Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К.Д. Ушинский - родоначальник метода объяснительного чтения




Родоначальником метода объяснительного чтения стал К.Д.Ушинский - автор учебников-хрестоматий «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864), а также ряда работ: «О первоначальном преподавании русского языка» (1864)»; «Руководство к преподаванию по «Родному слову» (1864). Цель, которую ставил К.Д.Ушинский в своих хрестоматиях для классного чтения в начальных народных школах (новый тип учебных заведений), - учить сознатель­ному чтению русских детей 8 - 9 лет. Главный принцип: все, что прочитано, должно быть понято учащимися, т.е. объяснено.

Вклад К.Д.Ушинский в методическую науку:

- он научно обос­новывает, что и как нужно читать в младших классах. В его хре­стоматии « Детский мир » шесть отделов, включающих статьи о природе, о детском мире, статьи, сообщающие сведения из русской истории, из географии, дающие первые уроки логики, а также сти­хотворения русских поэтов и прозаические отрывки из русских пи­сателей:

- К.Д.Ушинский первым включил в круг детского чтения произведения устного народного творчества, и это стало методической традицией;

- в се предметы начального образования концентрировались вокруг курса родного языка вообще и чтения в частности;

- было положено на­чало традиции включать в хрестоматии по чтению наряду с худо­жественными произведениями научно-познавательные - деловые статьи, как их называл К.Д. Ушинский;

- хрестома­тия «Детский мир» для объяснительного чтения предусматривала связь с на­глядным обучением, которому отводилось место отдельного пред­мета. В деловых статьях ребенку давались знания об окружающей природе, о жиз­ни общества. Однако К.Д.Ушинский считал, что «не само знание, а идея, развиваемая в уме дитяти усвоением этого знания, - вот что должно составлять зерно, сердцевину, последнюю цель таких занятий»;

- К.Д. Ушинский считал, что приемы чте­ния, система разбора должны определяться литературными свойст­вами видов и жанров художественных текстов: при чтении сказок рекомендовалось сосредоточиться на их пересказе, а стихи и басни предлагалось учитьс детьми наизусть; пословицы рассмат­ривались как маленькие умственные задачи; загадки могли быть полезными объяснения «картинного описания предмета» и т.д.

- чтение с объяснением подкреплялось катехизической [2] беседой, в ходе которой детям задавались вопросы двух видов: 1) испытательные, с помощью них учитель выяснял, по­няли дети то, о чем читали, или нет; 2) наводящие на правильное понимание про­читанного - они служили отправным моментом для объясне­ний учителя.

- при работе с произведением, считал К.Д.Ушинский, вопросы должны выстраиваться от частных к обобщающим, а объяснения должны быть до­ступны и полезны, т.е. разъяснять только то, что нужно и можно знать детям. Чем ребенок младше, тем детальнее и мельче могут быть вопросы, а чем старше, тем скорее вопросы должны носить обобщающий характер. При этом К.Д.Ушинский предупреждал, что учителя должны быть умеренными в своих объяснениях.

- К.Д. Ушинского требовал, чтобы дети «при чтении не толь­ко поняли, но и почувствовали произведение»[3].

- в методике обучения чтению существует противоречие: текст может быть прочувствован, когда он понят, но чтобы понять текст, надо дробить его (и его восприятие) на части, а обилие мелких вопросов мешает це­лостному восприятию произведения, нарушает его эсте­тическое воздействие. Для преодоления этого противоречия К.Д.Ушинский предложил обязательно подготавливать детей к восприятию произведе­ния: в ходе подготовительной беседы объясняется все непонятное, незнакомое, и произведение таким образом становится «поэти­ческим результатом беседы». При этом К.Д.Ушинский считал полезным чтению художественного произведения предпослать чтение деловой статьи на близкую тему. В таком случае снималась необходимость давать детальные объяснения при чтении художе­ственного произведения. Этому способствовал также и тематиче­ский принцип компоновки учебного материала: времена года; домашние и дикие животные; орудия труда и т.п.

- К.Д.Ушинский писал о необходимости двух видов чтения - логического и эстетического:- логическое чтение требует полного осознания каждого выражения, каждой мысли, понимания связи между словами, высказываниями, частями текста; - эстетическое чтение прежде всего наделено на возбуждение чувств читающего. Благодаря такому чтению ребенок может познако­миться с разными сторонами жизни, так как «многое понимается чувством и не может быть объяснено умом».

 

Метод объяснительного чтения К.Д.Ушинского, конечно, должен использоваться творчески. Учителя часто задавали слишком много дробных вопросов по тексту, стремясь сделать текст понятным детям и дать больше знаний из разных областей, в результате чего за частностями терялось целое, комментарии учителя уводили от истинного смысла художест­венного произведения. Например, один из методистов того времени пред­лагал такие вопросы после чтения пушкинских строк:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 5214; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.