Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сфера читательского воображения

Воображение в психологии понимается как способность чело­века, свойство его психики воссоздавать в памяти образы пре­жнего опыта и сочетать их или претворять их в новые образы. В пси­хологии под термином «образ» подразумеваются не только зри­тельные представления, но и слуховые, осязательные, обонятель­ные восприятия и ощущения — все богатство впечатлений бытия.

Различают пассивное и активное воображение:

1) пассивное (репродуктивное, воссоздающее) вооб­ражение – это более или менее отчетливое воспроиз­ведение в памяти или сновидениях образов прошлого. Это способ­ность к конкретизации (зрительной, слуховой, тактильной) словес­ных образов, авторских изобразительных деталей и воссозданию на их основе отдельных образов произведения или их элементов. В оссоздающее воображение опирается на кон­кретные авторские детали в описании образов и обрисованную ситуацию. Например, читая рассказ В.Драгунского «Тайное становится явным», читатель воссоздает словесные образы, мыс­ленно представляя, как выглядят герои. Но описаний мамы, Де­ниски, милиционера в рассказе нет, а потому зрительно конкре­тизировать образы трудно, вследствие чего читатель, включив лишь воссоздающее воображение, опишет героев скудно, опираясь на ряд авторских указаний: Дениска — маленький мальчик, мили­ционер — мужчина в милицейской форме, мама — женщина в домашней одежде, молодая, так как ее сын еще мал.

и 2) активное (продуктивное) воображение - это способ­ность к конкретизации (зрительной, слуховой, тактильной) словес­ных образов, авторских изобразительных деталей и мысленному до­страиванию на их основе целостной картины жизни — сложного образа. Высшей формой активного воображения является творческое. Особенностями творческого художественного воображения являются способность создавать на основе переработки прежних представлений новый целостный образ, умение осветить и раскрыть новые, еще не изведанные связи вещей и явлений. Поскольку автор никогда не описывает образы во всех деталях, то читатель вовлекается в процесс сотворчества: он достраивает художественный образ до целостного на основе деталей, сооб­щенных автором, привнося в произведение свое представление о героях, пейзажах, интерьерах, событиях и т.п., основываясь на собственном жизненном опыте. Так, творческое воображение по­может читателю упомянутого рассказа В. Ю.Драгунского более кон­кретно представить героев в разных эпизодах, привнеся в произ­ведение свой жизненный опыт, дорисовать намеченное автором: например, милиционер уже не только будет одет в форму, но у него окажутся строгое лицо, серьезный взгляд, громкий голос, возмущенные интонации.

Для этого процесса характерно проявление догадки, интуи­ции читателя, основанных на авторском тексте и собственном жизненном опыте. В этом случае речь идет не просто о конкрети­зации образов, а о расширении художественного пространства произведения.

Критериями оценки работы сферы воображения будут активность, богатство (для творческого воображения), степень конкретизации художественных образов и степень произвольности читательского воображения (подчиненности авторскому замыслу).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сфера читательских эмоций | Сфера осмысления произведения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2064; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.