Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика научного текста

Понятие о чтении

Как особый вид деятельности

Чтение литературно-художественного произведения

 

Чтение — это слож­ный психический процесс, для которого характерны две взаимо­связанные стороны: 1) техническая — движение глаз и речезвукодвигательные про­цессы; 2) мыслительная — восприятие и понимание прочитанного, т.е. движение чувств и мыслей читателя.

 

В методике преподавания литературы под процессом чтения понимают процесс восприятия словесного произведения, кото­рый может быть представлен в виде схемы:

зрительное восприятие текста как набора буквенных символов → перекодировка символов (букв) в звуки и произнесение слов → пси­хическое восприятие слов (понимание их значения, воссоздание об­разов, понятий и содержания текста) → осмысление читаемого (по­стижение смысла).

 

Д еятельность читателя напрямую зависит как от специфики текста, художественного или научного, так и от це­лей, которые читатель ставит перед собой.

 

Научной литературой называют совокупность произведений письменности, которые создаются в результате научных исследо­ваний или теоретических обобщений и распространяются в целях информирования специалистов о последних достижениях науки, о ходе и результатах исследований. Предметом научной литературы является сама наука, т.е. идеи, гипотезы и факты, за­коны и категории, открытые и сформулированные учеными.

Ранние научные произведения создавались в жанрах тракта­тов, диалогов, поучений, рассуждений, путешествий, писем, жиз­неописаний. Постепенно эти формы сменили новые: монографии, обзоры, статьи, доклады, рецензии, биографические, географи­ческие описания (очерки), авторефераты, рефераты, тезисы докла­дов и т. п.

Стилистика современной научной литературы отличается объек­тивностью и строгой логичностью изложения, ясностью и точно­стью языка, использованием знакового аппарата науки (терми­нов, символов, формул, графиков, схем, чертежей и т.п.). Язык науки — это прежде всего понятия. Образность, эмоциональность, субъективность чужды языку науки, так как допускают много­значность. Задача автора научного текста — абсолютно точно пе­редать читателю информацию и исключить любую двусмыслен­ность в ее понимании. Он не оценивает явление действительно­сти, а лишь описывает его.

Наблюдается и композиционное единообразие научного тек­ста: сначала формулируется цель работы, затем излагаются ре­зультаты и позиции предшественников, обосновываются мето­дология и методы исследования, описывается собранный мате­риал, экспериментальная база, полученный результат и его оцен­ка, завершаться научный текст может предложениями на буду­щее.

Для публикации результатов научных работ существуют специ­альные издания: научные журналы, бюллетени, вестники, сбор­ники статей, справочники и т. п.

Очевидно, что читатель, незнакомый с понятиями и термина­ми той или иной науки, ее методами исследования, далекий от ее проблем, мало что поймет в научном тексте.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Развитие методики чтения в 30-70-е годы XX в | Специфика деятельности читателя художественной литературы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1101; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.