Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровень персонажа (или аналитический)

Дети начинают вырастать из ра­мок наивно-реалистического восприятия, хотя и не преодолева­ют его полностью.

Эмоции таких детей точные, яркие и мотивированные: ребе­нок пытается передать в слове динамику своих эмоций, соотнести изменение своих чувств с конкретными событиями, описанными в произведении: «Стихотворение веселое, но грустно потому, что на свете есть много жадин»; «Мне было грустно и смешно. Смешно, потому что автор весело описывает туман и сравнивает его с жадинами, а грустно, потому что есть жадины».

 

Произвольное воображение ребенка более развито, чем у де­тей, находящихся на двух предыдущих уровнях восприятия. Ребе­нок, поднявшийся на уровень персонажа, может сосредоточиться на деталях текста, более внимателен при чтении, его интересуют не только события, но и образы героев. Способность к зрительной конкретизации, достаточно высокая для его возраста, помогает ему воссоздать в своем воображении образ на основе авторских художественных деталей, причем образ, воссозданный маленьким читателем, эмоционально окрашен. Это говорит и о внимании ребенка к стилистическим деталям текста. Конечно, ребенок не может подробно, в деталях самостоятельно дополнить описанный автором пейзаж, портрет, интерьер: но он способен при сопо­ставлении, скажем, иллюстраций, выбрать ту, которая наиболее соответствует его зрительным представлениям. Ребенок стремится предугадать события и поступки персонажей, он активно включа­ет в работу догадку и читательскую интуицию, хотя не всегда бывает точен, так как непроизвольное воображение все-таки пока сильнее произвольного и, оттолкнувшись от художе­ственной реальности, ребенок устремляется в создан­ную его собственным воображением и начинает приписывать ге­роям свои собственные оценки: «Мне было жалко дяденьку Юру, который на грузовике»; «Нарисо­вал бы, как туман закусывает грузовиком: серое облако с человеческим лицом пихает в рот грузовик, а внутри просвечивают лягушки и старуш­ки»; «В голубом небе солнце и клочки серые, это лопнул туман, а на земле зеленая травка, речка голубая, люди водят хороводы от радости, что спаслись, лягушки прыгают».

 

В произведении такого читателя интересуют прежде всего ге­рои. Дети верно определяют мотивы и последствия поступков пер­сонажей, дают оценку героям, обосновывают свою точку зрения ссылкой на поступки. Правда, во многом мотивация учеников остается наивной и поверхностной: дети воспринимают только явные факты и не видят подтекста в художественном произведе­нии. Элементы художественной формы иногда воспринимаются чи­тателями этого уровня. Чаще всего это смысловые и художествен­ные детали, связанные с образом главного героя. Композиция про­изведения не влияет на восприятие читателя и его оценки, хотя интуитивно они реагируют на конфликт и выделяют кульминаци­онные события. Правда, при специальных побуждающих вопросах учителя дети способны определить авторское отношение к персо­нажам, а иногда и авторскую позицию, идею произведения, хотя при самостоятельном чтении, как правило, не обращают внима­ния на автора текста.

Обобщения, которые делают ученики, не выходят за рамки конкретного образа: «Повторяются слова, чтобы показать, что туман очень жадный и по­степенно толстеет, увеличивается»; «Чтобы показать, что туман посте­пенно все закрыл, и сравнить с жадным человеком»; «Нужно всего два рисунка — с туманом и без него»; «Автору не нравятся жадные люди, он их предупреждает о том, что они лопнут»; «Туман не человек, поэтому автору его не жалко, а жадным быть плохо, он смеется над жадинами».

При постановке вопросов у детей данной группы преобладают вопросы на выявление мотивов поведения персонажей, на оцен­ку героев и на установление причинно-следственных связей. Воз­можны и обобщающие вопросы, но уровень обобщения связан прежде всего с оценкой персонажа. Вопросы уровня «персонажа» нацеливают уже на осмысление, а не на воспроизведение текста.Вопросы ставятся к произведению в целом, а не к отдельным эпизодам. Ребенок стремится осмыслить характеры героев, но об авторе произведения не вспоминает.

Вот примеры вопросов детей, находящихся на уровне персо­нажа, к сказке Х.К.Андерсена «Русалочка»: «Почему русалочка захотела жить на земле?», «Почему русалочка не убила принца?», «Почему она не могла рассказать принцу о себе?», «Что чувствовала русалочка, когда плыла к ведьме и услышала ее слова?»

Для ученика, заканчивающего обучение в начальной школе, уровень персонажа (аналитический) является нормой.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Констатирующий уровень (репродуктивный) | Литературное развитие младших школьников
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.