Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фрагментарный уровень

Уровни восприятия художественной литературы младшими школьниками

Внимание младшего школьника к художественной форме.

Х удожественная форма просто не существует для ребенка, не различающего искусство и действительность. Он оценивает про­исходящее в произведении только с собственной точки зрения, в силу своего жизненного опыта. Голос автора младший школьник практически не слышит, а потому и не видит его отношения к происходящему и персонажам. Однако многие дети тонко эмоцио­нально реагируют на художественную форму, особенно на мело­дику и ритм стихов, чувствуют красоту художественного образа, но объяснить причины своих эмоциональных реакций они не мо­гут, так как не осознают их.

 

Осмысление содержания произведения младшим школьником.

Мышление младшего школьника отличает­ся конкретностью и образностью. Широко известны слова К.Д.Ушинского о том, что ребенок «мыслит формами, краска­ми, звуками». В мышлении ребенка младшего школьного возрас­та в единстве представления и понятия господствующим являет­ся представление, которое всегда эмоционально окрашено. По­этому и обобщение младшего школьника своеобразно.

Психологи утверждают, что младший школьник уже спосо­бен к обобщению. Но обобщаются преиму­щественно «внешние», чувственные, наглядные связи.

В центре внимания ребенка на­ходится событие и герои.

Детская литература, ориентируясь на особенности психического развития маленького читателя, не предлагает сложных сюжетов и фабул, сложных идей. Она ищет пути к сознанию ребенка, пользуясь теми художественными сред­ствами, которые будут доступны читателю этого возраста, — от­сюда и особенности стиля произведений для детей. Идею ребенок выводит не из текста, а из личного опыта, на уровне житейских представлений. Как и почему он при­нял такое решение, маленький читатель объяснить не может, а потому и не хочет отвечать на наши вопросы типа «почему ты так решил, почему ты так считаешь?».

 

Как варьируется восприятие литературы младшими школьниками, исследовала М.П.Воюшина. Она выделила четыре уров­ня восприятия художественного произведения, характерные для младших школьников:

 

У ребенка отсутствует целостное представле­ние о произведении, так как его внимание сосредоточено лишь на отдельных, обычно самых ярких событиях — завязке, кульми­нации или развязке, т. е. на фрагментах произведения. Это приво­дит к тому, что ребенок не может установить причинно-следствен­ные связи в тексте, не может объяснить мотивы поступков геро­ев, их последствия. Фрагментарность восприятия приводит к тому, что даже пересказать произведение ребенок не в силах: он про­пускает события, путается в их последовательности, не запоми­нает имен героев, не может рассказать о них.

Эмоции ребенка могут быть яркими и достаточно точными (он сочувствует положительному герою, и ему не нра­вится герой отрицательный, он переживает за героя, радуется, если герою удается преодолеть препятствие), но выразить свои чувства в слове ребенок затрудняется: часто он ограничивается общими оценками «да, нравится», «нет, не нравится» или вооб­ще не называет своих чувств, тем более не может их объяснить.

Если образ-персонаж не оценивается автором однозначно, то ма­ленький читатель испытает затруднения в выработке своего лич­ного отношения к такому образу. Он оценивает его по первому поступку, не замечая изменений, происходящих с героем, изме­нений в эмоциональной палитре произведения, не видит, как относится к герою и его поступкам автор, не связывает свои пе­реживания с конкретными событиями, описанными в произве­дении. Сильная эмоциональная реакция чаще всего связана лишь с некоторыми, самыми яркими эпизодами в произведении, а иногда и лишь с одним — завязкой или кульминацией.

 

Для примера приведем несколько ученических ответов на во­прос о том, веселое или грустное стихотворение В.Орлова «Жад­ный туман »:

Шел по свету великан Под названием — Туман.

Был он серым, Непроглядным И к тому же очень жадным.

Съел он речку С берегами, Поле — вместе Со стогами,

Пять избушек, Пять старушек, Двести сорок пять Лягушек,

Съел дорогу Целиком, Закусил грузовиком

И опять пустился В путь, Чтобы съесть Чего-нибудь.

А внутри кричат Старушки, Громко квакают Лягушки,

И шофер грузовика Всем гудит издалека.

А туман все ел и ел И толстел, Толстел, Толстел.

Раздувался, раздувался — И внезапно Разорвался.

Вот и речка С берегами, Поле — вместе Со стогами,

Пять избушек, Пять старушек, Двести сорок пять Лягушек,

И дорога целиком, И шофер с грузовиком.

Только нет нигде тумана, Нет его — пропал туман...

Плохо даже великану, Если жадный великан!

Ответ: «Я думаю, что это веселое стихотворение, потому что тут туман в образе великана», «Веселое, потому что туман съел двести сорок лягу­шек», «Мне было смешно, потому что туман взорвался».

Произвольное воображение у ребенка, находящегося на фраг­ментарном уровне восприятия, развито очень слабо, вследствие чего воссоздание словесного образа подменяется обращением к личным жизненным впечатлениям или пересказом содержания. Такой читатель не может зрительно конкретизировать образы пер­сонажей и картины, описанные автором, еще и потому, что не обращает внимания на художественные и смысловые детали тек­ста. Ему проще вспомнить что-то похожее из собственной жизни и начать фантазировать на интересные ему темы, чем воссоздать в воображении картины, описанные автором.

Такие читатели часто вообще не выполняют заданий, требую­щих образной конкретизации, или ограничиваются кратким пе­ресказом.

Вот как отвечают ученики, находящиеся на фрагментарном уровне восприятия, на вопрос о том, что бы они нарисовали к стихотворению В.Орлова «Жадный туман»:

«Я нарисую к первой строфе», «Я нарисую, как туман шел и ел».

Осмыслить содержание и художественную форму дети не могут. Определить мотивы поведения персонажа, соотнести мотивы, об­стоятельства и последствия поступков героя ребенок может в ред­ких случаях (если описанные ситуации совпадают с теми, кото­рые уже есть в его личном опыте), а поэтому его мнение о персо­наже часто бывает неточным, искаженным или вообще неверным. По поступкам персонажа определить качества его характера такой читатель еще не может.

Художественное произведение воспринимается такими деть­ми как описание конкретного случая, имевшего место в дей­ствительности, потому что они не различают изображение и изоб­ражаемое (наивный реализм), не пытаются определить автор­скую позицию, не обобщают прочитанное. Образ автора-пове­ствователя (повествование от 3-го лица) не воспринимается наив­ными реалистами вообще. Для ребенка не имеет значения, кто рассказывает историю и как он ее рассказывает. Художественная форма его в принципе не интересует, так как он ее попросту пока не замечает. Ему наивно кажется, что все видят мир одина­ково — так, как он сам. Именно в школе он постепенно начина­ет понимать, что существуют разные точки зрения на одни и те же явления, вещи и т.п. Игнорирование художественной фор­мы, естественно, обедняет восприятие ребенка, и он не может осмыслить произведение полноценно, понять замысел автора, его идею.

Вот как пытаются объяснить роль художественной детали уче­ники, находящиеся на фрагментарном уровне восприятия:

«Зачем автор повторяет слова «ел», «толстел», «раздувался»?» — «Ел, ел, толстел и толстел, а потом лопнул», «Туман съедает все, что ему попадается».

Вопрос о количестве иллюстраций, которые необходимо сде­лать к стихотворению, требовал осмысления композиции произ­ведения. Ответы учеников, отнесенных к фрагментарному уров­ню, не содержат никаких объяснений, и количество иллюстра­ций совпадает с количеством строф или значительно его превы­шает, при этом дети не стараются вникнуть в содержание, в раз­витие действия, т.е. не видят связи между художественной фор­мой и содержанием.

«6 иллюстраций, по одной к каждой строфе», «Нужно сделать 15 ил­люстраций», «Иллюстраций 5 или 6».

Ответы на вопросы об авторском отношении к изображенно­му и об авторских намерениях, ведущие к осознанию художе­ственной идеи стихотворения, неразвернуты, неточны, односторонни, так как дети еще не умеют за конкретным видеть об­щее.

«Как автор относится к ситуации, к туману и жадным людям? Поче­му ты так решил?» — «Одинаково», «К туману плохо», «К туману злоб­но, потому что он их ел».

«С какой целью автор написал это стихотворе­ние?» — «Рассмешить, не знаю», «Напугать и рассмешить», «Насмешить и проучить».

В силу преобладания образного мышления в па­мяти ребенка отпечатываются не отвлеченные мысли и не общие понятия, а чувственные образы. Зато образное мышление направлено непосредственно к образу, к максимальному слия­нию с ним, вчувствованию в него.

Если мы грамотно построим образовательный процесс, то ре­бенок не утратит этих качеств своей психики, а разовьет их и обогатит умением совершать логические операции и будет спосо­бен подвижно переходить от образного мышления к логическому и наоборот.

При самостоятельной постановке вопросов к тексту дети, на­ходящиеся на фрагментарном уровне восприятия, или вовсе не справляются с заданием, или ставят один-два вопроса репродук­тивного характера, как правило, к началу текста.

 

К сказке X.К. Андерсена «Русалочка » дети с фрагментарным уровнем восприятия задали такие вопросы:

«Где жила русалочка?», «Что она увидела в море?», «Что сказала ведьма русалочке?»

Фрагментарное восприятие характерно для детей 5 — 6 лет. Прак­тически все дети, начинающие обучение в школе, находятся имен­но на фрагментарном уровне самостоятельного восприятия худо­жественных произведений.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Способность младшего школьника к зрительной конкретизации | Констатирующий уровень (репродуктивный)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.