Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жан Поль Сартр

1938 – публикация романа

Первоначальное название – «Меланхолия» à Сартру казалось, что тошнота не самое удачное название

По-французски также Морская Болезнь, Головокружение à некоторые приступы случаются на берегу моря

Что значит меланхолия à один из 4-х темпераментов (преобладание черной желчи) à гравюра Дюрера.

Что такое Рокантеновская меланхолия?

Сартр – продолжатель и комментатор Хайдеггера (сам Хайдеггер говорил, что никто его так не понимал, как Сартр)

+ феноменология Гуссерля (попытка описать предмет, исходя из него самого) à вещь в себе

Что нового по сравнению с Кантовской философией?

 

S |R O

Классически à непосредственные отношения с предметом заменяется нашим рационализмом (рац.система не точна + не факт, что отвечает реальному бытию)

Гуссерль предлагает новый подход à самое важное поле редукции à взаимоотношение между субъектом и объектом (акт.мышления).

При таком взгляде на проблему субъекта и объекта отдельно не существует (только в акте восприятия).

Это интересовало Рильке, Сартра.

Когда возникла пора S-O à романтическое прочтение.

Становится популярным в эпоху декаданса à О.Уайлд. Гофмансталь

Феноменология – некое лекарство (я «я» и «предмет» находится в тесной связи, не существуют друг без друга)

Почему тошнота?

à неуютное ощущение субъекта от применения феноменологической редукции (физиологическое переживание отвлеченной схемы)

Какова форма произведения? à дневник

- иногда запись диктуется точным временем – утром/вечером, а читаем мы про происшествия другого времени.

Есть вступление «От издателей» à иногда издатель получает возможность опубликовать произведение, когда человек умирает.

Как издатель относится к тексту? (примечания)

Соблюдается некая повествовательная дистанция + скорее всего умер (хотя это и не сказано)

Рокантен пишет книгу о маркизе де Рольбоне в Бувиле (там есть документы о нем «упоминания») à он вовлечен в убийство Павла (ближе всего к Талерану; Стендалевский Талеран – маркиз де ля Молль)

В самом тексте есть отсылки к «Евгении Гранде» и «Пармской обители» Стендаля.

Некоторые куски напоминают стиль Флобера (описание Ионвиля).

Ему хорошо только тогда, когда он слушает джазовую композицию. + аллюзии на «По направлению к Свану» à Сван и Одетта (важность музыкальной фразы)

à пирожные «Мадлена» и чашка чая, которые позволяют путешествовать в прошлое (пластинка и официантка Мадлена)

Почему пишет о Рокантене? Почему роман? à приключения (ром.трилогия Дефо и Стерна).

Роман – низкая форма, рассказывающая о занимательных происшествиях.

Поездки Рокантена связаны с местами прибывания Рольбона, со сбором информации о нем.

Почему роман не состоялся? à не собрал достаточно информации

+ в определенный момент теряет Рольбона из вида (не может воскресить лицо)

Что такое Рольбон? à некий смысл, оправдание его существования.

Он говорит, что сам виноват, что Рольбон исчез Он сказал, что история/прошлое не существует.

Понял, что Рокантеновское описание Рольбона à это не сам Рольбон.

Единственная реальность – щелочи и соли, описать все остальное невозможно.

Это мешает Рокантену à роман нельзя написать, потому что это отстраненные рассуждения не по существу.

В чем причина разрыва Анни и Рокантена.

У нее есть своя теория совершенных моментов. Читает Мишле (история) и «Духовные упражнения» Лойолы à расходятся из-за проблем идеологического характера.

Экзистенция *1 Эссенция *2

Конвергенция *3

*1 – ядро личности, мельчайшая система

*2 – находится на более низкой ступени à выпадает человеку в определенный момент времени и пространства; поэтому мы мыслим и понимаем себя ошибочно.

*3 – существование экзистенции с элементом случайности

Анни против отношений, т.к. понимает, что в подлинном бытии она лишь возможность реальных событий, которые определяет случай.

«Духовные Упражнения» Лойоллы à все изначально виноваты; некоторое искаженное понятие первородного греха.

