Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сфера читательских эмоций

Сферы читательского восприятия

Читательского восприятия

Сферы читательского восприятия. Способы выявления

В методике преподавания художественной литературы условно выделяются три сферы читательского восприятия, от активной работы которых зависит конечный результат читательской дея­тельности — осмысление и интерпретация произведения:

1) сфера читательских эмоций;

2) сфера воображения (способности к конкретизации словес­ного образа и предвидению, прогнозированию);

3) сфера осмысления, в которой условно выделяют две состав­ляющие: осмысление содержания и осмысление художественной формы.

В процессе чтения все сферы взаимодействуют между собой, поэтому такое разделение процесса на составляющие элементы достаточно условно.

Под полноценным восприятием будем понимать результат чи­тательской деятельности, заключающийся в сопереживании читателя героям произведения и его точных эмоциональных реакциях на их поступки; в адекватном авторским намерениям воспроизведении в воображении художественных образов и в достраивании их до целост­ных; в понимании характеров персонажей, их отношений друг с дру­гом и миром в целом, причин и последствий их поступков и точной их оценке; в понимании авторского отношения к ситуациям, к персо­нажам и их поступкам, к социуму и причин изменения этого отноше­ния; в понимании авторской позиции и художественной идеи произ­ведения.

Читательские эмоции — это чувственный отклик читателя, его переживания, возникающие при восприятии литературного про­изведения:

1. Эмоциональные читательские реакции на содержание произ­ведения. Эти эмоции вызываются образами-персонажами, внешностью героев, их качествами, поступками, ситуациями, в которых оказываются персонажи, образами природы и т.п. Так, герой может нравиться, вызывать у читателя эмпатию, сочувствие, другие герои могут отталкивать читателя. Оценки, которые мы даем персонажам, во многом зависят от нашего эмоционального восприятия: одним мы готовы все простить и оправдать даже неблаговидные их по­ступки, с других же спрашиваем без снисхождения.

2. Эмоциональные читательские реакции на художественную форму произведения, мастерством писателя (Эчф) — красотой слова-образа, ритмом, звуковыми сочета­ниями, оригинальностью построения образа и т.п. Они прояв­ляются, например, в таких оценках: «Как красиво написано! Как нежно звучат эти строки! Этот ритм заставляет подняться и броситься в бой! Стихотворение завораживает. Читая, я вижу все так, словно сам побывал на месте действия. Мне даже хо­лодно (жарко) стало. У меня у самого закружилась голова...»

Роль эмоциональной сферы в восприятии литературы велика, потому что, только пережив какое-то событие, мы запоминаем его, включаем в свой опыт. Очень важно, какие эмоции испыты­вает читатель, насколько они точны, адекватны тем, какие наме­ревался вызвать у читателя автор, и насколько они сильны, т.е. захватывают ли они читателя.

Но неадекватные эмоции могут сыграть отрицательную роль. Критериями оценки работы эмоциональной сферы являются ак­тивность и точность (адекватность авторским намерениям) читатель­ских эмоций.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Специфика деятельности читателя художественной литературы | Сфера читательского воображения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 6846; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.