Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод литературно-художественного чтения

Литературно-художе­ственное чтение принято противопоставлять ме­тоду объяснительного чтения. Его ц ель - эсте­тическое воспитание детей, формирование эстетического вкуса учеников, активизация интереса к литературе как искусству сло­ва.

 

В центр обучения была поставлена теория словесности, по­этому учебная книга «Наш мир»[6] (1916) структурировалась в соответствии с литературоведческими поня­тиями, с которыми должны были познакомиться дети:

1-й раздел - поэзия и проза;

2-й - образцы сочинений разных типов: описание, повествование, рассуждение;

3-й - пропедевтический, готовящий к изучению главных родов поэзии: эпоса, лирики, драмы;

4-й - эпос;

5-й - лирика;

6-й - драма;

7-й - поэт и поэзия: письма, мемуа­ры, научная проза по литературе. Цель последнего раздела - рас­крыть перед учениками сам процесс литературного творчества, по­казать способы художественного познания мира.

Очень тщательно были отобраны произведения для чтения:

- исключались тексты познавательного характера (которые принято обозначать термином деловая статья);

- предъявлялись образ­цы русской классической литературы - Пушкин, Лермонтов, Го­голь, Толстой и др.;

- предлагались лучшие произведения поэтов близкой эпохи - К.Бальмонта, В.Брюсова, А.Блока;

- составители хрестоматии сознательно не включали в книгу произведения так называемой «текущей литературы», так как последние еще не прошли проверку временем и не стали объектами, целесообразными для школьного изучения.

 

Представители литературно-худо­жественного направления подчеркивали ведущую роль теории в системе обучения и считали, что при работе в классе теория должна вырастать из литературных фактов, должна быть обобщающим моментом в деятельности детей с текстами кон­кретных произведений.

 

А.Я.Острогорский наряду с задачами лите­ратурного образования выдвигал идеи глубокого изучения рус­ского языка, его образной силы, многообразия и красоты. А.Я. Острогорский в хре­стоматию « Живое Слово » включил лучшие произведения русской классической литературы, доступные ма­ленькому ребенку по возрасту и развитию, способные «воз­будить в нем добрые чувства»[7]. Все тексты «Живого Слова» представляют собой законченные оригинальные целостные произведения без сокращений и переделок.

Руково­дствуясь установкой на изучение языка, автор включил в учеб­ную книгу большое количество словарных упражнений, которые могли помочь детям осознать жизнь слова в конкретных рече­вых ситуациях: пословицах, загадках.

 

Методисты литературно-художественного чтения в основном ориентировались на младшие классы гимназии, поэтому за рам­ками их внимания остались самые первые годы обучения ребенка чтению, когда он учится озвучиванию и осознанию озвученного текста. Однако А.Я. Острогорский предупреждал о важности начального периода в обучении чтению: «Ученик, кото­рого в младших классах постоянно держали на мертвом формаль­ном материале грамматических правил и скучного «объяс­нительного чтения», в большинстве случаев не способен уже по­нимать красоты русской речи, в нем трудно возбудить и развить любовь и интерес к литературе »..

 

В системе литературно-художественного чтения большое зна­чение придавалось активности детей [8]. Учащимся предлагались, например, такие задания:

- рассмотреть пословицу с двух сторон: со стороны буквально­го смысла и поэтического иносказания - Близок локоток, да язык короток;

- определить образы, заключенные в следующих словах: моло­ко на губах не обсохло; держать ухо востро и т.п.;

- написать сочинение на тему: «Небо днем и ночью», «Наша улица в разные моменты дня», «Смешной случай в моей жизни».

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Метод воспитательного чтения Ц.П. Балталона | Творческое чтение как направлениев методике сложилось к 20-м годам XX в. Сущность метода была раскрыта в книге С.И.Абакумов «Творческое чтение» (1925)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1860; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.