Сознание экзистенциональной сущности вещей мешает жить à мы выбираем лишь 1 вариант и выбираем неправильно.

Роман как форма бессмысленен à можем показать лишь 1 т.з. (некая антилитература)

Самоучка à прошел 1 МВ (плен) à вышел гуманистом; занимается самообразованием.

à прямая параллель с Андерсоном («Руки»)

Почему Самоучке непонятно значение этого акта? Почему не может себя остановить?

à мечта о гуманизме + по большому счету не видит своей руки à несколько моментов, связанных с руками.

 

Альберт Камю «Посторонний»

1940 г – дата написания

Есть разные варианты перевода названия «Посторонний», «Чужой», «Чуждый», «Чужак», «Отстраненный», «Отчужденный»

Entfemdung à философская категория (отчуждение, отстранение)

Verfremdung (V-Effekt) à экспр-м Брехта.

à отстранение/отстраненность, отчуждение à разветвленный лит.прием

(например, то, как Наташа Ростова смотрит балет в театре) à как будто посторонний человек это видит à показать привычное через дистанцию.

Или сцена литургии в «Воскресении2

Ницше à можно реально взглянуть на вещи только благодаря дистанцированности.

Назвав так роман, Камю вызывающе это слово употребляет.

И в самом романе есть элемент отчуждения, отстранения (например, смерть матери для Мерсо)

Первоначально роман назывался «Счастливая смерть». Мерсо там был несколько иным, своеобразным Раскольниковым (убивает богача, потом живет на его вилле).

Применимо ли такое название для нового Мерсо? à в конце он принимает свою смерть как должное, смиряется.

Также смерть матери (у нее был друг, она пришла к богу, к религии)

+ смерть араба

3 смерти à мать – араб – Мерсо

+ возможно, собака (она убежала; уход животного à к смерти)

Раймон Селест (небесный) à сосед, в дела которого вовлечен Мерсо (сутенер) à хозяин кафе, в котором кушает Мерсо

Собака вместе с Раймоном Селестом и Мари упомянута в самом заключении.

Упоминается отец, который ходил смотреть казни.

Эпизод с добровольным посещением казни есть у Достоевского à в «Идиоте» князь Мышкин посещает смертную казнь. Там еще есть девочка Мери, которая играет большую роль.

Для чего ходит? à почувствовать вкус к жизни, приобщиться с таинству смерти

Вставная история про чеха (видимо, в честь Кафки) (моя любимая!!) à клочок газеты, которую он читает в тюрьме (читает и перечитывает)

Как он относится к этой истории? à считает, что это заслуженное наказание.

Каков смысл притчи? à история о странном неузнавании + вывод – не надо играть (в какой-то степени антипод Мерсо)

à Мерсо не хочет играть (например, в суде, на похоронах матери)

Во многом его судят именно за то, что он не плакал на похоронах матери.

Действие происходит в Алжире à Франция еще не скоро потеряет Алжир (30-е годы)

Могут ли белого человека отправить на смертную казнь за то, что он бил араба (+ смягч.обстоятельства à аффект + нож у араба)

à его просто не смогли осудить на смертную казнь (тем не менее осуждают из-за похорон).

 

Роман комп-но оформлен смертями. Тема игры, притворства, нежелания вести себя в соответствии с конвенциями. Он активно не защищает себя. Притча о чехе оттеняет поведение Мерсо (др.крайний случай)

Романы о процессе à «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы»

Процесс здесь занимает далеко не весь роман. Почему именно 2 части?

à разные эмоциональные градусы

Сцена казни à евангельский контекст, мыслит себя новым Христом.

Разговор со священником à наиболее взвинченный Мерсо мало себя контролирует.

Он не верующий. Почему волнуется?

Священник хочет превратить его историю в историю о кающемся грешнике – опять игра. Традиция (грешник должен поговорить со священником)

Прямая связь с Кафкой.

Вечное возвращение – краеугольный камень философии Ницше.

à семья Мерсо хорошо подкована в этом вопросе (готовность пережить все заново).

+ Шопенгауэровская философия.

Следователь называет его «господин Антихрист». Его интересует, почему он сделал перерыв между выстрелами.

Связь Мерсо и Рокантена.

Вопрос видения à дорогой ценой приобретает Мерсо возможность не играть.

Есть ли у него рациональный подход к вещам? (солнце à «Я убил, потому что солнце» + ощутил револьвер)

Сцена убийства à роль солнца (определяющая стихия; солнце одушевляется) и

Влаги /воды (в воде знакомится с Мари; Мари связана с запахом моря, с водой)

1-й выстрел à солнце

4 следующих à уже ничего поделать нельзя; лишь утверждает то, что случилось

Ницше осваивает этот опыт на фоне языческой стихии (первозданные стихии – вода и солнце)

Meursault

Смерть от солнца

Камю – автор не умственный (возможность слиться с миром физически – единственный шанс познать жизнь)

Мари à связь с богородицей.

Не говорит ей о том, что любит (стремление отвлечься от абстрактных категорий)

à спасение, которое доступно человеку в его земном опыте, но не больше à потому параллели с Евангелием до конца не работают.

 

Томас Манн «Доктор Фаустус»

1) Нар.книга à доктор Фауст (алхимик, чернокнижник; поворотный момент – заключение договора с дьяволом для того, чтобы получить абсолютную власть à

Философский камень + эликсир жизни) à вечные богатства + бессмертие

В итоге чернокнижник получает поделом и душу его забирает дьявол à дьявольский контракт оборачивается против него.

2) Марло à образ Фауста расширяется, драма написана в пору жесткой теологии; образу прибавляется интеллектуальность (Фауст карается с протестантской жестокостью)

3) Гете à Фауст Гете – ищущий романтический герой, ученый (первое, что он получает от дьявола – Гретхен (все начинается с земной любви, а не с жажды познания).

à почему в своем интеллектуальном духовном мире Фауст все дальше уходит от мира; сперва он возвращается обратно в мир. Затем он получает Елену (сов.женщина; брак с самим мирозданием à античная целостность.)

Чем история заканчивается? à Фауст прощен; он совершил много греховных дел.

Когда душа должна перейти к дьяволу à когда остается мгновение (сов мгновение)

Он делает нечто бескорыстное (для всеобщего блага) à инфернальная вакханалия à и тут он говорит «Остановись, мгновение».

Основные понятие Гете – Бытие и Становление. Он бесконечно отдан становлению, метаморфозе (индуистская традиция). Основа мироздания – изменчивость, преображение. Фауст меняется до бесконечности. Проходит через ряд метаморфоз. Этой остановкой Фауст зачеркивает весь путь к миропониманию (для самоуспокоения). Но тем не менее (он спасен; и спасена Гретхен (детоубийца) à милость всевышнего прощения (иррационально)

Фауст à важны прологи:

2 à «На небесах» à Бог и Сатана спорят о человеческой душе; Бог выигрывает

1 à «В театре» à для того, чтобы показать несерьезность всего

Чем заканчивается? à Все преходящее – только подобие. Здесь свершилось невозможное. Вечная женственность тянет нас к этому.

à кто это говорит? Сам Гете, и автор.

Спор о душе не небесах – лишь условность. Выигрывает не духовный Фауст, а артист, художник, который воплотил нечто цельное, возвышающее человека. Гете выиграл с Фаустом, совершил невозможное (соединил собственный опыт с историческим контекстом; вещи размером в мироздание).

Это история художника о художнике.

4) Манн. В чем суть истории для Манна?

Адриан Леверкюн не Фауст

Серенус(одинокий) Цейтблом(время) – повествователь

à говорящее имя (он сам чувствует себя одиноким человеком)

Есть комментарий самого Манна à «Роман о романе»

23 мая 2943 г. à Серенус начинает свое письменное повествование (Германия, г.Фрейзенг, он филолог-классик, университетский преподаватель, но уже не преподает 10 лет à после прихода фашистов к власти; он женат на Елене; счастлив с Еленой; его дети довольно взрослые (один сын – на поле боя, другой – в тылу; служат 3 рейху). Связь они не поддерживали (не посадили бы отца)

Май 1945 à русские подходят к Берлину + самоубийство Гитлера (30 апреля 1945 г)

Получается, что Серенус находится внутри огненного кольца и может считать, что дни его сочтены. Зачем рассказывает об Адриане?

à возможно, символом всего немецкого народа (кот.совершил сделку с дьяволом)

à но нужно учитывать, что все бегут с узлами; ситуация, в которой обычно не пишут книги.

Есть ли у Серенуса личные причины писать об Адриане? Ничего не любил так, как Адриана. Он склонен подстраивать свою жизнь под Адриана.

à слушает с ним курсы лекций; весь свой досуг посвящает Адриану.

Это не совсем взаимная любовь à любил племянника, Руди (скрипача), Мари

Серенуса он не любил.

Мы имеем дело с повествованием, рассказывающим о главном опыте в своей жизни, о своей главной любви.

à традиция Конрада.

Хронологическая противоположность à в широком смысле – история германского мира; Адриан рождается в 1885 г, а Цейтблом в 1883

Важные вехи à 1 МВ à Серенус участвует, а Адриан думает, ехать ли ему в Лейпциг (сначала он был полон патриотизма и энтузиазма, а Адриан скептически на это смотрел)

à Гете активно противостоял войне.

1 в.план à 14-й год – важная веха для Адриана.

à пишет «Бесплодные усилия любви»

à либретто по пьесе Шекспира

Тогда была завершена сделка à в Италии, на вилле – 1911-1912 гг.

По Серенусу, Германия начинает войну потому, что она проникнута любовью к миру, хочет распространить свой дух (экспансия германского духа)

Андриан же противостоит Германии. Выступает против.

Безумие Адриана à май 1930 г.

Произведения «Апокалипсис» (фактически перестает существовать, но умирает в 2940 г (25 августа) и «Плач доктора Фауста» (май 1930)

à Париж становится немецким, 25 августа умирает Ницше.

Биография Леверкюна напоминает биографию Шонберга (еврей, изгнанный из Австрии) + Густава Майлера + Шумана (безумие + желание покончить собой в воде) + Шуберта (умер от сифилиса) + Ницше (безумие, вызванное мозговым сифилисом)

Для Манна Ницше – Германия.

Леверкюн заразился сифилисом намеренно. à как связано с философией Ницше? (статья Манна «Философия болезни»)

Болезнь и выздоровление à все чувства обостряются.

Ницше пишет о себе как о выздоровевшем à обостряется чувственность + новые горизонты (правду о человеке может говорить только больной человек) à только став больным, можешь стать подлинным художником.

Но нельзя сделать вывод, что война и сделка с дьяволом – одно и то же.

à некий обобщенный образ германской нации (+ связь с Гете, Лютером)

У германского гения одно единственное лицо à Мартин Лютер, А.Дюрер, Гете Ницше и Манн.

+ видит свое зеркальное отражение в Гессе.

Что такое контракт с дьяволом в случае с Леверкюном?

à во время приступа мигрени ему является человек (находит записки Адриана)

à верит ли он в возможность такой встречи?

à аргументы pro и contrа

à слово «диалог» заключено в кавычки

Серенус считает условностью, реально ли произошел диалог или нет; в это время Адриан читает Кьеркегора (статья о «Дон Хуане» Моцарта)

à история о наказании и перетаскивании души в ад (артистическое начало как таковое).

Проститутку, заразившую его, называет гетерой Эсмеральдой (бабочка, о которой рассказывал ему отец).

à опыты отца à показали, насколько условны границы между живой и неживой природой (отец страдал мигренью)

à передалось Адриана (+ сифилис)

Некий художник подписывает контракт, читая о том, как душу другого художника уносит дьявол. Заражается сифилисом, знаком с издевкой над жизнью, более мигренью.

Контракта не было. Родившись художником и желая достичь цели, он обречен на инф. отношения с самого начала. Никакого нравственного урока нет. Наказание есть, но выбора нет.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Э.Хэмингуэй «И восходит солнце» Фиеста | Управление как процедура выработки и реализации управленческого решения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.115 сек.