Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика деятельности читателя художественной литературы

Специфика художественного текста и особенности читательской деятельности

Теперь рассмотрим специфику художественного текста и осо­бенности деятельности читателя художественной литературы.

 

3.1. Художественная литература как вид искусства

Художественная литература — один из видов искусства, кото­рый является средством познания жизни, отра­жая и осмысляя действительность посредством образов.

Как любой вид искусства, литература имеет свои художест­венные законы, но в то же время мы можем выделить черты, объединяющие ее со всеми другими видами искусства:

- во-пер­вых, это образность, лежащая в основе любого искусства;

- во-вто­рых, это коммуникативность — обращенность к читателю, зрите­лю, слушателю;

- в-третьих, эмоциональность — воздействие на чувства адресата;

- в-четвертых, идейность — произведение искус­ства всегда отмечено печатью индивидуальности творца: миро­восприятие, мироотношение и мировоззрение автора и есть тот материал, из которого строятся художественные образы, транс­лируя авторскую идею.

 

У каждого искусства свой художественный язык, свои средства создания образов. Образ в литературе создается с помощью слова, но не звучащего, как в устной речи (таким было народное словесное искусство, или фольклор), а письменного, т.е. закоди­рованного специальными знаками-буквами на бумаге. В отличие от музыки и изобразитель­ных искусств литератураискусство синтетическое: слово ока­зывается способно передавать звуки, как музыка, рисовать, как краски, т.е. создавать и зрительные, и слуховые, и обонятельные, и даже тактильные (осязательные, кинестетические) образы. Но чтобы произведение ожило, необходим тот, кто будет его читать, т. е. расшифровывать знаки, переводя их в слова. Но и этого мало. Слово само по себе (буквенный и звуковой комплекс) носитель значения. Образ необходимо воссоздать, сложить из отдельных слов, а для этого читателю нужны развитое воображение, богатый жиз­ненный опыт и память. Поэтому литература не способна в полной мере заменить другие виды искусства, так как напрямую связана с читательскими способностями конкретизировать словесные об­разы.

 

В методике преподавания литературы читательскую деятельность принято называть восприятием произведения. Процесс восприятия в методическом понимании включает в себя как непосредствен­ное знакомство с произведением (восприятие в психологическом смысле), так и его осмысление.

В чем же состоит специфика деятельности читателя словесно-художественного произведения?

Процесс восприятия начинает­ся с чтения. Читая, человек сначала декодирует буквенные обо­значения в звуки и произносит (возможно, про себя, в сверну­той форме) слова; расшифровывает слова, переводя их в поня­тия и образы; подвергаясь эмоционально-чувственному воздей­ствию художественных образов, «входит» в созданную писате­лем художественную реальность и превращается в непосредственного наблюдателя, а иногда (при сильно развитом воображении) и участника описываемых событий. При этом читатель конкрети­зирует словесные образы, подключая свой собственный жизнен­ный опыт, испытывает разные ощущения, а затем и эмоции и одновременно предполагает, как будут дальше развиваться со­бытия.

Начинается процесс осмысления прочитанного: читатель пости­гает характеры персонажей, пытается понять логику развития дей­ствия, скрытые мотивы поступков. Подсказки он находит в худо­жественной форме произведения: в особенностях стиля и прояв­лении авторских реакций, в особенностях композиции: в назва­нии произведения, его жанровой форме, в расположении собы­тий на ленте времени и последовательности их предъявления по­вествователем, в авторском сопоставлении персонажей или их противопоставлении друг другу, в параллельных и оппозицион­ных образах, в связях образов героев с пейзажами, во включении снов, видений, воспоминаний героев, в упоминании, казалось бы, незначительных фактов — в стилистических и сюжетных де­талях произведения и т.д. Иногда читатель останавливается и даже возвращается к прочитанным ранее эпизодам, иногда, стремясь быстрее узнать, как закончатся события и к чему же приведет автор своих героев, «проглатывает» произведение и лишь потом спокойно перечитывает его, интересуясь не только событиями, но и идеей, которую стремился высказать автор.

Завершается процесс восприятия синтезом отдельных элемен­тов произведения — содержания, композиции и языка — в единое целое, особый художественный мир, созданный писателем для выражения собственных взглядов и идей. Постижение законов этого мира и приводит читателя к пониманию авторской идеи. В процес­се чтения человек не только получает новую информацию, не только размышляет, но и испытывает разнообразные эмоции, связанные с содержанием произведения, и эстетическое наслаж­дение (или, напротив, отторжение), вызванное мастерством пи­сателя.

Очевидно, что чем лучше читатель знаком со спецификой ли­тературы как вида искусства, тем легче и полнее он понимает ее художественный язык.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Специфика научного текста | Сфера читательских эмоций
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2812; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.