ряд варварских королевств. Соответственно её роль как продолжательницы античных традиций окончательно исчезает, но при этом остаётся стоять огромное количество античных архитектурных памятников. Теперь именно Византия становится единственной наследницей и, на последующую 1000 лет, передатчицей античных традиций в средневековой Европе. И именно Византией были заложены особенности культуры восточно-христианского мира. Важнейшим событием стало официальное принятие христианства, которое теперь вместо борьбы с государством освещало существующие порядки и императорскую власть. Легализация христианства создала предпосылки для формирования регулярного типа христианского храма. Ранее, до признания, в христианстве использовались два типа храма: зал для общинных собраний (часто частный дом) и поминальное святилище над могилой мученика. Развитие культового ритуала потребовало объединить молитвенный зал и святилище. Таким зданием стала христианская базилика, возникновение которой относится к 4 в. В это же время возникают и центрические купольные культовые здания, гл. образом крещальни (баптистерии). Первоначально в Византии базилика – это дворец архонта базилевса – высшего духовного лица города, позже – общественное здание. Христианская базилика представляла собой прямоугольное в плане здание, ориентированное с запада на восток. Вход помещался в западном фасаде, а восточный конец завершался полукруглой алтарной нишей – апсидой. Перед входом, как правило, располагался открытый двор – перистиль. Между двором и храмом (прикреплённый к храму) располагался притвор – нартекс (помещение для некрещёных, но готовых принять христианство). Центральное помещение базилики делилось рядами колонн на несколько продольных залов, которые назывались нефы или корабли. Количество нефов всегда нечётное. Главный неф предназначался для культовых церемоний, в боковых размещались молящиеся. Христианские базилики имели, как правило, плоские перекрытия с двухскатной крышей над главным нефом, и односкатными – над боковыми. Пространство алтарной части в интерьере предварял арочный проём, напоминавший триумфальную арку. В некоторых базиликах с ранних времён перед триумфальной аркой существовал обширный поперечный неф – трансепт, концы которого часто выступали за объём храма, образуя хорошо читаемый изнутри и снаружи пространственный крест – символ христианства. Место пересечения трансепта и главного нефа называется средокрестие. В отличие от языческих храмов, христианские воспринимались не как место жительства Бога, не как «дом Бога», а как символ Вселенной, а также как место на земле где верующие «внимали гласу Божьему» и благодаря богослужениям могли приобщиться к идеальному миру божественных сфер. Поэтому храм должен был представлять «иной мир», отличный от повседневного. Отсюда и главенствующая роль внутренних помещений в христианских храмах, художественный и идейный образ которых рождался из контраста суровых внешних стен и пышной торжественности интерьера (мозаики, росписи, утварь и т.д.). Восточная апсидная часть храма своим размещением была связана с восходом солнца – светила дающего жизнь. В этой части храма размещался алтарь, изображения Иисуса Христа и Богоматери. В противоположность этому западная часть храма была связана с темой обычной мирской жизни, греховности и смерти. Именно в этой части размещались изображения и рельефы на темы греховности человека и Страшного суда, в крипте под полом в этой части храма хоронили умерших. Человек входя в храм из обычного греховного мира должен был пройти через западный портал храма, на котором изображены сцены Страшного суда и, таким образом, духовно «очиститься». Далее внутри храма торжественный ритм колоннад направлял внимание к центру, к алтарю. В католических храмах на стенах или колоннах размещены «стации» – сцены с изображением крёстного пути Иисуса Христа. Таким образом, верующий идя по храму, повторял крёстный путь Бога, для того чтобы приобщится к нему в конце своего «крёстного пути» – у алтаря. Свод храма воспринимался как небосвод и часто соответственно украшался. Каждый камень или кирпич в стенах храма воспринимался не просто как строительный материал, а как образ множества верующих людей, вместе образующих церковную общину – духовную основу христианской Церкви. Традиционно термин “ церковь ” закрепился за обозначением православного храма, “ костёл ” – католического храма, “ сбор ” – протестанского храма. Однако в рускоязычной литературе термином “церковь” зачастую обозначаются и костёлы и сборы, а также церковная организация как общественно-религиозный институт.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |