Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взгляды Л.Н.Толстого на процесс обучения чтению





На дровнях обновляет путь.

Зима! Крестьянин торжествуя

- О ком говорится в этой мысли?

- Кого называют крестьянином?

- Что крестьянин делает?

- Что еще можно обновить?

- На чем крестьянин обновляет путь?

- Что такое дровни!

- Как крестьянин обновляет путь?

- Что значит торжествуя!

- Почему ему весело?[4]

 

Методическая система Л.Н.Толстого была построена на доверии ребенку, на вере в его природные силы. В частности, Л.Н. Толстой считал, что нет смысла объяс­нять слова при чтении: если ребенку знакомо понятие, то «слово почти всегда готово», тогда и нет нужды его объяснять. Непонят­но то слово, которое выражает незнакомое понятие, а в этом слу­чае словами объяснять слово совершенно бессмысленно.

Л.Н.Толстой считал также, что учителю вовсе не обязательно забо­титься о понимании детьми литературного произведения: понима­ние придет постепенно, в ходе занятий чтением.

 

Л.Н.Толстой высказал оригинальную мысль о создании «переходной литера­туры», которая должна помочь ребенку постепенно перейти от чте­ния знакомых слов и близких ему фольклорных жанров к чтению художественных произведений, т.е. подготовиться к уяснению ли­тературного языка, к пониманию условного мира художественной литературы. Эта идея была реализована в «Книгах длячтения» (1872), куда вошли рассказы Л.Толстого для детского чтения: язык рассказов постепенно усложня­ется и приближается к литературному языку, - и это главный принцип компоновки учебного материала в книгах: Л.Н.Толстойне группирует рассказы в отделы,как это принято в учебных хрестоматиях, чтобы не навязывать ребенку чуждой ему логики взрослого. Постепенное чтение рассказов, содержание которых от текста к тексту углубляется, а язык усложняется, способствует росту понимания прочитанного и формированию умения читать сознательно. Многие рассказы Л.Н.Толстого, написанные им с учебными целями, вошли в круг детского чтения, стали классикой детской литературы и до сих пор включаются авторами в хрестоматии для начальной школы.

 

И К.Д.Ушинский, и Л.Н.Толстой не просто провозглашали обязательность сознательного чтения на самых начальных стадиях обучения, но и заботились о научении ребенка чтению художественных произведений (эстетическому чтению, как говорил К.Д.Ушинский).

 





Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2531; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.001 сек.