КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Поэзия немецкого экспрессионизма
Тетрадь Статья Эдшмида написана в 1917 г. О немецком экспрессионизма мы начинаем говорить с 1910 г. Очень многие погибли, быстро ушли как поколение. Но потом началась эпоха экспрессионистского кинематографа (Мурнау, например) Поэзия уже состоялась. Теория говорит о том, что было Статья à термин приходит из живописи (возможно, так сказал Э.Мунк (норвежский художник) перед своей работой “Крик» В чем недостаток импрессионизма? à мозаичность, отрывочность. Какие предметы выбирает экспрессионист в окружающем мире? Бодлер выбирает искусственное, вторичное. Экспрессионисты же, наоборот, отбрасывают все вторичное, декоративное. Они примитивны, прямолинейны. Много времени уделяется телу, особенного его нездоровому состоянию и духу. Экспрессионисты считают утопической задачу напрямую подойти к объективной реальности. Подлинный взгляд – взгляд от противного. Сначала удар по глазам, развоплощение, а лишь потом воссоздание. Эдшмид выступает за абстрагированное, психологическое, духовное искусство Уничтожение прихотливых стилистических аппаратов натурализма и символизма. Они не подлинны. Экспресиионисты и прозе и поэзии: (Г.Манн, П.Адлер, Дёблин, Л.Франк, Эренштайн, Вальзер, Кафка, Штернхайм, Бубер) – проза Развоплощение, деформация «Чтобы в мире можно было выжить, нужно его деформировать». à главный лозунг экспрессионистов. Через деформации к абстрактной идее. Человеческая телесность – инструмент развоплощения действительности. Зачем изображать гибнущую телесность? à человек со страд.телом – человечество как оно есть (обобщенное страдание) Чья это философия? Шопенгаур + Ницше. Разлагающаяся плоть прикасается ближе к этой абсолютной материи. Нет страдающей души без разлагающегося тела. «Сумерки человечества» à антология немецкого экспрессионизма. Вышла в 1919г. 2 экспрес.журнала – «Штурм», «Акцион» + «Пан», «Белые листы». Сборник «Штурм» à “Сумерки человечества» «Акцион» à “Товарищи человечества» à политические теории проектируют на соц. действительность. «Сумерки человечества» à поэты духовицы, эстеты. У Ницше есть книга «Сумерки кумиров» à название-пародия на “Сумерки богов» à музыкальный цикл Вагнера. Есть химеры-кумиры, которые должны быть уничтожены. Есть представление именно об общности. Люди представляют некую слитность. Певцы урбанизма – Бодлер и Верхарн. Ключевое слово – масса. Лирический герой – часть массы. Есть некий универсальный человеческий опыт. Лир.опыт лишь его повторяет. Такой как все, как многие. Экспрессионизм – первая литература поколения. Место действия поэзии – город – ночной, трущобы: больницы, морг, фабрики, ночное кафе, кварталы, каналы. Почему кафе, кабаре, варьете? Часть берлинской культуры. Увеселительное заведение, Актер, танцовщик – носитель эстетического начала – связь с дионисийским началом. У Ницше многие герои танцуют. Носители площадного, но подлинного искусства. Низкое искусство, как и больной в жизни, - проводники. Каковы герои? à больные, библейские персонажи (религиозная образность), простолюдины, старики, трупы, есть Офелия, есть Дон Хуан, люди в состоянии безумия, артисты.
Л.Рубинер «Танцовщик Нижинский» à состояние ослепленности. С одной стороны, отдает им себя, он их преобразует. А они ему нужны? Как представлены образы? Много деталей. Они активные, полноценные герои. Вещи становятся персонажами. Сродни «Башмакам» Ван Гога. Лирический субъект – важное звено поэтичсекого анализа. «Рождение» (191..г.) à как соотносится лицо и множество. Есть разные местоимения: «мы», (все), «ты» (товарищ, Берлин), «я». Темпельхофское поле à ярмарка (до этого описываются центральные улицы). Глобальный контекст сужается. Сестра à речь идет о любовном свидании. Почему? Христианский подтекст. Др.христианские мотивы «пламенеющие пальмовые листья над Берлином». Происхождение всеобщего человеческого опыта и конкретного любовного опыта (от частности к абстракции) à напоминает стихи Маяковского (те же соотношения лица и множества).
Г.Бенн «Английское кафе» à каковы уровни восприятия действительности? Почему английское кафе? à есть некая претензия на Действие происходит все в том же Берлине Кто такая Рахиль? à искушение (и библейский герой тоже) Шарм д,Орси à духи По меньшей мере выделяются две женщины – Рахиль и какая-то блондинка. Это конкретное ночное заведение, не дешевое à проститутки конкретных национальностей Женщина воспринимается через детали Очень важна рука à обнажена (не было принято) Также важны духи à сильный запах, чувственное физическое восприятие Есть некая смена времен года Почему пальмы так представлены? à продолжение христианских мотивов Почему Адриатика? à языческое начало Асфадели à цветы мертвых/смерти Розы à цветы любви Радуга à символ счастья + врата для возлюбленных Все происходит в сознании лирического героя. Через низкое к высокому.
Брехт «Баллада о смерти от любви» 1921 г. à каков культ.контекст? Любовь – смерть как устойчивое понятие. Действие происходит на чердаке à потом на них обрушились стропила. Упоминания о детях как будто бы не из этого стихотворения Много упоминаний о влаге, влажности. Любовники и зеленое море à “Тристан и Изольда» à Вагнеровское либретто К высокому можно пробиться только через низкое. Эта пара отвратительна, но ничем не отличается от Тристана и Изольды (раньше все неприятное вычиталось)
Кафка «Процесс» à написан в 1914-1915 гг, опубликован в 1925 (после смерти Кафки) Мы имеем дело с текстом подготовленным не Кафкой. Какова тема и смысл названия? Есть упоминания и о других процессах (Блок) + др.обвиняемые 1) судебное разбирательство 2) внутренняя история человека 3) некое действие схема поведения 4) метафизические отношения с божественным законом à религиозную традицию нужно принимать достаточно широко, но, с другой стороны, и предельно конкретно. Время и место в романе - скорее всего действие происходит в Праге (Собор, мост + немецкие обращения и имена) à в Праге учатся на немецком в школах + пейзаж конкретного города (холмы, горы, каменоломня) + только в финальной главе появляется пейзаж - именно К. смотрит на/видит пейзаж, поворачивается к нему. Сам ведет стражей. à упоминание лунного света (романт.общ.место, которое впервые упоминалось у Новалиса) + еврейская прослойка + действие в основном происходит в трущобах Как в целом выглядит город? à узкие улочки, каморки, душные помещения - страшное место, где проходит суд (в этой же комнате и живут и стирают, и занимаются сексом) Комната-конструктор Социальная характеристика à холост. Живет в пансионе, занимает высокую должность прокуриста, разбирается в культуре, знает итальянский язык. Каждую неделю посещает свою любовницу, у него есть дядя, ему 30 лет. à у нас есть достаточно информации, которая в другом романе могла бы стать ключевой (но т.к. это все оторвано от процесса, мы не столько обращаем на это внимание) Место его работы – банк (несколько раз встречаются подсобные помещения à алогизм. àперемещения К. по городу (вверх-вниз à и по улицам, и по лестницам домов). à связь с Раскольниковым те же путешествия вверх/вниз + тоже ему везде душно, живет в тесной маленькой каморке) Мы видим не парадные помещения а каморки, тесные комнатушки. Зачем такой город выбран? à среда, в которой невозможно жить, город – лабиринт, непредназначенный для нормальной жизни + символ духовного спуска и подъема. Роман пишется во время 1-ой мировой войны à от дня рождения до дня смерти циклы: год без одного дня à говорит, что через день наступит его д.р. à то есть год.. момента/начала процесса. Есть повторение деталей à те же стражи, в 1-й и последний день принаряжается + сцена ареста повторятся, когда он рассказывает фройляйн Бюрстнер (моделирует арест) + письма дяде, где речь идет об аресте. Почему, когда человека сажают в тюрьму, отбирают у него костюм? à человек теперь не свободен (так же и в ночном одеянии люди приблизительно равны) Почему процесс длится именно столько?
à обычно процесс длится 3-5 лет и далее до бесконечности; почему с ним по-другому? Будто бы он сам закончил процесс. Можно ли говорит, что это второе рождение. Новое рождение? Смерть? В романе 10 глав. Как они друг от друга отличаются? На каком этапе сталкиваемся с притчей? Йозеф К. много занимается своим процессом, но приходи ли он к чему-то? Если ли продвижение? Его собственное понимание расширяется. Сначала не понимает, за что судят, потом хочет бороться, потом хочет ускорить процесс. Глава 9 выбивается по содержанию, как и 10 (фрагмент пейзажа в лунном свете. Во-первых, собор, а не суд.канцелярия; во-вторых, есть притча. Приходит, чтобы показать итальянцу достопримечательность. Шел не своему делу, но пришел в итоге куда надо (случайно, нет рационального зерна). Кем оказывается священник в соборе? Тюремный капеллан. Тоже разговаривает о процесса, впервые доверяет человеку, с которым говорит. К.говорит, что он невиновен (до этого лишь ищет людей, которые могли бы его оправдать) - Некая параллель с Чацким (К. стремится объяснить суду, что этот процесс не соответствует его выс.представлениям; занят всем кроме цели – оправдания себя). Священник зовет его по имени – Йозеф К. à на молитве фамилия несущественна. О чем разговор и по какому поводу рассказана притча? В 9-й главе есть некий прогресс à четко заявляет о невиновности. В христианстве человек не может быть невиновным à первородный грех и т.д. Правильное восприятие явления и неправильное толкование того же явления, никогда полностью взаимно не исключаются. à ты можешь знать или чувствовать, но не можешь вербализовать - объяснение писательской несостоятельности Каков смысл притчи? à что такое Закон? Врата предназначены лишь для одного человека. М.б. небесные врата (врата рая), м.б. столпы Завета, т.е. Ветхий Завет (Закон vs Благодать – Евангелие) Каждый человек рожден, у каждого свои врата, каждый по-своему виновен. Какова личность привратника? à непонятно, добрый он или злой, умный или глупый Обычно священник и притча отвечают на все наши вопросы, а тут все еще более загадочно. à после долгих мытарств нас просят принять все, как есть (утверждается некий абсолютный релятивизм) Так почему тогда конец таков? Казнят в каменоломне. Почему не вешают? Убийство на камне – жертвоприношение (то, что Бог потребовал от Авраама – казнить Исаака) «Позор» в конце текста à внутреннее чувство стыда à некое личное отношение прослеживается Манера повествования – несобственно прямая речь (передача слов персонажа) Есть повествователь, есть изложенные мысли героя, есть прямая речь (в первых восьми главах почти нет собственно прямой речи). Потом повествователя становится меньше, а потом и вовсе исчезает + преклоняется. Йозеф К. виновен, потому наказан à Кафка так считает
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |