Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наивный реализм

Читайте также:
  1. Искусство социалистического реализма.
  2. Искусство социалистического реализма.
  3. Итог: реализм, но всегда прослеживается средневековая символика
  4. Научное знание. Критический, научный реализм
  5. Реализм в американской литературе. Военные рассказы.
  6. Реализм: Америка 30-х в художественной прозе и публицистике
  7. Социологический реализм и номинализм
  8. Соцреализм
  9. Сюрреализм
  10. Сюрреализм и Аполлинер
  11. Универсалиях: номинализм и реализм

Младший школьник как читатель

Выявляем активность и творческого воображения.

1. Опиши, каким ты видишь старика охотника, сердящегося на зай­цев.

2. Представь, что ты вошел в лес, описанный в III главе. Расскажи, что ты видишь, слышишь, ощущаешь, оказавшись в этом лесу.

 

Выявляем особенности восприятия читателем художественной формы произведения на уровне стилистической детали и на уровне композиции.

1. С какой целью автор называет охотника не стариком, а старичком"?

2. Зачем автор включает в сказку несколько пейзажей?

 

Активизируем сферу осмысления содержания, задавая вопросы аналитического и концептуального характера.

Выявляем, осознает ли читатель авторское отношение к персо­нажам и событиям, точность и глубину осмысления характера пер­сонажа и качество осмысления идеи произведения.

1. Считает ли автор сказки Зайца хорошим другом Серой Шейки? Обоснуй свое мнение.

2. Как автор относится к Селезню?

3. Какие чувства вызывает у автора решение уток оставить свою дочь?

4. Какие качества Серой Шейки помогли ей выдержать все испыта­ния?

5. Какие жизненные позиции сталкиваются в сказке и какую из них разделяет автор?

 

Мир маленького ребенка — это мир чувств. Младший школь­ник в этом немногим отличается от дошкольника, для которого свойственно чувственное отражение мира. Пока логи­ческое мышление имеет для него все-таки вспомогательное зна­чение, уступая мышлению образному. У ребенка изначально преобладает первая сигнальная система, т. е. он оперирует зрительными, слуховыми, двигательными и други­ми конкретными образами и представлениями. Слова и связанные с ними понятия относятся ко второй сигнальной системе, поня­тийное освоение мира требует умения логически мыслить, абст­рагировать и обобщать. Логико-понятийное мышление оперирует отдельными признаками предметов и явлений или их совокупно­стями так, как если бы они сами по себе существовали в действи­тельности. Логическая мысль строго контролируется сознанием. Логическое мышление ведет от образа в отвлеченный анализ. Об­разовательный процесс приводит к расширению объема мышле­ния, а значит, и к отрыву мышления от восприятия. Как указывал П. П. Блонский, «мышление все более и более становится нена­глядным».

 

Восприятие художественного произведения младшими школь­никами в целом можно определить как наивно-реалистическое. Выражение «наивный реализм» появилось в психолого-педаго­гической литературе еще в 20-е годы XX века. Наивный реализм означает «прочную привязан­ность человека к действительности, непонимание условностей искусства» (Н.Д.Молдавская). Традиционно оно характеризует такой уровень читательской деятельности, когда специфика литературы как искусства не осознается читателем, а именно:



- художественный образ отождествляется с реальной фигурой;

- вымысел, если он и замечается читателем, противопоставля­ется правде;

- литературное произведение воспринимается как описание реальных жизненных фактов.

Наивный реализм в области эмоций характеризуется активно­стью сопереживания, прямой формой выражения чувств, иг­норированием автора как творца произведения.

 

Читательский наивный реализм в психолого-педагогической литературе рассматривается в двух аспектах:

- как естественное и плодотворное состояние ребенка от 6 до 12 лет; наи­вное реалистическое восприятие произведения в младшем школьном возрасте возбуждает интерес к чтению и придает силы читательскому переживанию; положительные стороны наивного ре­ализма «должны быть сохранены и на следующих ступе­нях литературного развития: искренность сопереживания, умение "забыть себя", почувствовать реальность действительности, со­зданной искусством».

- как ущербное, косное состояние в более позднем возрасте, как задержка литературного развития, препятствующая полноцен­ному восприятию искусства.

 

Главная особенность искусства — условность — ребенком еще не осознается, но прак­тически близка ему и необходима. К ней он подготовлен условно­стями речи и игры. В пору дошкольного детства разные виды условностейестественно взаимодействуют: сказка рождает игру, а игра, в свою очередь, — речевое творчество и т.д.

Но научить ребенка постигать худо­жественную условность искусства можно тогда, когда созреют необходимые психические и возрастные предпосылки для скачка в мир произвольности и осознанности. А такие предпо­сылки у младшего школьника, безусловно, имеются. В связи с этим Н. Д. Молдавская отмечает: «Перевал в развитии психиче­ских функций дети начинают преодолевать в начальной школе, они постепенно освобождаются от непосредственных связей с конкретно-предметным миром и начинают овладевать формами абстрактного мышления».

Когда уместно и целесообразно на­чинать разговор о литературном произведении как творении пи­сателя? Современные методисты считают, что работу по преодолению наивного реализма в восприятии ли­тературы следует начинать уже в первом классе начальной школы, создавая тем самым благоприятные условия для дальнейшего литературного развития ребенка.

 

Но возникает вопрос: не связанно ли долгое пребывание школь­ников на этапе наивного реализма не столько с чертами возраста, сколько с особенностями обучения? Надо отметить, что 1) в современной школе до сих пор в качестве ведущей задачи начального обучения выступает развитие логического мышления ребенка, которая решается на разном материале, в том числе и на материале художественной литературы. Основная работа ребенка на уроке литературы сво­дится к составлению плана, выделению главной мысли в абзацах, пересказу; 2) во-вторых, художественные произведения активно исполь­зуются в целях нравственного воспитания. Основным «методиче­ским» приемом является навязывание детям готовых этических оценок.

Очевидно, что это не способствует литературному развитию детей, более того, обедняет нравственное воспитание: решение литературного конфликта на основе житейских оценок закрывает ребенку возможность выхода к авторской позиции, задерживает его духовное развитие. Все это закрепляет слабые стороны наив­но-реалистического восприятия и тормозит литературное разви­тие младших школьников.

 

В методике начального обучения литературе уже существуют попытки направить детское восприятие на понимание авторской позиции, но делается это бессистемно, параллельно с решением основных задач обу­чения. И тому, что младший школьник до конца обу­чения в начальной школе остается наивным реалистом, во мно­гом способствует современное обучение. Чтобы судить о действи­тельных возрастных особенностях восприятия литературы млад­шими школьниками, необходимо изменить содержание и мето­ды обучения литературе.

Наивный реализм ребенка не является препятствием для по­вышения качества восприятия литературы и полноценного ли­тературного развития. Необходимо помочь ребенку обнаружить автора в произведениии понять его точку зрения, увидеть то эмоционально-оценочное авторское от­ношение, которое пронизывает все произведение, и, пережив которое, можно найти ключ к искусству, перейти с житейского на качественно иной, эстетический уровень восприятия литера­туры.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Постановка вопросов, активизирующих работу сфер читательского восприятия | Способность младшего школьника к зрительной конкретизации

Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3428; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.