КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ТЕМА 11: Архитектура Византии
В своём развитии Византия прошла следующие этапы: 1. 324 г. – основание императором Константином г. Константинополя (столицы Византии – Восточной Римской империи) 2. 1204 г. – захват Константинополя участниками 4 крестового похода. 3. 1261 г. – отвоевание Константинополя императором Михаилом 8 Палеологом. 4. 1453 г. – захват Константинополя турками-сельджуками. Сведения о гражданской архитектуре ранней Византии очень скудны, данные археологии позволяют полагать, что большие города имели структуру и планировку близкую к античным. Распространённым типом культовой постройки в Византии в течение первых столетий являлась базилика. Однако с 5 в. большое значение имели центрические постройки, идея которых оказалась ближе восточному миропониманию. В разработке восточного типа храма большую роль сыграла архитектура Ближнего Востока – Сирии, Малой Азии, Месопотамии. Одной из ведущих была сирийская строительная школа, в которой большое внимание придавалось оформлению западного фасада базилик. Сирийские архитекторы впервые вводят оформление фасада двумя башнями фланкирующими центральный вход. Тут же, в Сирии, появляются и купольные перекрытия храмов. Это было связано с одной стороны с рядом особенностей местной архитектуры, а с другой – диктовалась разработкой ритуала христианской службы на Востоке: культовая церемония разворачивалась вокруг специального возвышения, отмечавшего центр храма. Купол в этой связи акцентировал средоточие здания. Появление куполов переориентировало развитие архитектурных пространств – при укороченном плане сирийских базилик оно совершалось не по горизонтали, а по вертикали. Это направило главные усилия архитекторов на выработку типа базилики, целиком возведённой из камня. Важным этапом в этом направлении явилось сооружение в монастыре Симеона Столпника комплекса из 4-х 3-х нефных базилик, образовывавших в плане крест (470 г., Сирия). Необходимость перекрывать куполом прямоугольные в плане помещения выдвинула сложную конструктивную задачу. С целью облегчить переход от прямоугольника плана к окружности купола огромными столбами и стенными нишами стремились выделить подкупольный квадрат, который соединялся с основанием купола при помощи тромпов – угловых ниш перекрытых полукуполами (из иранской арх-ры). В дальнейшем переход от квадрата основания к куполу стали осуществлять при помощи “парусов” – треугольных сферических сводов. Усилия константинопольских архитекторов были направлены именно на разработку купольного типа храма, наиболее соответствовавшего идее государственной централизации. Царствование императора Юстиниана (527-565 гг.) было временем расцвета Византии, отмеченное духовным подъёмом во всех сферах жизни империи. Его правление сопровождалось большой строительной активностью. Константинополь превратился в прекрасную столицу со множеством дворцов, площадей, ворот и магистралей. Своим богатством особо выделялся Большой императорский дворец. Площадь перед ним была средоточием всех городских магистралей, и поэтому воспринималась византийцами как центр подвластного им мира. Именно тут Юстиниан повелел воздвигнуть “храм храмов” – главный собор империи, посвящённый св. Софии – “премудрости Божией”. Юстиниан поставил задачу – создать главный храм христианской “ойкумены”, которую он стремился объединить в рамках единой империи. Также храм должен был отражать христианскую модель мира и миропонимания. В 532-537 гг. архитекторы Анфимий из Тралл и Иссидор из Милета возводят храм св. Софии. Конструкция св.Софии Константинопольской объединила центрический и базиликальный тип постройки при преобладающем значении купола. С этого времени такой тип постройки становиться ведущим в византийских храмах. План Софии представляет собой прямоугольник, в центре которого выделен квадрат, обозначенный мощными столбами. Они отделяют центральный неф от боковых. С запада и востока от опорных столбов отходят две полукруглые экседры (экседра – полукруглое сооружение, ниша). Центральный купол был возведён на парусах. Подобная конструкция в таких масштабах была возведена впервые (диаметр купола Софии – 31,5 м.). Значительный распор, который развивал купол, передавался на два больших полукупола и погашался перейдя в полукупола экседр и апсиды. С боков давление купола уравновешивалось скрытой системой контрофорсов. Храм был окружён плотной застройкой, но возвышался над ней, являясь одной из доминант Константинополя. Снаружи вид храма был достаточно суров, но богатое внутреннее убранство было полной противоположностью (послы кн. Владимира). В центре возвышался амвон – сложное сооружение из серебра и драгоценных камней, вокруг которого развивались литургические церемонии. Грандиозный подкупольный зал во время церемоний воспринимался как образ мироздания. Создавалось впечатление что храм ограничивает хрупкая оболочка, сотканная из блеска цветных мраморов, золочёной смальты и солнечных бликов. 40 окон у основания главного купола производили впечатление светового кольца, и купол, облицованный изнутри голубой мозаикой с золотым крестом в центре, воспринимался как подвешенный к небу на золотой цепи. Т.о. была достигнута иная чем в античности ориентация архитектурного сооружения. Античная постройка воплощала идею равновесия сил и поднималась подобно органическому телу, снизу вверх. Византийский храм, подобно небосводу, как бы “свисал” от невидимой вне земного шара находящейся точки. В 9-12 вв. новая конструктивная крестово-купольная система получила классически завершённые формы. Её достоинство состояло в том, что она позволяла создавать большое количество вариантов, менять масштабы здания при неизменности центрального ядра. Это ядро составлял купол на барабане, опиравшийся на 4 свободностоящие опоры (в противоположность низким и плоским куполам предшествующего времени). От него крестообразно, ориентируясь по сторонам света, отходили «рукава» равноконечного греческого креста – прямоугольные помещения перекрытые сводами, как правило, цилиндрическими. Этот крест с куполом в центре был вписан в квадрат плана. Образовывавшиеся по углам здания 4 малые ячейки квадратной формы в развитом типе здания также перекрывались сводами. В 9 веке происходит заметное уменьшение размеров храмов, в сравнении с предшествующим периодом. Теперь храм был рассчитан на небольшое количество народа, это по преимуществу была монастырская или приходская церковь. Сложение и разработка крестово-купольного типа храма шла одновременно с упорядочиванием внутренней декорировки. Восточная часть храма ассоциировалась с раем, западная – с адом, своды – с небом. В соответствии с этим размещались фрески и мозаики.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |