Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Монастыри

Храм

Города

Феодальный замок

Романская архитектура

Романский стиль развивался под сильным воздействием римских традиций, выделялся суровостью, крепостным характером, использованием массивных тяжёлых форм. Архитектура стала основой всего романского искусства. В аграрной феодальной Европе основными типами сооружений стали рыцарский замок и храм, которые зачастую являлись составными частями таких сложных комплексов, как город и монастырский ансамбль.

Возникновение укреплённого жилища феодала было порождением феодальной эпохи. Деревянные цитадели уже в 9 в. стали сменяться каменными донжонами. Донжон – это высокая прямоугольная каменная башня, служившие сеньору и домом и крепостью. Возводили донжоны, а позже и комплексы замков, на высоком холме или у мыса реки, окружали палисадом и рвом с водой, через который перекидывался подъёмный мост. Из оборонительного сооружения замок вскоре превратился в средство военной экспансии. Этому способствовали крестовые походы. Ведущую роль в замках стали играть башни, соединённые стенами и сгруппированные на наиболее уязвимых участках, что позволяло вести оборону даже немногочисленному гарнизону. Камни в башнях отёсывались хоть и не с приданием им точной прямоугольной формы, но тщательно подгонялись. В нижних частях башен и в углах помещались камни более крупные и более правильной формы. Постепенно квадратные башни в структуре замков сменились круглыми, которые обеспечивали лучший радиус обстрела, рикошетили при обстреле каменными ядрами, и были более устойчивыми против стенобитных машин, разрушавших прямоугольные башни выбивая их угловые камни. В состав замка были включены хозяйственные сооружения, водопровод и цистерны для сбора воды. Образ оборонительной крепости наложил неизгладимый отпечаток на всю архитектуру того времени.

После завоевания варварами, античные города постепенно приходят в упадок. Центр экономической жизни переместился в деревню и феодальное поместье. К 11 в. в связи с улучшением сельскохозяйственной техники и заселением больших территорий, происходит постепенное отделение ремесла от сельского хозяйства. На перекрёстках больших дорог, у переправ и морских гаваней, а также у стен замков и монастырей – т.е. там, где будут востребованы ремесленные изделия, образуются поселения ремесленников. Раньше всего возродились древние города на Средиземноморском побережье.

Города состояли из 3 частей – укреплённого замка, кварталов находящихся внутри городских укреплений, застройки вне городских стен (предместья).

Ядром города был замок – городская цитадель, наиболее укреплённая часть города, чаще всего резиденция сеньора, отгороженная массивными стенами и рвами от остального города. Чтобы отгородиться от нападений рыцарей и разбойников остальная часть города тоже отгораживалась стенами – сначала деревянными, потом – каменными. Стены ставились с некоторым запасом, в расчёте на будущую застройку. Застройка шла от центра к переферии, с соблюдением корпоративного принципа заселения – представители одной профессии (гончары, кузнецы, ткачи и т.д.) или национальности (славяне, евреи и др.) селились отдельно или в одной части города. Купеческие кварталы часто размещались у ворот и мостов.

Центром городской жизни был собор и рыночная площадь рядом с ним. Рыночная площадь – основа экономической жизни средневекового города. Храмы были единственными общественными сооружениями города, позже в некоторых городах на площади появляется ратуша – здание для заседаний органа городского самоуправления. Городской собор – это архитектурный, идеологический и в какой-то степени хозяйственный центр города, в нём заключали сделки, хранили документы и казну города и т.д. Соборная колокольня определяет городское время, а её звон в неурочное время возвещает о бедствиях – пожаре, набеге неприятеля, эпидемии и др. Улицы были достаточно узкими – например широкая улица-магистраль, которая вела к собору Парижской Богоматери была шириной 7 м., но обычно улицы не превышали 2 м. Встречаются упоминания “улицы одного человека” (Брюссель). Первое упоминание мощёных камнем улиц относиться к 12 в. в Париже. Дома не имели номерации, её заменяли отличительные знаки – барельефы. Канализация в средневековых городах отсутствовала, поэтому мусор и помои выливались обычно прямо на улицу, что часто приводило к эпидемиям.

Дом романской эпохи (например, дом 12 в. в д.Морвана, на юге Франции) представлял собой массивное сооружение из больших гранитных блоков с оставленными в кладке небольшими оконными проёмами. Цокольный этаж служил складом, погребом, курятником. Дверь находилась на высоте 1-2 м. от земли, лестница и крыльцо были тоже каменные. В доме находилось одно помещение, в котором жила семья. Крыша крылась сланцем или каменными плитами. В центрах крупных городов богатые мещане часто возводили каменные дома в два-три этажа.

В 1054 г. произошло разделeние христианства и перед западноевропейскими архитекторами встали 2 проблемы: привести планировку храма в соответствие с уже оформившимся католическим культом и решить проблему каменного перекрытия.

Господствующим на Западе был вытянутый в плане базиликальный тип храма. В его основе лежала идея пути, как намёк на «крёстный путь», путь страданий и искупления – основной идеи католичества. Облик романской церкви возникает как итог сложения и сопоставления простых, геометрически чётких и легко обозримых объёмов. Размещение отдельных ячеек помещений подчёркивало иерархичность внутренней структуры. Ритм столбов, направляющих движение от входа к алтарю, резко прерывался трансептом – т.о. отделяя земную сферу от небесной, мирян от священников.

Развитие культа святых мощей потребовало увеличения размеров крипты, размещённой под алтарём (крипта – усыпальница под храмом, место почётных захоронений). Чтобы открыть доступ в крипту, хор в алтарной части нередко поднимали над общим уровнем пола. Культ реликвий повлёк за собой появление большого количества дополнительных капелл и алтарей, что потребовало увеличения восточной части храма в целом. Хор удлинился, трансепт отодвинулся к западу и его рукава стали шире – план храма получил форму латинского креста.

Усложнение плана повлекло за собой необходимость строгого соотношения отдельных частей и объёмов здания. А этого невозможно было добиться без решения конструктивной задачи перекрытия храма. Деревянные перекрытия храмов не могли эффективно выполнять своего назначения, т.к. часто горели во время пожаров. Каменные перекрытия также требовались и в связи с расширением монастырских храмов вследствие увеличения количества населения. Имели значение и акустические особенности постройки. При этом перекрытие должно было объединять в единое целое всё здание, состоящее из различных частей. Купола мало соответствовали продольному типу храма. В наибольшей степени духу романской архитектуры соответствовали цилиндрические и крестовые своды.

Распор цилиндрического свода равномерно распределяется по всей длине несущих стен, но затрудняет создание в них больших проёмов. Интерьер храма с цилиндрическим сводом отличался сумрачностью и давил грузностью своих конструкций. В отличие от цилиндрического, крестовый свод в большей степени позволял выделить силовые линии и ощутить конструктивную логику. При его применении распор концентрировался в строго определённых точках – в концах рёбер свода, в его пятах. Именно эти участки стены и следовало усилить в первую очередь, что и подчеркивалось утолщением стены виде лопатки или выступа. А промежуток между опорами можно было смелее отдавать проёму.

Применение крестовых сводов вызвало необходимость во взаимной уравновешенности нагрузок и постепенном снятии распора. Для этого применяли различные типы сводов в различных сочетаниях. Эти поиски завершились созданием «романской связной системы» – одного из наиболее значительных достижений средневековой архитектуры.

Сущность «романской связной системы» заключалась в том, что боковой распор крестовых сводов среднего нефа воспринимали крестовые своды боковых нефов, при этом одной большой квадратной ячейке центрального нефа соответствовали по две малых в боковых. Т.о. распределение нагрузок вызывало необходимость чередовать более мощные и менее массивные опоры, позволяло архитекторам рационально рассчитывать и распределять давление от сводов на опоры и стены.

Использование сводов свело воедино ритмическую структуру романского храма, прониз а ло её общим лейтмотивом полуциркульной арки, которая завершала входной портал, повторялась в аркадах нефов, сводов, оконных проёмов и др. Традиционным элементом для романской архитектуры становятся сдвоеные или тройные небольшие арочные окна разделённые каменными круглыми колоннами. Однако, романские строители не смогли облегчить тяжеловесные конструкции, поэтому романская архитектура отличается тяжёлыми и массивными формами, некоторой приземистостью и замкнутостью, маленькими окнами.

Важной особенностью романского периода было появление монументального скульптурного декора. Преобладающим видом романской скульптуры был рельеф, находящийся посередине между живописью (целиком размещённой на плоскости) и пространственной скульптурой. Это позволяло ему наилучшим образом решать задачи романского искусства – быть достаточно осязаемым и материальным (как скульптура), но с другой стороны, как изображение на плоскости, он допускал некоторую упрощённость, отражая нематериальность священного образа.

Господствующим типом культового здания был монастырский костёл. Храм был главным идеологическим центром, а культурным центром, с умело налаженным хозяйством и располагавшим необходимыми средствами для строительства, был монастырь – феодальный владелец огромной земельной собственности. Монастыри были центрами образования и культуры, вокруг их группировались каменщики, живописцы, скульпторы, плотники и другие ремесленники, которые по преимуществу были светскими людьми.

Голод и нищета, усиление феодального гнёта и надежда на свершение чуда заставляли людей этого времени поклоняться «святым местам» и отправляться в далёкий путь искать спасения у прославленных святилищ. С 11 в. паломничество приобрело особое значение в жизни феодальной Европы и в 12 в. достигло небывалого размаха. Монастыри отыгрывали важную роль в паломническом движении, будучи промежуточными звеньями или конечной целью длинного пути.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ТЕМА 12: Романская архитектура | Романская архитектура Франции, Северной Италии, Испании и Португалии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.