КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сфера читательских эмоций
Сферы читательского восприятия Читательского восприятия Сферы читательского восприятия. Способы выявления В методике преподавания художественной литературы условно выделяются три сферы читательского восприятия, от активной работы которых зависит конечный результат читательской деятельности — осмысление и интерпретация произведения: 1) сфера читательских эмоций; 2) сфера воображения (способности к конкретизации словесного образа и предвидению, прогнозированию); 3) сфера осмысления, в которой условно выделяют две составляющие: осмысление содержания и осмысление художественной формы. В процессе чтения все сферы взаимодействуют между собой, поэтому такое разделение процесса на составляющие элементы достаточно условно. Под полноценным восприятием будем понимать результат читательской деятельности, заключающийся в сопереживании читателя героям произведения и его точных эмоциональных реакциях на их поступки; в адекватном авторским намерениям воспроизведении в воображении художественных образов и в достраивании их до целостных; в понимании характеров персонажей, их отношений друг с другом и миром в целом, причин и последствий их поступков и точной их оценке; в понимании авторского отношения к ситуациям, к персонажам и их поступкам, к социуму и причин изменения этого отношения; в понимании авторской позиции и художественной идеи произведения. Читательские эмоции — это чувственный отклик читателя, его переживания, возникающие при восприятии литературного произведения: 1. Эмоциональные читательские реакции на содержание произведения. Эти эмоции вызываются образами-персонажами, внешностью героев, их качествами, поступками, ситуациями, в которых оказываются персонажи, образами природы и т.п. Так, герой может нравиться, вызывать у читателя эмпатию, сочувствие, другие герои могут отталкивать читателя. Оценки, которые мы даем персонажам, во многом зависят от нашего эмоционального восприятия: одним мы готовы все простить и оправдать даже неблаговидные их поступки, с других же спрашиваем без снисхождения. 2. Эмоциональные читательские реакции на художественную форму произведения, мастерством писателя (Эчф) — красотой слова-образа, ритмом, звуковыми сочетаниями, оригинальностью построения образа и т.п. Они проявляются, например, в таких оценках: «Как красиво написано! Как нежно звучат эти строки! Этот ритм заставляет подняться и броситься в бой! Стихотворение завораживает. Читая, я вижу все так, словно сам побывал на месте действия. Мне даже холодно (жарко) стало. У меня у самого закружилась голова...» Роль эмоциональной сферы в восприятии литературы велика, потому что, только пережив какое-то событие, мы запоминаем его, включаем в свой опыт. Очень важно, какие эмоции испытывает читатель, насколько они точны, адекватны тем, какие намеревался вызвать у читателя автор, и насколько они сильны, т.е. захватывают ли они читателя. Но неадекватные эмоции могут сыграть отрицательную роль. Критериями оценки работы эмоциональной сферы являются активность и точность (адекватность авторским намерениям) читательских эмоций.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 6905; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |