КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экзистенциализм
Р.Олдингтон Дос Пасос à ровесник Хэмингуэя - родился в семье, принадлежащей к высшему классу, получил прекрасное образование - едет добровольцем красный крест в Европу - затем отправляется в путешествие (Турция, Закавказье) -- > смотрит оптимистично (Великая революция) - потом Азия - возвращается домой à плавно левеет, ему противна обожравшаяся Америка; начинает писать в газетах (пик омерзения – дело Сакко и Ванцетти) - следит за ситуацией в России à в 1928 едет в СССР à на него произвели впечатление эксперименты Мейерхольда + познакомился и подружился с Эйзенштейном (искусство, основанное на эстетике кадра, внезапном впечатлении) à на идее монтажа построена его трилогия Дос Пассос считался другом СССР, поэтому его книги не были запрещены. Но потом и его перестают переводить и печатать (узнает о сталинизме) - британская литература - происходил из хорошее семьи, получил хорошее образование - присоединился к имажистам (в т.ч. Э.Паунду) Без ума от Хильды Дулиттл, женился на ней. Пишет стихи в духе имажизма, потом он попадает на войну, затем понимает, что ему нет места в спокойном мире. Жена же проводит время с Лоуренсом. Он заводит роман с поэтессой. Отправляется обратно на фронт, но возвращается. Сборник стихов «Образы войны» 1929 – «Смерть героя» 1932 – «Короткие ответы» 1933 – «Все люди – враги» Специфика англ.комплекса потерянности. à много бранных слов (троеточий); тон романа саркастически ядовитый: настроен против ст.поколения и своих ровесников. à поколение Олдингтона переживает тот факт, что их обманывали и водили за нос. Викторианский комплекс à викторианское поколение оказало на ровесников Олдингтона влияние (Британия – владычица морей, англичанин должен гордится тем, что он англичанин, матриархальные отношения, семейный очаг, идеал рыцарства) à все это оказалось злостным надувательством, что главный герой понимает на войне à последовательное разочарование в викторианских идеалах. Единственное, что может – умереть (смерть главного героя и героя как символа викторианских идеалов)
à связь с литературой потерянных (особенно с американской) - философский (литературный экз-м) Философский à 2-я половина 20-х гг à М.Хайдеггер, К Ясперс, М.Бубер, П.Тиллих. Г.Марсель + Сартр, Камю (в 2-х ипостасях) à религиозный (Бубер, Тиллих, Марсель) à атеистический (Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю) Кьеркегор (1-ф половина 19 в Философия Ницше истоки Феноменология Гуссерля Кьеркегор à рац.мышление (за конкретным увидеть общее: отвлеченное мышление, не затронутое субъективностью, отрицаетсяà наоборот главное – субъективизм, нелогичность Рац.мышление не плохо, но ему не позволяется все (место ему в науке, сферах конкретики). Ненаучное мышление науке не доступно. Экзистенция - непосредственный жизненный поток переживаний еще до его рационального осмысления. (не безличное, а субъективное (личное). Гуссерль à европейская традиция философствования à истинный мир vs кажущийся мир (важно вскрыть кожную иллюзорную оболочку) Мы отучились воспринимать мир в целостности. Нужен новый подход, который бы прикоснулся к миру как к чему-то живому. Мир и все изменения в нем должны переживаться как целостность – феномен (неразрывное единство + нельзя оболочку отделить от ядра) à такой подход ближе к эстетическому, чем к научному Бытие человека распадается на 3 части à 1 - бытие в мире 2 - забегающее вперед 3 – сущее 1) отношение человека к вещам, модус прошлого, то, что дается, когда человек приходит в мир (внешность, семья, история, время) и которое он не выбирает à связь с ижеей заброшенности человека в мир (непонимание почему и зачем мы живем, необъяснимость прихода в мир) 2) модус будущего; определяет специфику человеческого существования (отличие от животных, которые не знают категорию будущего); тем самым убегает от себя настоящего, человек всегда своя собственная возможность. Человек – свой собственный проект. Он проецирует себя в будущее. С этой категорией связан вопрос выбора. Выбор сопряжен с ответственностью, а так же со страхом или тревогой. Корни этого страха еще глубже из-за ощущения категории свободы. Совершая выбор мы сужаем возможности. Страх связан с ощущением собственного несовершенства (эта ситуация носит антологический характер). Несоответствие между потенциалом и реализацией рождает чувство онтолог.вины. 3) обреченность человека к вещам à человек живет и действует в мире, выполняя навязанные ему функции и роли (общество, требования морали, но не его выбор) Хайдеггер называет это состояние заботой. Выполнение ролей, которое делает нас вещью для других, а других – вещь для нас) Неподлинность человеческого существования непреодолима/, что ведет к забвению своей чужой экзистенции. Но бывают и другие моменты, когда мы ощущаем, что мы неповторимые существа со своей экзистенцией, о которой мы часто забываем. Эти редкие минуты – наше подлинное существование. Сущность экзистенции – осознание конечности. Не думаем об этом, но это знание определяет существование. Подлинное бытие – переживание своей конечности (когда экзистенция предстает в своем ист.виде) 2) à бегство от своего реального бытия. Ощущение экзистенции – ситуация прорыва/пограничная ситуация Толстой «Смерть И.Ильича» --. Смертельная угроза, болезнь В творчестве Сартра и Камю это 2 МВ.
Острота ощущения может быть связана с чем-то менее катастрофичным. Открытие экзистенции сопряжено с тревогой. Забота отвлекает от страшного осознания конечности. С этими материями сложно работать в контексте традиционной философии. Берется феноменологический подход. Благодаря феноменологии можно сказать, что мир есть такой, каким он нам дан. Мы признаем абсурдность мира, т.к. не можем его объяснить. Мы заброшены в мир, мы должны принять это как факт. Знаменитый афоризм Сартра: Лишь вещи есть, они целиком вовне; сознание же делается. 1) объективное существование мира, данное как факт à констатация нашей несвободы 2) свобода человека в том, что он наделен сознанием и властен свое сознание создавать; та область, в которой человек принадлежит сам себе. «Трансцеденция это» и др.работы à понятия «сознание в себе» и «сознание для себя» «Тошнота» à художественное преобразование теоретических идей à оппозиция 2-х миров (вещей à несвободное сознание и окружающего мира; сознания для себя à не можем поменять мир, но можем поменять свое отношение к нему Тошнота – переживание вещного мира, который душит и засасывает. Ему открывается случайность и бессмысленность мира.
Апогей – сцена в парке (масса липкого мармелада) Миру вещей принадлежит и тело Рокантена (+рука, глаз) à все это отчуждено от «я» Но есть и сознание для себя. Книга «Воображение» à реальное и воображаемое à падение в магическое 2 ипостаси – ужасное и прекрасное (можем наделить мир вещей определенными качествами). Апокалиптическое описание взбунтовавшейся природы à чудовищность мира. Работа воображения превращает данность в нечто ужасное. Но может превращать и в нечто прекрасное à усиливается музыкальный мотив. Тема, которая звучит параллельно теме тошноты. Сфера воображения, работы сознания для себя. Произведение искусства нереально, это образ, «плод сознания» и воображения, находящиеся за границей материального абсурдного бытия à музыка не существует, она есть. Оправдать свое существование можно только в области воображения. Творится новый мир, который не существует, но есть. Только так мы можем наделить свое существование смыслом. «За запертой дверью» à “Я поняла, что такое ад. Ад – это другие». Постоянно это начинает меняться. Слишком легко проклинать других. Кабинетные размышления не работают на уровне реальности. Экзистенциалисты размежевываются. Кто-то уживается в новом режиме (Хайдеггер), кто-то нет (Ясперс эмигрирует в Америку). Сартр оказывается в стране, потерпевшей поражение. Надо как-то объяснить, что хорошо и плохо. Пересмотр отношения к «другим». Ясперс опирается на идеи вины и ответственности. Вина – онтологическое.понятие (идея близка к христианской). Сартр остается в рамках атеистической доктрины. Человек свободен. Но мы должны понимать, что наш выбор должен быть соотнесен с обстоятельствами. Приходит к концепции исторически конкретного выбора мир\война, болезнь/здоровье и т.д. Возникает ситуация новой ответственности, с помощью которой выражаем конкретные ситуации своим поступком. Мы голосуем. Тезис «Выбирая себя, ты выбираешь все человечество à высказывание мнений Так формируется совокупный портрет человечества. Формируется доктрина социального ответственного экзист., вовлеченного в общественную жизнь. Это и есть гуманизм. Необходимо сотрудничество с «другими» Заново открывает золотое правило эстетики. «Мухи» à убийство как шаг к свободе vs «Мертвые без погребения» à поддержка, взаимопонимание «Дороги свободы» - большой роман à вечно сомневающийся экз-т vs люди действия (фр.компартия) К концу войны Сартр определяется до конца à соц.ответственный экз-м «Затворники Альтоны» à ненавидимый “другой» - фриц,.кот. мы ненавидим Конец à мы забываем, что ненавидели его (видим страдающего другого, сочувствуем и понимаем его; из чужого он становится близким, своим). Сартра все больше интересует индивидуальный выбор, как человек голосует за человечество. Книги-биографии – о Флобере, например, + о Фрейде, Бодлере Приходит к тому, что отрицал (Рокантен бросает книгу о Рольбоне)
Камю à философский background (Ницше, Достоевский, Кьеркегор, Шестов) à романтический экз-м (идея бунта à протеста рабов против существующего строя à смычка между экз-ми “я» и «другого» - бунтующий человек (+ против абсурда, бытия) - главное – абсурд («Миф о Сизифе») à идея Достоевского – философское самоубийство à следует совершать или нет à стоит ли терпеть этот смех богов (лучше не кончать с собой) «Посторонний» (фил.роман) à иллюстрация его философии à моделирование человека в абсолютном мире (живет сиюминутным, не верит в трансцендентность à разговор со священником) Vs “Чума» à нацизм + жизнь (бунт против абсурда) à бессмысленно, но честь и хвала им, т.к. они утверждают свое качество человека (тот, который не складывает оружие и борется) Смерть Камю в расцвете сил à автомобильная катастрофа (торжество абсурда)
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |