КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Романская архитектура Франции, Северной Италии, Испании и Португалии
Франция являлась “средоточием феодализма в средние века» (Энгельс), все феодальные процессы приобрели здесь классические, завершённые формы. Особое явление в романской архитектуре Франции – тип паломнического храма (также бывают городской собор, приходской и монастырский костёлы, часовня и т.п.). Юг Франции пересекали четыре дороги пилигримов, которые сходились за Пиренеями, в Испании в монастыре Сантьяго-де-Компостелла, где находилась предполагаемая могила св. Иакова. Четыре больших собора отмечали каждую из этих дорог. Среди них – Сен Сернен в Тулузе (1075-1250), Сент-Фруа (1041/1052 – ок. 1130). Планировка таких храмов была функционально обусловлена непрерывным движением пилигримов, желавших увидеть реликвии и принять участие в службах перед многочисленными алтарями. Поэтому почти все данные костёлы обладают протяжёнными нефами и просторными трансептами, расширенным хором с кольцевым обходом, средокрестие выделяется куполом либо башней. Более чёткой и конструктивной стала система сводчатых перекрытий: средний неф перекрывался цилиндрическим, а боковые – крестовыми сводами. Наивысшим достижением французской романики стало создание третьего костёла аббатства Клюни (1088 – 12 в.). Аббатство, прозванное «вторым Римом» возвело пятинефный с двумя трансептами храм огромных размеров – длинна 187 м., ширина центрального нефа 11 м., свод был поднят на высоту свыше 30 м. Важным конструктивным новшеством было оформление аркад главного нефа арками стрельчатого очертания. Запад Франции прославился своими купольными храмами. Появление купольной конструкции внесло оттенок величавого покоя и неподвижности. Главное место среди архитектурных памятников этого региона занимает собор Сен Фрон в Перигё (построен после 1120 г.). Храм венчают пять куполов на парусах без барабанов, расположенные крестообразно. Италия имела ряд своих особенностей развития, обусловленных как античным прошлым страны, так и ранним возрождением городов, которые стали важнейшей общественной силой. Поэтому кроме традиционных замков, крепостей и монастырских комплексов здесь развивалась и собственно городская архитектура. Возник тип многоэтажного богатого дома, строились здания цехов и торговых гильдий. Итальянский город имел два общественных центра – рыночную площадь с собором, колокольней-кампониллой и баптистерием (крещальней), и площадь перед дворцом городского самоуправления. Итальянские архитекторы строго придерживались базиликального плана для собора, центрического для крещален, колокольни были круглыми либо квадратными в плане. Дворцы городского самоуправления стремились не отгораживаться от окружающего пространства – их нижние этажи открывались арочными проёмами и лоджиями, которые служили местом собрания граждан. На втором этаже дворца городского самоуправления находился зал для заседаний и балкон, выходящий на площадь – для озвучивания принятых решений населению города. Всё это вместе – широкое развитие не только культовой, но и светской, мирской культуры и архитектуры, позволяет говорить о начале формировании в Италии Проторенесанстной культуры. Главными центрами романской архитектуры были Ломбардия и Тоскана. В Тоскане шедевром средневековой итальянской архитектуры является соборный ансамбль в г. Пиза. Его строительство было начато закладкой в 1063 г. собора на окраине города на зелёном лугу. Возглавил строительство мастер с греческим именем Бускето. Рукава трансепта пятинефного собора представляют собой трёхнефные базилики с апсидами. После 1118 г. строительство продолжил мастер Ройнальдо. Он удлинил главный неф и возвёл фасад, а также украсил его лёгкими аркадами и цветной облицовкой из белого и чёрного камня с мраморными инкрустациями. В 1153 г. был заложен баптистерий, который был аналогичным собору (арх. Диотисальви). Строительство колокольни было начато в 1174 г., как предполагают Вильгельмом (Гульельмо) из Инсбрука и мастером Бонанно. Подобно собору и баптистерию, колокольня имеет монолитное основание окружённое слепыми аркадами. Над ними поднимаются 6 ярусов арочных галерей. Так возник единый лейтмотив, объединивший все три сооружения. Вследствие неравномерной осадки грунта компанилла наклонилась ещё во время строительства. Чтобы упредить её падение последний ярус, возведённый в 1301 г., с целью восстановить равновесие был смещён в сторону противоположную наклону башни. Слева от собора и крещальни находится готическое кладбище, которое вместе соборными постройками составляют исключительный по цельности ансамбль. Венеция переплавила различные тенденции, в т.ч. большое влияние Византии, с которой имела оживлённые торговые и культурные отношения. Наиболее значительное сооружение эпохи средневековья – собор св. Марка, который строился с 11 по 15 в. В пропитанный морской водой грунт были набиты десятки тысяч деревянных свай, изготовленных из привозного левантийского леса. Деревянную основу покрыла сплошная забутовка из камня. Свою композицию собор воспринял от константинопольской Церкви 12 апостолов, в основе которой лежит равноконечный греческий крест, состоящий из пяти квадратных ячеек, над каждой из которых высится купол. Стены и своды храма выполнены из кирпича. Западная ветвь креста окружена двухярусной галереей, перекрытой более низкими куполами и являющейся своего рода нартексом (который и образует выходящий на площадь св. Марка разукрашенный пятиарочный фасад). Главный храм богатой Венецианской республики соответственно украшался, и в первую очередь – военными трофеями. Так, стоящая на фасаде четвёрка античных коней была привезена с Константинопольского ипподрома в 1204 году во время четвёртого крестового похода. Площадь перед собором св. Марка отыгрывала важнейшую роль в жизни Венеции, поэтому её украсили самые изысканные здания, являвшиеся свидетельством могущества Венецианской республики. В 12-14 вв. площадь перед собором Сан Марко была дополнена высотным акцентом – 100-метровой кирпичной компаниллой Сан Марко, поднимавшейся без всяких горизонтальных членений до самого звона (упала в 1902 г., востановлена в 1904 г.). К романскому времени относится и зарождение типа богатого многоэтажного венецианского палаццо, открывающегося арками и лоджиями в сторону многочисленных каналов (палаццо Лоредан). Испания и Португалия. В начале 8 в. почти вся территория Испании и Потугалии была захвачена арабами. Поэтому строительство была связано с успехами реконкисты (отвоевания земель у мавров). С середины 11 в. реконкиста приобрела характер религиозной войны, способствуя росту престижа католической церкви. На отвоеванные земли значительное влияние оказывала архитектура Франции, в т.ч. из-за большого участия французов в реконкисте, а клюнийский орден пользовался поддержкой испанских королей. Собор в Сантьяго-де-Компостелла (1077-1128) повторил тип паломнического костёла сложившийся во Франции. В гражданском же зодчестве сильнее было влияние мавританского наследия. На отвоёванных землях испанцы и португальцы возводили укреплённые замки, используя опыт арабов и французов. От арабов они переняли двойные ряды стен, ступенчатые зубцы, но в отличие от арабов замки возводили исключительно из камня, а не из кирпича. Строившиеся на безлесных равнинах замки имели достаточно строгую прямоугольную форму. Главную роль играла дозорная башня, с конца 12 в. такое же значение приобрела соборная башня возле городских ворот. Типичный пример – город-замок А вилла (1090-1098 гг.). В плане он представляет почти правильный прямоугольник со сторонами 400 х 900 м., обнесённый стеной протяжённостью около 3 км с 88 башнями и 8 воротами. Башни размещены на расстоянии 25 м и увенчаны зубцами. Укреплённый собор вмонтирован в линию городских стен в наиболее уязвимом месте и выполняет роль донжона, а его апсида является самой могучей из всех башен города. Сеть улиц очень извилиста, но все они стягиваются к площади ратуши и к рыночной площади.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1246; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |